Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГУ Минюста РФ по Волгоградской обл. от 01.09.2004 № 01-11/(161)165-04
"НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.05.2004 № 474 "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПОЖИЗНЕННОГО ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 06.08.2004 № 737)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Главы Администрации Волгоградской обл. № 474 издано 28.05.2004, а не 25.05.2004.



ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 1 сентября 2004 г. № 01-11/(161)165-04

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 25.05.2004 № 474 "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПОЖИЗНЕННОГО ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 06.08.2004 № 737)

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 22 октября 2002 г. № 285 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело юридическую экспертизу Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 28.05.2004 № 474 "Об установлении дополнительного пожизненного ежемесячного пенсионного обеспечения" (в редакции от 06.08.2004 № 737) (далее - Постановление) на предмет соответствия федеральному законодательству.
Юридической экспертизой установлено следующее:
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Содержание абзаца соответствует официальному тексту документа.
   ------------------------------------------------------------------

Настоящим Постановлением вносится изменение в Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 28.05.2004 № 474 "Об установлении дополнительного пожизненного ежемесячного пенсионного обеспечения".
Предметом правового регулирования данного Постановления являются правоотношения, направленные на социальное обеспечение деятелей культуры и искусства.
Законодательное регулирование осуществляют нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. от 05.08.2000 № 116-ФЗ, ред. от 08.08.2001 № 126-ФЗ, ред. от 29.05.2002 № 57-ФЗ, ред. от 10.07.2002 № 86-ФЗ, ред. от 24.07.2002 № 104-ФЗ, ред. от 24.07.2002 № 110-ФЗ, ред. от 07.2003 № 117-ФЗ, ред. от 07.07.2003 № 123-ФЗ, ред. от 11.11.2003 № 147-ФЗ).
3. Федеральный закон Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (в ред. от 23.06.1999 № 115-ФЗ, ред. от 27.12.2000 № 150-ФЗ, ред. от 30.12.2001 № 194-ФЗ, ред. от 24.12.2002 № 176-ФЗ, ред. от 23.12.2003 № 183-ФЗ).
4. Федеральный закон Российской Федерации от 04.03.2002 № 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" (в ред. от 07.07.2003 № 108-ФЗ, ред. от 04.12.2003 № 144-О).
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

6. Устав (Основной закон) Волгоградской области.
7. Закон Волгоградской области от 10.12.2003 № 897-ОД "Об областном бюджете на 2004 г.".
Согласно подпункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Российская Федерация совершенствует систему социального обеспечения творческих работников с учетом специфики творческой деятельности, способствует материальному обеспечению, социальной защите, свободе и независимости творческих работников (статья 27 Федерального закона "Основы законодательства Российской Федерации о культуре").
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий вправе устанавливать доплаты к пенсии в виде дополнительного ежемесячного материального обеспечения, в том числе определять виды и нормы материального обеспечения работников культуры (пункт 3 статьи 1 Федерального закона "О дополнительном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", статья 39 Федерального закона "Основы законодательства Российской Федерации о культуре").
Вместе с тем Глава Администрации Волгоградской области, возглавляющий исполнительную власть области (пункт 1 статьи 34 Устава (Основного закона) Волгоградской области), не вправе принимать рассматриваемое Постановление.
Указанным актом устанавливается дополнительное пожизненное ежемесячное пенсионное обеспечение деятелям культуры и искусства (пункт 1 Постановления), финансируемое за счет средств областного бюджета (пункт 2.3 Положения).
Вместе с тем образование и расходование денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъектов Российской Федерации, осуществляется в форме бюджетов субъектов Российской Федерации, разрабатываемых и утверждаемых в форме законов (статья 15, статья 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Утверждение бюджетов относится к компетенции законодательных (представительных) органов государственной власти (статья 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Органы исполнительной власти в пределах своих полномочий осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, осуществляют другие полномочия, определенные Бюджетным кодексом, иными правовыми и актами бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (статья 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При этом в соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под актами бюджетного законодательства следует понимать принятые в соответствии с Бюджетным кодексом федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законы субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения.
Законом Волгоградской области "Об областном бюджете на 2004 г." и иными нормативными правовыми актами Волгоградской областной Думы не предусмотрено расходование денежных средств на указанные цели.
Таким образом, принятие Постановления, устанавливающего дополнительное пожизненное ежемесячное пенсионное обеспечение и его размер за счет средств областного бюджета (пункт 2.3 Положения), является вторжением в компетенцию законодательного (представительного) органа государственной власти Волгоградской области, а следовательно, не соответствует статьям 153 и 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, определение юридической силы исследуемого Постановления как действующего до вступления в силу соответствующего Закона Волгоградской области (пункт 4 Постановления) прямо нарушает положения статьи 15 и статьи 76 Конституции Российской Федерации, по смыслу которых все действующие в Российской Федерации законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Вывод: Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 28.05.2004 № 474 "Об установлении дополнительного пожизненного ежемесячного пенсионного обеспечения" (в ред. от 06.08.2004 № 737) в целом не соответствует федеральному законодательству.
Предлагаем привести указанный нормативный правовой акт в соответствие с федеральным законодательством, отменив его. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Главного управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru