Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу в Волгоградской обл. от 25.04.2005 № 01-12/(360)08-05
"НА УКАЗАНИЕ ОБЛАСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 2 ФЕВРАЛЯ 2001 ГОДА № 06-14-У "О НАЗНАЧЕНИИ И ВЫПЛАТЕ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ИНВАЛИДОВ ИЗ ЧИСЛА ВЕТЕРАНОВ ДЕНЕЖНЫХ КОМПЕНСАЦИЙ РАСХОДОВ НА САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 25 апреля 2005 г. № 01-12/(360)08-05

НА УКАЗАНИЕ ОБЛАСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 2 ФЕВРАЛЯ 2001 ГОДА № 06-14-У "О НАЗНАЧЕНИИ И ВЫПЛАТЕ
ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ИНВАЛИДОВ ИЗ ЧИСЛА ВЕТЕРАНОВ ДЕНЕЖНЫХ
КОМПЕНСАЦИЙ РАСХОДОВ НА САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ"

Отделом законодательства и федерального регистра Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу в Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 года № 7 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 5 марта 2005 года № 6 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена повторная юридическая экспертиза Указания Областного управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 2 февраля 2001 года № 06-14-У "О назначении и выплате отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на санаторно-курортное лечение" (далее - Указание) на предмет соответствия федеральному законодательству.
Основанием проведения повторной юридической экспертизы являются вступление в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, а также поручение и.о. руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 29 марта 2005 года № 01-10/02/360 о состоянии нормативной правовой базы Волгоградской области в сфере социального обеспечения и социального страхования.
Повторной юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Указанием Управление социальной защиты населения разъясняет Порядок назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежной компенсации расходов на санаторно-курортное лечение, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1995 года № 701.
Предметом правового регулирования рассматриваемого Указания являются отношения, возникающие в связи с социальной защитой отдельных категорий инвалидов из числа ветеранов в Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ);
- Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ);
- Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ);
- Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ);
- Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан";
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах" определено, что законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ статья 29 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусматривающая право инвалидов на санаторно-курортное лечение, с 1 января 2005 года утратила силу.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ подпункт 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах", на основании которого по желанию инвалидов войны вместо путевок в санаторно-курортные организации один раз в два года предоставлялась соответствующая денежная компенсация, исключен из текста указанного Федерального закона.
Глава 2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" направлена на регулирование отношений, связанных с оказанием государственной социальной помощи в виде предоставления гражданам набора социальных услуг.
В категорию лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг согласно подпункту 3 части 1 статьи 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", входят ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах".
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Пункт 5 статьи 6.3 предусматривает, что порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с главой 2 устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Абзацем 2 пункта 1.6 раздела 1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ.
Предоставление денежной компенсации расходов на санаторно-курортное лечение отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов не предусмотрено федеральным законодательством.
Кроме того, настоящее Указание направлено на разъяснение Порядка назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежной компенсации расходов на санаторно-курортное лечение, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1995 года № 701.
Приведенный нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации фактически утратил силу в части утверждения Порядка назначения и выплаты компенсации расходов на санаторно-курортное лечение в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, которым изменена система льгот для различных категорий граждан, в том числе инвалидов из числа ветеранов.
Таким образом, субъект Российской Федерации не вправе регулировать отношения, связанные с установлением и разъяснением порядка назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежной компенсации расходов на санаторно-курортное лечение.
Вывод: Юридической экспертизой установлено, что Указание Областного управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 2 февраля 2001 года № 06-14-У "О назначении и выплате отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на санаторно-курортное лечение" не соответствует в целом действующему федеральному законодательству.
С целью приведения исследуемого нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством предлагаю отменить его путем признания утратившим силу.
Прошу сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник отдела законодательства
и федерального регистра Главного
управления Минюста России
по Южному федеральному округу
в Волгоградской области
советник юстиции 2-го класса
Е.Н.КОРОЛЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru