Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГУ Минюста РФ по Волгоградской обл. от 15.11.2004 № 01-10/(136)105-04
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.07.1996 № 73-ОД "УСТАВ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 26.11.1997 № 146-ОД, ОТ 06.01.1999 № 238-ОД, ОТ 19.03.1999 № 251-ОД, ОТ 19.07.1999 № 287-ОД, ОТ 06.12.1999 № 332-ОД, ОТ 06.12.1999 № 333-ОД, ОТ 03.07.2000 № 423-ОД, ОТ 29.08.2000 № 430-ОД, ОТ 16.11.2000 № 464-ОД, ОТ 17.11.2000 № 467-ОД, ОТ 17.11.2000 № 475-ОД, ОТ 27.11.2000 № 478-ОД, ОТ 11.01.2001 № 491-ОД, ОТ 28.05.2001 № 539-ОД, ОТ 04.06.2001 № 547-ОД, ОТ 22.06.2001 № 556-ОД, ОТ 13.07.2001 № 567-ОД, ОТ 13.07.2001 № 575-ОД, ОТ 17.07.2001 № 578-ОД, ОТ 13.11.2001 № 628-ОД, ОТ 30.11.2001 № 637-ОД, ОТ 12.07.2002 № 723-ОД, ОТ 02.06.2003 № 828-ОД, ОТ 09.09.2003 № 863-ОД, ОТ 09.12.2003 № 892-ОД, ОТ 15.07.2004 № 937-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 15 ноября 2004 г. № 01-10/(136)105-04

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.07.1996 № 73-ОД "УСТАВ
(ОСНОВНОЙ ЗАКОН) ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ
ОТ 26.11.1997 № 146-ОД, ОТ 06.01.1999 № 238-ОД,
ОТ 19.03.1999 № 251-ОД, ОТ 19.07.1999 № 287-ОД,
ОТ 06.12.1999 № 332-ОД, ОТ 06.12.1999 № 333-ОД,
ОТ 03.07.2000 № 423-ОД, ОТ 29.08.2000 № 430-ОД,
ОТ 16.11.2000 № 464-ОД, ОТ 17.11.2000 № 467-ОД,
ОТ 17.11.2000 № 475-ОД, ОТ 27.11.2000 № 478-ОД,
ОТ 11.01.2001 № 491-ОД, ОТ 28.05.2001 № 539-ОД,
ОТ 04.06.2001 № 547-ОД, ОТ 22.06.2001 № 556-ОД,
ОТ 13.07.2001 № 567-ОД, ОТ 13.07.2001 № 575-ОД,
ОТ 17.07.2001 № 578-ОД, ОТ 13.11.2001 № 628-ОД,
ОТ 30.11.2001 № 637-ОД, ОТ 12.07.2002 № 723-ОД,
ОТ 02.06.2003 № 828-ОД, ОТ 09.09.2003 № 863-ОД,
ОТ 09.12.2003 № 892-ОД, ОТ 15.07.2004 № 937-ОД)

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 22.10.2002 № 285 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 17.07.1996 № 73-ОД "Устав (Основной закон) Волгоградской области" (в ред. от 26.11.1997 № 146-ОД, от 06.01.1999 № 238-ОД, от 19.03.1999 № 251-ОД, от 19.07.1999 № 287-ОД, от 06.12.1999 № 332-ОД, от 06.12.1999 № 333-ОД, от 03.07.2000 № 423-ОД, от 29.08.2000 № 430-ОД, от 16.11.2000 № 464-ОД, от 17.11.2000 № 467-ОД, от 17.11.2000 № 475-ОД, от 27.11.2000 № 478-ОД, от 11.01.2001 № 491-ОД, от 28.05.2001 № 539-ОД, от 04.06.2001 № 547-ОД, от 13.07.2001 № 567-ОД, от 13.07.2001 № 575-ОД, от 17.07.2001 № 578-ОД, от 13.11.2001 № 628-ОД, от 30.11.2001 № 637-ОД, от 12.07.2002 № 723-ОД, от 02.06.2003 № 828-ОД, от 09.09.2003 № 863-ОД, от 09.12.2003 № 892-ОД, от 15.07.2004 № 937-ОД) (далее - Устав).
Данное экспертное заключение подготовлено в соответствии с Письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 07.09.2004 № 22-473.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Устав определяет статус Волгоградской области как субъекта Российской Федерации.
Законодательное регулирование в данной сфере осуществляют:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии с п. 2 ст. 5 Конституции РФ область как субъект Российской Федерации имеет свой устав и законодательство.
Пунктом 2 ст. 66 Конституции РФ установлено, что устав области принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему принимаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, принятие Устава является правомерным.
Вместе с тем в тексте Устава выявлены несоответствия федеральному законодательству.
1. Подпункт "у" пункта 1 ст. 27 Устава относит к полномочию Волгоградской областной Думы согласование введения чрезвычайного положения на территории области или ее части в соответствии с федеральным законодательством. При рассмотрении указанной нормы Устава необходимо учитывать, что чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться в порядке, установленном федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 56 Конституции Российской Федерации). Конституция Российской Федерации (ст. 88, пункт "б" ч. 1 ст. 102) и Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (статья 4) предусматривают введение чрезвычайного положения указом Президента Российской Федерации с незамедлительной передачей его на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации не наделяются Конституцией Российской Федерации и указанным Федеральным конституционным законом полномочием по решению вопроса о введении чрезвычайного положения.
2. Пункт 2 ст. 30 Устава закрепляет, что законы Волгоградской области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено настоящим уставом. Вместе с тем Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (п. 2 ст. 7) прямо устанавливает, что законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Таким образом, вопрос установления определенной категории законов субъекта Российской Федерации и принятие их иным количеством голосов, чем это установлено в пункте 2 ст. 7 указанного Федерального закона, не может регулироваться на уровне субъекта Российской Федерации.
Кроме того, Главное управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области обращает внимание на необходимость корректировки положений Устава, регулирующих деятельность Администрации Волгоградской области с учетом требования статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" об определении в системе органов исполнительной власти высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Следует обратить внимание, что Волгоградской областной Думой принят, а Главой Администрации Волгоградской области подписан Закон Волгоградской области от 22.06.2001 № 556-ОД "О внесении изменения в Устав (Основной закон) Волгоградской области от 17.07.1996 № 73-ОД", вносящий изменения, касающиеся увеличения срока полномочий Главы Администрации Волгоградской области с четырех до пяти лет. На момент проведения настоящей юридической экспертизы указанный Закон Волгоградской области не вступил в силу, поскольку его вступление в силу установлено с момента истечения срока полномочий главы администрации.
Вывод: Закон Волгоградской области от 17.07.1996 № 73-ОД "Устав (Основной закон) Волгоградской области" (в ред. от 26.11.1997 № 146-ОД, от 06.01.1999 № 238-ОД, от 19.03.1999 № 251-ОД, от 19.07.1999 № 287-ОД, от 06.12.1999 № 332-ОД, от 06.12.1999 № 333-ОД, от 03.07.2000 № 423-ОД, от 29.08.2000 № 430-ОД, от 16.11.2000 № 464-ОД, от 17.11.2000 № 467-ОД, от 17.11.2000 № 475-ОД, от 27.11.2000 № 478-ОД, от 11.01.2001 № 491-ОД, от 28.05.2001 № 539-ОД, от 04.06.2001 № 547-ОД, от 22.06.2001 № 556-ОД, от 13.07.2001 № 567-ОД, от 13.07.2001 № 575-ОД, от 17.07.2001 № 578-ОД, от 13.11.2001 № 628-ОД, от 30.11.2001 № 637-ОД, от 12.07.2002 № 723-ОД, от 02.06.2003 № 828-ОД, от 09.09.2003 № 863-ОД, от 09.12.2003 № 892-ОД, от 15.07.2004 № 937-ОД) не соответствует федеральному законодательству в части превышения полномочий Волгоградской областной Думы, порядка принятия законов Волгоградской области.
Предлагаем привести указанные положения нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Главного управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru