Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГУ Минюста РФ по Волгоградской обл. от 02.12.2004 № 01-10/(273)111-04
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.10.2001 № 617-ОД "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 2 декабря 2004 г. № 01-10/(273)111-04

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.10.2001 № 617-ОД
"ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 22 октября 2002 г. № 285 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело повторную юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 30.10.2001 № 617-ОД "Об обеспечении радиационной безопасности населения Волгоградской области" (далее - Закон) на предмет соответствия федеральному законодательству.
Основанием для проведения повторной юридической экспертизы являются принятие Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, вступающего в силу, за исключением отдельных положений, с 1 января 2005 года, Распоряжение Министра юстиции Российской Федерации от 8 октября 2004 года № 834, Схема мониторинга ситуации в регионах по реализации Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, разработанная Министерством юстиции Российской Федерации, поступившая в Главное управление Письмом от 19 октября 2004 года № 22/9911-ЕЗ.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Законом устанавливаются общие организационно-правовые нормы в сфере обеспечения радиационной безопасности населения Волгоградской области.
Предметом правового регулирования исследуемого Закона являются отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области, а также организаций (независимо от организационно-правовой формы и формы собственности) и населения в сфере обеспечения радиационной безопасности на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- Федеральным законом от 09.01.1996 № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ);
- Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области от 17.07.1996 № 73-ОД.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О радиационной безопасности населения" правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума вправе принять рассматриваемый Закон.
В тексте исследуемого областного Закона несоответствий федеральному законодательству не выявлено.
Нарушений юридической техники не установлено.
Вместе с тем Главное управление обращает внимание, что с момента вступления в силу Федерального закона "О радиационной безопасности населения" (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ) ряд положений областного Закона вступит в несоответствие с федеральным законодательством.
1. Согласно ст. 5 рассматриваемого областного Закона к полномочиям администрации Волгоградской области отнесено создание постоянно действующего органа управления, специально уполномоченного на решение задач в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" создание при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, исключено из компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац 7 п. 4 ст. 40 Федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ). Следовательно, администрация Волгоградской области не вправе создавать постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. В соответствии с абзацем 5 ст. 4 областного Закона Волгоградская областная Дума утверждает областные программы по вопросам обеспечения радиационной безопасности.
Частью 2 ст. 8 Федерального закона "О радиационной безопасности населения" предусмотрено, что региональные (территориальные) программы в области обеспечения радиационной безопасности разрабатываются и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 ч. 1 ст. 34 Устава (Основного закона) глава администрации возглавляет исполнительную власть Волгоградской области. Следовательно, разработка и утверждение областных программ по вопросам обеспечения радиационной безопасности относится к компетенции главы администрации Волгоградской области.
3. В соответствии с абзацем 7 ст. 5 Федерального закона "О радиационной безопасности населения" к полномочиям Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности относится введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения.
Абзацем 7 ст. 5 исследуемого областного Закона введение особого режима проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения отнесено к полномочиям администрации Волгоградской области. Таким образом, отнесение вышеуказанного полномочия к компетенции органов исполнительной власти Волгоградской области является вмешательством в компетенцию Российской Федерации, что не соответствует федеральному законодательству.
4. Согласно ч. 1 ст. 7 областного Закона государственное управление в сфере обеспечения радиационной безопасности осуществляется Правительством Российской Федерации, специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти, а также администрацией Волгоградской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О радиационной безопасности населения" государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти в соответствии с положениями об указанных органах.
Следовательно, федеральным законодательством исключено из компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществление государственного управления в области обеспечения радиационной безопасности населения.
Главное управление предлагает ч. 1 ст. 7 областного Закона изложить в следующей редакции: "Государственное управление в сфере обеспечения радиационной безопасности осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти в соответствии с положениями об указанных органах.".
Кроме указанных в заключении несоответствий федеральному законодательству областной Закон содержит нарушения законодательной техники с момента вступления в силу Федерального закона "О радиационной безопасности населения" (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
1. В соответствии с абзацем 3 ст. 4 Федерального закона "О радиационной безопасности населения" радиационная безопасность обеспечивается осуществлением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности. Таким образом, в федеральном законодательстве содержится конкретная ссылка на органы исполнительной власти субъекта Волгоградской области.
Согласно абзацу 3 ст. 3 рассматриваемого областного Закона радиационная безопасность населения в Волгоградской области обеспечивается осуществлением органами государственной власти Волгоградской области и органами местного самоуправления, общественными объединениями, гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в сфере радиационной безопасности.
Частью 3 ст. 7 Устава (Основного закона) органами государственной власти Волгоградской области являются: Волгоградская областная Дума, глава администрации Волгоградской области.
Таким образом, в тексте абзаца 3 ст. 3 областного Закона необходимо в соответствии с федеральным законодательством уточнить, какой орган государственной власти Волгоградской области осуществляет мероприятия по соблюдению правил, норм и нормативов в сфере радиационной безопасности.
Главное управление предлагает в абзаце 3 ст. 3 областного Закона слова "органами государственной власти Волгоградской области" заменить словами "главой администрации Волгоградской области".
2. Аналогичное нарушение законодательной техники выявлено в абзаце 1 ст. 3 исследуемого Закона. Согласно абзацу 1 ст. 3 областного Закона областные целевые программы в сфере обеспечения радиационной безопасности разрабатываются и утверждаются органами государственной власти Волгоградской области.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона "О радиационной безопасности населения" региональные (территориальные) программы в области обеспечения радиационной безопасности разрабатываются и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По мнению Главного управления, в абзаце 1 ст. 8 областного Закона необходимо уточнить, какой именно орган государственной власти Волгоградской области разрабатывает и утверждает областные целевые программы в сфере обеспечения радиационной безопасности.
Главное управление предлагает в абзаце 1 ст. 8 исследуемого областного Закона слова "органами государственной власти Волгоградской области" заменить словами "главой администрации Волгоградской области".
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Волгоградской области "Об обеспечении радиационной безопасности населения Волгоградской области" принят 30.10.2001, а не 26.05.1999 и имеет номер 671-ОД, а не 271-ОД.
   ------------------------------------------------------------------

Вывод: По итогам юридической экспертизы Закон Волгоградской области от 26.05.1999 № 271-ОД "Об обеспечении радиационной безопасности населения Волгоградской области" соответствует действующему федеральному законодательству, однако с момента вступления в силу (с 01.01.2005) Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ) вступит в противоречие с ним в части вмешательства в компетенцию Российской Федерации по вопросам введения особого режима проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения, государственного управления в сфере обеспечения радиационной безопасности и т.д.
Предлагаем привести указанные положения рассматриваемого областного Закона в соответствие с вышеуказанным Федеральным законом и устранить выявленные нарушения законодательной техники. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Главного управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru