Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГУ Минюста РФ по Волгоградской обл. от 11.10.2004 № 01-11/(180)202-04
"НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2004 ГОДА № 851 "ОБ АККРЕДИТАЦИИ ЖУРНАЛИСТОВ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 11 октября 2004 г. № 01-11/(180)202-04

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2004 ГОДА № 851 "ОБ АККРЕДИТАЦИИ
ЖУРНАЛИСТОВ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 октября 2002 г. № 285 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело юридическую экспертизу Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 16.09.2004 № 851 "Об аккредитации журналистов средств массовой информации при Администрации Волгоградской области" (далее - Постановление) на предмет соответствия федеральному законодательству.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Постановлением утверждены Правила аккредитации журналистов средств массовой информации при Администрации Волгоградской области (далее - Правила).
Предметом правового регулирования являются правоотношения в сфере создания условий для профессиональной деятельности средств массовой информации по освещению работы Администрации Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
1. Конституцией Российской Федерации.
2. Законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" (в редакции от 29.06.2004 58-ФЗ).
3. Федеральным законом от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации".
4. Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 04.07.2003 № 95-ФЗ).
5. Уставом (Основным законом) Волгоградской области от 17.07.1996 № 73-ОД (в редакции от 15.07.2004 № 937-ОД).
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, в Российской Федерации гарантируется свобода массовой информации.
Защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (подпункт "б" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" установлено, что законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним других законодательных актов, законодательства о средствах массовой информации республик в составе Российской Федерации.
Частью 2 статьи 48 указанного выше Закона Российской Федерации определено, что государственные органы аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами.
В соответствии со статьей 34 Устава (Основного закона) Волгоградской области Глава Администрации возглавляет исполнительную власть области.
Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
Таким образом, Глава Администрации Волгоградской области вправе устанавливать правила аккредитации журналистов средств массовой информации при Администрации Волгоградской области путем издания нормативного правового акта в форме постановления.
Вместе с тем в Постановлении выявлены несоответствия федеральному законодательству.
1. В соответствии с абзацем 5 статьи 48 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" журналист может быть лишен аккредитации, если им или редакцией нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда.
Пунктом 8 "Приостановление или лишение аккредитации" Правил, утвержденных исследуемым Постановлением, помимо предусмотренных Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" оснований лишения аккредитации предусмотрено дополнительное основание - утеря журналистом аккредитационного документа или порча аккредитационного документа.
Выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в том, что Глава Администрации Волгоградской области расширил перечень оснований лишения аккредитации по сравнению с перечнем, императивно установленным Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации".
2. Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" (абзац 5 статьи 48) предусмотрено, что одним из оснований лишения аккредитации является распространение журналистом или редакцией не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда.
В исследуемом Постановлении одним из оснований приостановления или лишения аккредитации является распространение не соответствующих действительности сведений или искаженных фактов, наносящих ущерб деловой репутации или материальный вред Администрации области как исполнительному органу государственной власти Волгоградской области, порочащих честь и достоинство Главы Администрации Волгоградской области, его заместителей, сотрудников аппарата Главы Администрации Волгоградской области и структурных подразделений Администрации области, касающихся их служебной деятельности.
Выявленное несоответствие заключается в том, что в рассматриваемом Постановлении отсутствует ссылка на обязательность вступившего в законную силу решения суда, признающего факт распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений или искаженных фактов.
В тексте Постановления выявлено нарушение юридической техники.
Пунктом 4 Постановления признано утратившим силу Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 03.08.2000 № 564 "Об аккредитации журналистов средств массовой информации при Администрации Волгоградской области". Однако Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 30.12.2002 № 1000 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 3 августа 2000 г. № 564 "Об аккредитации журналистов средств массовой информации при Администрации Волгоградской области" не было признано утратившим силу и до настоящего времени действует. По общепризнанным правилам юридической техники при признании утратившим силу основного акта подлежат признанию утратившими силу и все акты, вносящие в него изменения, если они не имеют самостоятельных норм права. Следовательно, Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 30.12.2002 № 1000 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 3 августа 2000 г. № 564 "Об аккредитации журналистов средств массовой информации при Администрации Волгоградской области" необходимо признать утратившим силу.
Главное управление Минюста России по Волгоградской области предлагает устранить выявленные несоответствия федеральному законодательству и нарушение юридической техники.
Вывод: По результатам юридической экспертизы в Постановлении Главы Администрации Волгоградской области от 16.09.2004 № 851 "Об аккредитации журналистов средств массовой информации при Администрации Волгоградской области" выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству.

И.о. начальника Главного управления
советник юстиции 1-го класса
В.А.ШУБИН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru