ПОСТАНОВЛЕНИЕ Волгоградской областной Думы от 15.03.2001 № 5/112
(с изм. от 19.07.2005)
"ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ" НА 2001 - 2005 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Действие документа приостанавливалось на 2005 год Законом Волгоградской области от 28.02.2005 № 1013-ОД (ред. 19.07.2005).
Действие программы, утвержденной данным документом, в части, не обеспеченной финансированием из областного бюджета, приостанавливалось на 2005 год (Закон Волгоградской области от 28.02.2005 № 1013-ОД). Приложение 28 Закона Волгоградской области от 28.02.2005 № 1013-ОД, которое приостанавливало действие программы, утвержденной данным документом, изложено в новой редакции Законом Волгоградской области от 19.07.2005 № 1089-ОД и имеет название "Распределение целевых средств, выделенных бюджетам муниципальных образований на 2005 год".
ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 марта 2001 г. № 5/112
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ" НА 2001 - 2005 ГОДЫ
(с изм., внесенными Законом Волгоградской области
от 28.02.2005 № 1013-ОД (ред. 19.07.2005))
Волгоградская областная Дума постановляет:
Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Охрана лесов от пожаров" на 2001 - 2005 годы.
Первый заместитель председателя
Волгоградской областной Думы
Е.В.СОРОКИН
Приложение
к Постановлению
Волгоградской областной Думы
от 15 марта 2001 г. № 5/112
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ" НА 2001 - 2005 ГОДЫ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы - Областная целевая программа "Охрана лесов
от пожаров" на 2001 - 2005 годы (далее -
Программа)
Решение о разработке - Постановление Правительства Российской
Программы Федерации от 27 марта 1997 года № 339
"О неотложных мерах по охране лесов от
пожаров и защите их от вредителей и
болезней в 1997 году", Постановление
Правительства Российской Федерации от
10 января 1999 г. № 35 "О федеральной
целевой программе "Охрана лесов от
пожаров на 1999 - 2005 годы",
Распоряжение главы администрации
Волгоградской области от 4 июля 2000 г.
№ 649-р "О разработке проекта областной
целевой программы "Охрана лесов от
пожаров на 2001 - 2005 годы"
Государственный - Администрация Волгоградской области
заказчик Программы
Основные разработчики - Комитет природных ресурсов по
Программы Волгоградской области (далее - КПР) и
государственное учреждение "Волгоградское
управление сельскими лесами" (далее - ГУ
"Волгоградсельлес")
Цели и задачи - Повышение эффективности противопожарной
Программы охраны лесного фонда путем осуществления
комплекса организационно - технических
мер, совершенствования экономической и
правовой базы, улучшения технического
обеспечения охраны лесов
Основные показатели - Создание противопожарных барьеров - 94,0
Программы тыс. километров;
уход за противопожарными барьерами -
358,7 тыс. километров;
наем временных пожарных сторожей - 2,5
млн. рублей;
лесохозяйственная противопожарная
пропаганда - 0,7 млн. рублей;
содержание лесной охраны - 39,5 млн.
рублей;
внедрение технических средств обнаружения
лесных пожаров - 3 штуки;
создание системы связи для оперативного
управления охраной лесов от пожаров - 105
штук;
строительство типовых производственных
помещений пожарно - химических станций -
8 штук;
приобретение и установка пожарно -
наблюдательных вышек - 4 штуки
Сроки и этапы - 2001 - 2005 годы
реализации Программы
Исполнители Программы - Лесхозы КПР и ГУ "Волгоградсельлес"
Объемы и источники - Общий объем финансирования составляет
финансирования 96,9 млн. рублей,
Программы в том числе:
капитальные вложения - 30,5 млн. рублей;
операционные расходы - 66,4 млн. рублей,
из них:
из федерального бюджета - 55,0 млн.
рублей;
из бюджета области - 10,8 млн. рублей;
собственные средства лесхозов - 31,1 млн.
рублей
Ожидаемые конечные - Сокращение убытков, причиняемых лесными
результаты Программы пожарами лесному хозяйству и экономике
области, сохранение биологического
разнообразия лесных экосистем, повышение
их экологического и ресурсного потенциала
Контроль - Администрация Волгоградской области,
за реализацией контрольно - счетная палата Волгоградской
Программы области
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Расположенная в зоне сухих степей и полупустынь Волгоградская область относится к малолесным регионам. Лесистость области - 4,3 процента. В ведении органов управления лесным хозяйством находится 576,8 тыс. гектаров леса, в том числе 54,2 тыс. гектаров сосновых насаждений. Кроме того, 121,8 тыс. га лесного фонда передано в безвозмездное пользование различным сельскохозяйственным формированиям. Охрану лесов от пожаров осуществляют государственная лесная охрана КПР в количестве 1300 человек, в том числе 660 лесников, и ведомственная лесная охрана ГУ "Волгоградсельлес" в количестве 300 человек, в том числе 70 лесников.
В условиях систематического дефицита финансирования лесного хозяйства из федерального бюджета лесхозы не могут обеспечить необходимый уровень противопожарной охраны лесов.
За последние 10 лет почти не велись работы по строительству новых пожарно - химических станций, не осуществлялась установка новых и замена пришедших в негодность пожарно - наблюдательных вышек и мачт.
Существующие пожарные автомобили имеют срок службы 10 и более лет.
Система радиосвязи, базирующаяся на радиостанциях типа "Лен", "Кактус", "Карат", малоэффективна, радиостанции морально устарели и выработали свой ресурс.
В последние годы ухудшились социально - экономические условия жизни основной массы сельского населения, увеличилось количество безработных, количество неисправной техники, работающей, как правило, без искрогасителей.
Многие участки сельскохозяйственных земель, прилегающих к лесному фонду, не обрабатываются, заросли сорной растительностью и являются источником повышенной пожарной опасности, значительно возросла рекреационная нагрузка на леса.
В результате возросло число загораний, выросла доля крупных лесных пожаров.
Отсутствие финансирования вынуждает лесхозы увеличивать мобилизацию собственных средств для выполнения противопожарных мероприятий, что ведет к отвлечению государственной лесной охраны на работы, не связанные с охраной лесов от пожаров, к дальнейшему снижению уровня противопожарной защиты лесов.
Мобилизация на борьбу с лесными пожарами сил и средств пожаротушения других ведомств, привлечение финансовых средств областного бюджета, местных бюджетов сдерживается из-за отсутствия нормативных правовых актов.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Целью настоящей Программы является повышение эффективности противопожарной охраны лесного фонда путем осуществления комплекса организационно - технических мер, совершенствования правовой и экономической базы, улучшения технического обеспечения охраны лесов.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение задач по предупреждению распространения лесных пожаров, своевременному обнаружению и ликвидации их в начальной стадии, улучшению технического обеспечения противопожарной охраны лесов, внедрению новых технологий и технологических средств обнаружения и тушения лесных пожаров.
Программой предусматривается постепенное наращивание средств для поэтапного решения проблем, стоящих перед лесным хозяйством.
Для рационального использования выделяемых ассигнований Программой устанавливаются приоритеты финансирования мероприятий.
В 2001 году в первую очередь намечается обеспечить финансирование следующих мероприятий:
работ по профилактике лесных пожаров;
оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров силами наземной службы охраны лесов;
содержания сил и средств пожаротушения;
материально - технического обеспечения лесхозов.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ С ЛЕСНЫМИ ПОЖАРАМИ
Планируются виды и объемы противопожарных мероприятий, организация работ по тушению лесных пожаров, внедрение новых методов профилактики, технических средств обнаружения и тушения лесных пожаров.
3.1. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ
Более 90 процентов лесных пожаров в лесном фонде области в 1999 году возникло по вине человека из-за несоблюдения требований Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации. Программой предусматривается осуществление комплекса профилактических мероприятий, способствующих сокращению числа пожаров, возникающих по вине человека.
Планируется проведение: среди школьников конкурсов "Подрост" и слетов школьных лесничеств, 8 тыс. бесед с населением, 900 выступлений в средствах массовой информации; изготовление: 6 видеофильмов, 5700 штук аншлагов, панно, витрин, 61 тыс. штук листовок, памяток по лесоохранной тематике.
Усиление пропагандистской деятельности намечается совместить с ужесточением государственного пожарного надзора в лесном фонде путем активизации деятельности государственной лесной охраны по осуществлению государственного контроля за соблюдением юридическими и физическими лицами требований пожарной безопасности в лесах.
Стоимость затрат на предусмотренную Программой противопожарную пропаганду составит 0,7 млн. рублей (таблица 1).
3.2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ
Одним из наиболее эффективных профилактических мероприятий по ограничению распространения огня в лесу является устройство системы противопожарных барьеров: разрывов, защитных минерализованных полос, пожароустойчивых опушек (таблица 2).
Помимо сети противопожарных барьеров обустройство лесной территории в целях ограничения распространения огня включает строительство и ремонт лесохозяйственных дорог противопожарного назначения, устройство пожарных водоемов, организацию мест отдыха населения, что обеспечивает снижение естественной пожарной опасности лесов и их горимости.
3.3. ОРГАНИЗАЦИОННО - ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Охрана лесов области от пожаров осуществляется только наземным способом с помощью 7 пожарно - наблюдательных вышек (далее - ПНВ), которых недостаточно для организации раннего обнаружения лесных пожаров.
Для обеспечения контроля за пожарной обстановкой Программой предусматривается приобретение и установка дополнительно 4 ПНВ, телеаппаратуры "Балтика" с передвижной антенной аппаратурой "Сосна-М" на автомобиле "ЗИЛ-131" в количестве 3 штук.
В области действует 8 пожарно - химических станций (далее - ПХС) I типа, которые не полностью оснащены, укомплектованы штатами и их недостаточно для обслуживания лесного фонда. Программой намечается строительство 8 ПХС и организация (оснащение) 4 ПХС.
Для создания единой системы радиосвязи и оперативного управления охраной лесов от пожаров необходимо приобретение 105 единиц новых радиотехнических средств (таблица 3).
4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В основу расчетов потребности в ресурсном обеспечении Программы были заложены нормативы Федеральной службы лесного хозяйства России.
Расчеты показывают, что на выполнение Программы потребуется 96,9 млн. рублей, в том числе по КПР - 89,3 млн. рублей, ГУ "Волгоградсельлес" - 7,6 млн. рублей. Общая потребность в расходах на охрану лесных ресурсов приведена в таблице 4.
Третью часть средств намечается использовать на приобретение противопожарного оборудования и строительство пожарно - химических станций в Арчединском, Калачевском, Клетском, Серафимовичском и других лесхозах.
Распределение затрат по отраслям, годам, видам работ и источникам финансирования приводится в приложениях 1 и 2.
Основные работы по противопожарной профилактике проводятся лесхозами КПР, и только 8 процентов затрат несут лесхозы ГУ "Волгоградсельлес".
5. МЕХАНИЗМ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации расходы на содержание государственной лесной охраны, проведение ремонта зданий и сооружений, осуществление мероприятий по охране лесов и борьбе с лесными пожарами, подготовка кадров для лесного хозяйства, обеспечение форменным обмундированием, а также капитальные вложения в охрану лесов, развитие социальной сферы лесного хозяйства финансируются за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем при разработке Программы в связи с дефицитом федерального бюджета предусмотрены дополнительные средства на охрану лесов от пожаров за счет областного бюджета и собственных средств лесхозов.
6. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ
На работах по охране лесов от пожаров в 2001 году будет задействовано 885 человек. До 2005 года численность рабочих ежегодно будет возрастать на 100 человек, что связано с увеличением объема работ.
К 2005 году численность работающих достигнет 1285 человек, из них лесников - 730 человек.
Распределение среднесписочной численности по годам и отраслям приводится в приложении 3.
7. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ
И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляются в соответствии с Законом Волгоградской области от 9 марта 1999 г. № 244-ОД "Об областных целевых программах". Выполнение областной целевой программы "Охрана лесов от пожаров" на 2001 - 2005 годы возлагается на лесхозы КПР и ГУ "Волгоградсельлес".
Государственный контроль за ходом выполнения Программы осуществляется администрацией Волгоградской области и контрольно - счетной палатой Волгоградской области.
КПР и ГУ "Волгоградсельлес" организуют проверку хода реализации Программы и ежегодно до 15 февраля представляют администрации Волгоградской области отчет об использовании ассигнований из областного бюджета и ходе реализации Программы.
8. ОЦЕНКА ОЖИДАЕМОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Реализация намеченных программных мероприятий, своевременные инвестиции в охрану лесов позволяют стабилизировать среднегодовое число лесных пожаров, возникающих по вине человека или в результате его деятельности в лесу, уменьшить среднюю площадь лесного пожара, существенно снизить вероятность возникновения крупных лесных пожаров.
Уменьшение средней площади пожара и общей площади, пройденной огнем, ожидается за счет приобретения и применения новых технических средств обнаружения и тушения лесных пожаров, строительства ПХС, приобретения и установки ПНВ.
Конечным результатом реализации Программы будет сокращение убытков, причиняемых лесными пожарами лесному хозяйству и экономике области, сохранение биологического разнообразия лесных экосистем, повышение экологического и ресурсного потенциала.
Прямой ущерб от лесных пожаров, включающий только стоимость сгоревшей древесины на корню, погибших молодняков, затраты на тушение пожара, расчистку горельников и лесовосстановление на территориях, пройденных огнем в 1998 - 1999 годах, составил около 205 млн. рублей (в среднем около 100 млн. рублей в год). Сокращение площади лесных пожаров в результате реализации Программы на 50 процентов позволит окупить общие затраты (96,9 млн. рублей) за два года.
Определение экономической эффективности использования средств, вкладываемых в охрану лесов от пожаров, затруднено из-за отсутствия в настоящее время стоимостной оценки природоохранных, климатических, водорегулирующих и социальных функций лесов, не учитывающихся в стоимости продукции и услуг при использовании лесных ресурсов.
Заместитель председателя
Волгоградской областной Думы
В.П.АНДРОПОВ
Таблица 1
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ