Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ коллегии Администрации Волгоградской обл. от 23.03.2004 № 3/5
"О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 - 2010 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 23 марта 2004 г. № 3/5

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2004 - 2010 ГОДЫ

Рассмотрев Стратегию развития строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области на 2004 - 2010 годы, разработанную Территориальным строительным комитетом Администрации Волгоградской области, Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Администрации Волгоградской области, Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации Волгоградской области, коллегия Администрации Волгоградской области решила:
1. Одобрить прилагаемую Стратегию развития строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области на 2004 - 2010 годы (далее именуется - Стратегия).
2. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований Волгоградской области разработать комплекс мер по реализации основных направлений Стратегии на подведомственных территориях с целью удовлетворения потребностей населения в жилье, объектах социального назначения, услугах жилищно-коммунального хозяйства, создания благоприятных условий проживания.
3. Территориальному строительному комитету Администрации Волгоградской области:
разработать и представить до 1 июля 2004 г. на утверждение Главе Администрации Волгоградской области Порядок утверждения проектной документации на объекты, строительство которых ведется за счет средств областного и местных бюджетов на территории Волгоградской области;
подготовить до 1 мая 2004 г. перспективный план разработки территориальных строительных норм для Волгоградской области.
4. Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации Волгоградской области:
разработать и до 1 августа 2004 г. представить на утверждение Главе Администрации Волгоградской области Порядок выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости на территории Волгоградской области;
разработать и до 1 июля 2004 г. представить на утверждение Главе Администрации Волгоградской области Положение о подготовке и оформлении исходных данных на проектирование, согласовании проектной документации на строительство и реконструкцию зданий и сооружений и оплате указанных услуг на территории Волгоградской области;
разработать и до 1 апреля 2004 г. представить Главе Администрации Волгоградской области проект закона Волгоградской области о государственном архитектурно-строительном надзоре Волгоградской области для последующего внесения на рассмотрение Волгоградской областной Думы.
5. Комитету жилищно-коммунального хозяйства Администрации Волгоградской области представить до 1 апреля 2004 г. в Волгоградскую областную Думу на рассмотрение и утверждение проект областной целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области на 2004 - 2010 годы".
6. Главному финансово-казначейскому управлению Администрации Волгоградской области, Комитету экономики Администрации Волгоградской области при формировании бюджета Волгоградской области предусматривать средства для Территориального строительного комитета Администрации Волгоградской области на разработку территориальных строительных норм.
7. Комитету экономики Администрации Волгоградской области при формировании перечня строек и объектов для областных государственных нужд предусматривать инвестиционную поддержку из областного бюджета объектов жилого и социального назначения с применением прогрессивных методов строительства и технологий ресурсосбережения.
8. Контроль за исполнением решения коллегии возложить на заместителя Главы Администрации Волгоградской области по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Л.А. Алферова.

Председатель коллегии
Н.К.МАКСЮТА

Секретарь коллегии
А.А.ФЕДЮНИН





Одобрена
Решением
коллегии Администрации
Волгоградской области
от 23 марта 2004 г. № 3/5

СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 - 2010 ГОДЫ

Стратегия развития строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области на 2004 - 2010 годы (далее именуется - Стратегия) разработана исходя из положений Программы социально-экономического развития Волгоградской области на 2004, 2005 годы и на период до 2010 года, утвержденной Законом Волгоградской области от 21 ноября 2003 г. № 885-ОД, рекомендаций по стратегии развития строительного комплекса Российской Федерации до 2010 года, принятых на зональном совещании Госстроя России 21 - 22 октября 2003 г., и предложений, одобренных научно-практической конференцией "Стратегия развития архитектурно-строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, внедрение в практику наукоемких и инновационных технологий", которая состоялась на базе Волгоградской государственной архитектурно-строительной академии 9 - 10 июня 2003 г. с участием ведущих строительных организаций, предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов, проектных организаций Волгоградской области, представителей Администрации Волгоградской области, администрации Волгограда, администраций городов и районов Волгоградской области.
Стратегия определяет основные направления развития отрасли, цели и задачи в вопросах повышения качества жизни населения Волгоградской области, роста эффективности производства, увеличения объемов строительной продукции.

1. Характеристика строительного комплекса
Волгоградской области

Строительный комплекс в настоящее время остается одной из ведущих отраслей экономики Волгоградской области. Несмотря на трудности, связанные с финансово-экономическими процессами, строительный комплекс сохранил свой кадровый и материально-технический потенциал. В 2003 году в составе строительного комплекса Волгоградской области насчитывалось около 72 тыс. человек, работало с учетом малых предприятий более 2 тыс. подрядных организаций, свыше 200 проектных и изыскательских организаций. Производством строительных материалов, изделий и конструкций в области занимается около 210 промышленных предприятий и предпринимателей.
Удельный вес поступлений налогов во все уровни бюджета от строительства и промышленности строительных материалов составляет в среднем 11 процентов от поступлений всего реального сектора экономики области. В 2003 году по объему налоговых поступлений в доходную часть областного консолидированного бюджета строительный комплекс области занимал пятое место среди отраслей, уступая торговле и общественному питанию, транспорту, связи и нефтеперерабатывающей промышленности.
В 2003 году предприятиями и организациями всех форм собственности по оценочным данным освоено инвестиций в основной капитал на сумму 18,2 млрд. рублей, что соответствует уровню 2002 года. Инвестирование капитальных вложений ведется за счет собственных и привлеченных, в том числе бюджетных, средств. В 2003 году за счет средств федерального и областного бюджетов было профинансировано 1,8 млрд. рублей капитальных вложений. Эти средства направлялись на реализацию на территории области федеральной адресной инвестиционной программы, федеральных целевых программ "Юг России", "Жилище" и других. За счет средств федерального дорожного фонда и территориального дорожного фонда Волгоградской области продолжалось строительство мостового перехода через р. Волгу и автомобильных дорог. Из областного бюджета на финансирование капитальных вложений по областной адресной инвестиционной программе в 2003 году было израсходовано 417 млн. рублей. Эти средства направлялись в основном на строительство объектов газификации, здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства на территории Волгоградской области, а также на решение проблемы обеспечения жильем льготных и социально незащищенных категорий граждан в форме предоставления субсидий.
Объем подрядных работ, выполненных собственными силами предприятий и организаций области в 2003 году, составил 11,5 млрд. рублей. Реальные возможности строительного комплекса области позволяют выполнять гораздо больший объем строительно-монтажных работ. Однако производственная база строительства требует значительных объемов вложения средств, поскольку степень износа основных фондов в строительстве составляет 53 процента, около половины единиц строительных машин и механизмов имеют истекший срок службы.
Одним из приоритетных направлений, имеющим важное значение для развития экономики Волгоградской области, стимулирования развития социальной инфраструктуры и производства строительных материалов, изделий и конструкций, является развитие жилищной сферы.
За 2003 год предприятиями и организациями всех форм собственности построено и введено в эксплуатацию 3,8 тыс. квартир общей площадью 424 тыс. кв. метров, или 94 процента к 2002 году, что составляет 162 кв. метра жилья на 1000 жителей Волгоградской области. При этом значительную часть средств в строительство жилья вкладывают индивидуальные застройщики. В 2003 году ими построено 272,7 тыс. кв. метров, что составляет 64 процента от введенного в области жилья.
Для решения жилищной проблемы в области силами областного бюджета реализуется областная программа ипотечного кредитования строительства жилья "Ипотека". С 1999 года функционирует Волгоградский областной фонд жилья и ипотеки (далее именуется - областной фонд жилья и ипотеки), предоставляющий гражданам займы за счет средств областного и муниципального бюджетов на строительство и приобретение жилья под 13,5 процента годовых. С 1999 по 2002 год выдано займов на сумму 40,5 млн. рублей, приобретено 50,5 тыс. кв. метров жилья. За 2003 год предоставлены кредиты 206 семьям на строительство и покупку жилья на сумму 23 млн. рублей (в том числе 65 молодым семьям на сумму 11,1 млн. рублей), из них из областного бюджета на сумму 10,9 млн. рублей.
В 2003 году заключен договор с Федеральным агентством ипотечного жилищного кредитования, в соответствии с которым областной фонд жилья и ипотеки получил статус регионального оператора по внедрению схемы ипотечного кредитования по Единым стандартам Агентства под залог приобретаемого жилья.
Продолжается реализация федеральных программ "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", "Жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера" и "Государственные жилищные сертификаты".
В Волгоградской области в 2003 году была принята программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. На ее реализацию в 2003 году из федерального бюджета поступило 9 млн. рублей, из областного - 11 млн. рублей. В рамках программы в 2003 году введено 1,4 тыс. кв. метров жилья.
Кроме того, решение жилищной проблемы на селе реализуется в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села". В 2003 году субсидии на строительство и приобретение жилья на общую сумму 14 млн. рублей получили 139 семей, в том числе из федерального бюджета - 6 млн. рублей, из областного бюджета - 8 млн. рублей.
Промышленность строительных материалов и стройиндустрия на протяжении последних пяти лет работает устойчиво и стабильно.
Объем производства продукции по крупным и средним предприятиям промышленности строительных материалов за 2003 год составил 4724 млн. рублей, рост производства по сравнению с 2002 годом составил 2,3 процента, его доля в общем объеме продукции, выпускаемой всей промышленностью области, составила 5,1 процента.
В 2003 году продолжился рост объемов выпуска продукции в натуральном выражении: цемента - на 2 процента, плитки керамической глазурованной - на 25 процентов, мягких кровельных материалов - на 28 процентов, минеральной ваты и изделий из нее - на 12 процентов, а также других строительных материалов.
Появился и успешно работает целый ряд малых предприятий, выпускающих новую, ранее не выпускаемую продукцию: линолеум, лицевой керамический кирпич, мягкие кровельные материалы, металлочерепицу, металлосайдинг, теплоизоляционные материалы (пенополистирол, пенополиуретан, пеноизол), пластиковые и алюминиевые столярные изделия, паркет, тротуарные плитки фигурные. Предприятия по производству сборных железобетонных изделий и конструкций освоили новые серии крупнопанельного домостроения 2000-КП, 90.1, системы КУБ и других архитектурно-строительных систем.
В Волгограде открыт и функционирует Волгоградский оптово-строительный рынок, в работе которого принимают участие не только предприятия промышленности строительных материалов области, но и организации из других регионов России.
В 2003 году завершилась реализация областной подпрограммы "Структурная перестройка производственной базы строительства на 1993 - 2003 годы". Предприятия промышленности строительных материалов в основном завершили структурную перестройку, связанную с переходом на рыночную экономику. Широкое развитие получили малые предприятия и предприниматели. Проведена работа по реконструкции, техническому перевооружению и модернизации крупных и средних предприятий, направленная на обновление и расширение ассортимента выпускаемой продукции, повышение ее конкурентоспособности на рынке.
В течение 2003 года в Волгоградской области проведена большая работа по переходу на новую сметно-нормативную базу в строительстве.
Для решения задач по реальной экономии бюджетных средств, стабилизации стоимости конечной продукции продолжена разработка новой региональной базы ценообразования в строительстве.
Кроме издания ежеквартальных информационных сборников "Индексы цен в строительстве", содержащих ценовую, индексную, а также консультационную информацию по определению стоимости строительной продукции на территории Волгоградской области, разработаны и утверждены по состоянию на 1 января 2004 г. 19 сборников Территориальных единичных расценок ТЕРр-2001 на ремонтно-строительные работы и 15 сборников ТЕР-2001 на строительные работы. Формируется сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции, строительные машины, механизмы, автотранспорт по полной номенклатуре, индексы удорожания стоимости строительства к разработанным сборникам ТЕР-2001, позволяющие определять стоимость строительной продукции не только в базисном и текущем уровне цен, но и сокращают трудоемкость и погрешность сметных расчетов. Использование документов новой сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве обеспечивает прозрачность и обоснованность применяемых стоимостных показателей с учетом рыночных изменений и региональных особенностей.
Реализация мероприятий по новой сметно-нормативной базе 2001 года сопровождается реальным внедрением автоматизации сметных расчетов в строительстве. В области поддерживается внедрение четырех сертифицированных автоматизированных сметных программ, рекомендуемых Госстроем России к использованию.
На 2004 год намечено завершение разработки полного перечня территориальных сборников цен и единичных расценок.

2. Цели и задачи стратегии развития в области строительства
и архитектуры, пути их решения

Целями Стратегии является формирование экономики строительной отрасли, обладающей динамичным потенциалом, способным обеспечивать рост уровня благосостояния населения Волгоградской области и стандартов проживания, эффективное воспроизводство и модернизацию производства, повышение конкурентоспособности и востребованности строительной продукции, ускорение адаптации отрасли к международным нормам, правилам и стандартам в связи с предстоящим присоединением России к Всемирной торговой организации, повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение надежности работы жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, адресную социальную защиту населения. Данные цели предполагают решение определенных задач.
В области экономики строительной отрасли.
Главной задачей в капитальном строительстве является повышение эффективности капитальных вложений за счет:
1) наиболее рационального использования инвестиционных ресурсов, направления их в программы и проекты, позволяющие получить наибольшие экономические и социальные результаты, в том числе в объекты газификации;
2) выделения бюджетных средств, преимущественно на завершение строительства социально значимых объектов с высокой степенью строительной готовности;
3) бюджетной поддержки на объектах, обеспечивающих внедрение новых градостроительных принципов, архитектурно-строительных систем, технологических, объемно-планировочных и конструктивных решений;
4) активизации инвестиционной деятельности в строительстве (привлечение средств банковских структур, Пенсионного фонда Российской Федерации, сбережений населения, предоставления гарантий, налоговых льгот) с увеличением объемов средств, направляемых на развитие ипотечного кредитования жилищного строительства, ликвидацию ветхого и аварийного жилья, газификацию;
5) создания благоприятных инвестиционных, ценовых и налоговых условий для организаций, осуществляющих проектирование и строительство объектов газификации, с целью привлечения средств открытого акционерного общества "Газпром" в развитие газификации районов области.
В области строительства объектов жилищного, гражданского и производственного назначения:
1. Увеличение объема строительства и ввода жилья и газификации районов области.
Федеральная программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы ставит задачу увеличить объемы вводимого и реконструируемого жилья ежегодно не менее чем на 3 процента. В результате время ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами к 2010 году должно быть сокращено с 15 - 20 до 5 - 7 лет. Программой социально-экономического развития Волгоградской области предусмотрено доведение объемов вводимого по области жилья к 2010 году до 700 тыс. кв. метров. Достижение этих показателей позволит не только решить важнейший социальный вопрос, но и обеспечит устойчивую загрузку мощностей строительных организаций и предприятий стройиндустрии и, как следствие, увеличение числа рабочих мест, налоговых поступлений во все уровни бюджетов. Увеличение объемов ввода жилья возможно только лишь при наличии стабильных источников финансирования, с одной стороны, и снижении себестоимости квадратного метра жилья, с другой стороны. Необходимо создание на федеральном уровне механизма использования бюджетных средств, выделяемых на строительство и приобретение жилья в виде субсидий, государственных жилищных сертификатов для льготных категорий граждан при достройке домов высокой степени строительной готовности.
Кроме того, для создания условий по привлечению собственных средств граждан в строительство жилья необходимо создать полноценный механизм ипотечного кредитования строительства, основываясь на нормативных правовых документах, разрабатываемых на федеральном уровне.
2. Ликвидация тенденции к старению и сокращению жилищного фонда и инженерных систем, анализ состояния жилых домов первых массовых серий и выработка предложений по их реконструкции.
3. Упрощение порядка согласования и реализации инвестиционных проектов.
4. Совершенствование системы управления строительным процессом, начиная с принятия решения о строительстве объекта и заканчивая приемкой в эксплуатацию.
5. Формирование и развитие системы страхования в строительстве. Страхование не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.
6. Внедрение в практику строительства прогрессивных конструктивных схем, технологий, отвечающих всем нормативным требованиям по экологической безопасности, энергоресурсосбережению.
7. Совершенствование системы ценообразования, завершение разработки новой сметно-нормативной базы.
8. Внедрение предприятиями и организациями строительного комплекса экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий строительства, повышение уровня механизации, разработка технологий быстровозводимого жилья, обеспечение безопасности при техногенных процессах, совершенствование нормативной базы, разработка территориальных строительных норм по основным направлениям строительной деятельности.
9. Повышение качества строительства на основе приведения систем управления качеством строительной продукции на всех стадиях строительства в соответствие с требованиями международных стандартов.
10. Создание холдингов, а также иных интегрированных структур в строительстве.
11. Обновление парка строительных машин и механизмов с использованием системы лизинга.
12. Коренное улучшение качества профессиональной подготовки кадров в строительстве на основе изучения потребности отрасли в квалифицированных специалистах рабочих и инженерных специальностей, интеграции образования, науки и производства. Совершенствование системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет".
13. Совершенствование законодательной и нормативной базы в строительстве для создания условий привлечения инвестиций в жилищное строительство, эффективного функционирования строительных организаций. Увеличение на этой основе объемов ввода жилья, повышение уровня обеспеченности природным газом населения Волгоградской области.
В промышленности строительных материалов:
1. Осуществление модернизации предприятий стройиндустрии с целью перехода на выпуск современных эффективных материалов по энергосберегающим технологиям, внедрение в производство новых технологий, оборудования.
Реализация задач, предусмотренных комплексом мер по развитию промышленности строительных материалов, рассчитана на два этапа.
Первый этап (2003 - 2006 годы) предполагает решение следующих задач:
создание условий для привлечения необходимых инвестиций на модернизацию действующих производств, введения новых мощностей и их эффективной эксплуатации;
формирование условий для обновления основных фондов предприятий промышленности строительных материалов;
содействие рациональному использованию минеральных природных ресурсов и вовлечению в производство техногенных отходов различных отраслей промышленности;
организация подготовки отраслевых специалистов всех уровней.
Второй этап (2007 - 2010 годы) предусматривает:
снижение ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат на изготовление продукции;
обеспечение выпуска высококачественных конкурентоспособных материалов и изделий;
повышение производительности труда за счет максимальной механизации и автоматизации производственных процессов.
2. Осуществление предусмотренного комплекса мер по развитию промышленности строительных материалов позволит:
увеличить производство на отечественном рынке конкурентоспособных строительных материалов, изделий и конструкций;
обеспечить потребность строительного комплекса в современных материалах, способствующих снижению затрат при строительстве и эксплуатации зданий, повышению комфортности жилья;
повысить производительность труда;
снизить отрицательное воздействие на окружающую среду за счет внедрения малоотходных и безотходных технологий;
создать условия, обеспечивающие социальную стабильность в регионах, где предприятия промышленности строительных материалов являются градообразующими;
сократить объемы импорта продукции.
Развитие конкуренции на рынке строительных материалов, государственное регулирование монопольных проявлений, совершенствование торгово-сбытовой системы повлекут выравнивание цен и их постепенное снижение.
Реализация мероприятий позволит также стимулировать дополнительный спрос на продукцию смежных отраслей экономики: машиностроения, металлургической и химической промышленности.
Приоритетные направления развития промышленности строительных материалов Волгоградской области на 2004 - 2010 годы включены в Программу социально-экономического развития Волгоградской области на 2004, 2005 годы и на период до 2010 года. В Программу входят семь предприятий промышленности строительных материалов Волгоградской области, которые будут вести работы по перевооружению и модернизации своих производств. Это открытое акционерное общество "Себряковцемент", открытое акционерное общество "Себряковский комбинат асбестоцементных изделий", открытое акционерное общество "Волгоградский керамический завод", открытое акционерное общество "Гипс", открытое акционерное общество "Волгоградский завод теплоизоляционных изделий "Термостепс", открытое акционерное общество "Волгоградский завод железобетонных изделий № 1", закрытое акционерное общество "Производственное объединение "Завод силикатного кирпича".
В области градостроительства и архитектуры:
1. Стабилизация соотношения городского и сельского населения, преобразование и модернизация сложившейся сети поселений на основе утвержденной и постоянно обновляемой Генеральной схемы территориальной организации Волгоградской области.
2. Развитие агломерации с целью перехода от экспансии застройки на свободные земли к политике комплексной реконструкции городской территории, и в первую очередь центральных зон, модернизации районов типовой массовой застройки, преодоления экстенсивных форм территориального роста, перехода от массированного освоения свободных земель на окраинах к инвестиционной активности на всей территории, упорядочения взаимоотношений "город-пригород".
3. Развитие малых городов и сельских поселений с разработкой конкретных механизмов возрождения, методов реализации федеральных и областных программ по данной проблеме, поиском дополнительных источников занятости и собственного профиля производства, исходя из местных особенностей, внутреннего потенциала и места в областной системе расселения.
4. Комплексная реконструкция городов и их центров, целью которой должны стать:
комплексное обновление городов во всех качественных параметрах - экологических, эстетических, культурологических, функциональных и других;
усиление рыночных факторов инвестиционно-строительной деятельности в городах и поселениях;
сокращение потребляемых ресурсов (территория, протяженность коммуникаций, энергопотребление);
повышение социального статуса территорий.
5. Возрождение исторических поселений.
В области имеется 17 исторических городов и поселений и основные задачи их возрождения должны быть определены специальной целевой программой, главной в которой должна стать стратегия перехода от выживания к процветанию, повышение качества жизни, привлекательности для инвестирования.
6. Обеспечение экологической безопасности и реорганизация инженерной инфраструктуры городов и поселений.
Решение проблем экологической безопасности обеспечивается:
целенаправленным развитием дорожно-уличной сети, транспортных развязок и развитием общественного, в том числе электрифицированного, транспорта;
строительством предприятий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов;
реконструкцией промышленных предприятий;
комплексным и системным благоустройством селитебных территорий, расширением площадей зеленых насаждений.
Основной задачей по повышению надежности жизнеобеспечения населенных пунктов является:
обновление инженерной инфраструктуры с применением материалов и оборудования с повышенными качественными характеристиками, обеспечивающих долговременную эксплуатацию систем;
применение технологий, обеспечивающих сбережение природных и энергетических ресурсов на уровне международных стандартов, широкое применение возобновляемых источников энергии.
7. Развитие архитектуры городов и поселений.
Создание полноценной среды обитания требует партнерства архитектора и заказчика, в основе которого должны быть заложены традиции российского, в том числе "сталинградского", градостроительства и архитектуры, всегда стремившихся соединить содержательную насыщенность архитектурной формы с активным осознанием возможностей строительной техники, ансамблевость застройки, высокий профессионализм и мастерство архитектора с его глубоко нравственной, общественно-гражданской позицией.
8. Информационное обеспечение процесса градостроительства, в том числе развитие и внедрение в практику градостроительных кадастров (областного и муниципальных) на основе федерального и областного законодательства.
Создание и ведение государственного градостроительного кадастра даст возможность сформировать основу для эффективного градорегулирования, рационального использования земель поселений и определения регламентных рамок их застройки, экономически обоснованного налогообложения недвижимого имущества. В банке градостроительной информации градостроительного кадастра будут содержаться сведения о правовом режиме территории Волгоградской области и ее поселений, что позволит формировать и представлять потребителям необходимую информацию и упрощать процедуры формирования земельных участков для застройки и целей государственной регистрации прав на них.
Реализация задач по осуществлению градостроительной политики рассчитана на три этапа.
Первый этап (2003 - 2008 годы) - подготовительный, на котором необходимо создать все организационные предпосылки реализации: разработка большинства нормативных актов градостроительного права; комплектование и материальное оснащение органов архитектуры и градостроительства, выработка четкого финансово-бюджетного механизма градостроительной деятельности; установление статуса градостроительной проектной документации в соответствии с Градостроительным кодексом Волгоградской области.
Второй этап (2008 - 2015 годы) - переходный, в течение которого необходимо начать разработку целевых программ разрешения проблемных градостроительных ситуаций (развитие агломерации, малых городов, исторических поселений, депрессивных районов), программу комплексной реконструкции жилого фонда и инженерной инфраструктуры. В результате реализации и завершения этих программ можно будет приступить к активному формированию новой концепции устойчивого развития.
Третий этап (2015 - 2025 годы) - устойчивого развития. Признаками этого этапа можно считать относительно возможное оздоровление среды обитания, устойчивое развитие городов и поселений, главным образом, на основе собственных ресурсов и внутренних источников роста.

3. Характеристика жилищно-коммунального хозяйства
Волгоградской области

В жилищно-коммунальном комплексе недостаток бюджетного финансирования на местном уровне привел к резкому увеличению износа основных фондов. Средний уровень износа инженерных коммуникаций на сегодняшний день по Волгоградской области составляет более 60 процентов, характеризуется высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия и большими потерями энергоносителей. Около четверти основных фондов жилищно-коммунального хозяйства отслужили свой срок полностью.
В Волгоградской области практически завершена работа по приемке жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры от ведомств в муниципальную собственность. В связи с этим объем жилищного фонда, находящегося на балансе и обслуживании муниципалитетов, возрос с 16 млн. кв. метров в 1990 году до 39,6 млн. кв. метров в 2003 году, то есть в 2,5 раза. Принято в муниципальную собственность 460 скважин, 125 канализационных насосных станций, 310 котельных, 678,4 километра тепловых, 2096,4 километра водопроводных и 818,5 километра канализационных сетей.
Сегодня в жилищно-коммунальном хозяйстве региона 667 предприятий, в том числе муниципальных - 179, частных и смешанных форм управления - 488, или более 73 процентов, в которых работают 48,3 тыс. человек, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги. Жилищный фонд Волгоградской области за последние годы увеличился на 13 процентов и составил 51,5 млн. кв. метров, 75 процентов жилищного фонда находится в городской местности.
Существенно изменилась структура жилищного фонда. К началу 2004 года доля жилья, находящегося в частной собственности граждан, составила 77 процентов, в муниципальной - 21 процент, в государственной - 2 процента. Увеличилась обеспеченность одного жителя общей площадью до 19,6 кв. метров.
Таким образом, в результате приватизации доля частного жилищного фонда увеличилась в 1,9 раза по сравнению с 1990 годом. Доля муниципального и государственного жилищного фонда сократилась с 65 процентов до 21 процента. Число жилых зданий в городах и районах области на начало 2003 года составило 416,7 тыс. единиц, в том числе 371,4 - индивидуального типа. Численность населения составила 2615,9 тыс. человек, в том числе 1937,1 (74 процента) - городского и 678,8 (26 процентов) - сельской местности.
Обустроенность жилищного фонда области составляет: водопроводом - 67 процентов, канализацией - 65 процентов, центральным отоплением - 70 процентов, газом - 88 процентов, горячим водоснабжением - 55 процентов.
Дефицит средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на содержание и ремонт жилищного фонда, приводит к его ускоренному старению и ветшанию. Из года в год увеличивается количество ветхого и аварийного жилищного фонда. Так, за последние 10 лет его объем увеличился в 11 раз и достиг 876,8 тыс. кв. метров, что составляет 1,7 процента жилья области и в 1,9 раза превышает объемы годового ввода в действие жилых домов за счет всех источников финансирования. В ветхих и аварийных домах проживает 34,6 тыс. человек, что составляет 1,2 процента от численности населения Волгоградской области.
Правительством Российской Федерации принимаются меры по ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда. В рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675, принята подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда". В соответствии с данной федеральной подпрограммой принята областная целевая программа "Переселение граждан, проживающих на территории Волгоградской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда". Для реализации данной программы предусмотрено финансирование за счет средств бюджетов всех уровней. Цель программы - улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилищном фонде, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания, и ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда до 2010 года. В рамках реализации областной программы "Переселение граждан, проживающих на территории Волгоградской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда" в 2003 году сданы в эксплуатацию два жилых дома в г. Калаче-на-Дону и пос. Логовском Калачевского района, в апреле 2004 года будет сдан жилой дом в г. Волжском. Введено в эксплуатацию 3,6 тыс. кв. метров нового жилья, ликвидировано 2,6 тыс. кв. метров аварийного жилья и переселено из него 200 человек.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 06.05.2003 № 52-ФЗ имеет название "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", а не "Об основах федеральной жилищной политики".
   ------------------------------------------------------------------

В целях недопущения предельного износа жилищного фонда принимаются меры для приведения в соответствие с Федеральным законом от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики" порядка проведения капитального ремонта, который регламентирует порядок возмещения расходов на капитальный ремонт жилья. В соответствии с ним будут разработаны мероприятия по модернизации жилищного фонда Волгоградской области с применением энерго- и теплосберегающих технологий и материалов.
Протяженность сетей предприятий жилищно-коммунального хозяйства составляет 14,4 тыс. километров, износ основных фондов водопроводного хозяйства - 61,2 процента, в том числе сетей - 64,6 процента. Имеющийся уровень инженерного обустройства населенных пунктов, несмотря на значительный износ, позволяет в основном обеспечивать население области нормативным ассортиментом, качеством и необходимым объемом жилищно-коммунальных услуг.
Установленная производительная мощность водопровода в целом составляет 1577,5 тыс. кв. метров в сутки, водопроводных сооружений - 1350,65 тыс. кв. метров в сутки. Среднесуточный отпуск воды в 2003 году каждому жителю района составил 215,8 литра. В городах среднее водопотребление в сутки на человека составляет от 84,8 до 377,7 литра.
Канализационные сети предприятий жилищно-коммунального хозяйства имеют протяженность 2530,5 километра. Установленная пропускная способность очистных сооружений канализации равняется 728,5 тыс. куб. метров в сутки, износ основных фондов канализационного хозяйства составляет 61,2 процента, в том числе сетей - 61,5 процента. От общего объема сбрасываемых в водные объекты сточных вод более 80 процентов очищаются на очистных сооружениях предприятий жилищно-коммунального хозяйства. К нормативному качеству очистки можно отнести биологические очистные сооружения в городах Камышине, Михайловке, Урюпинске. Из-за дефицита мощностей и перегрузки по гидравлике не обеспечивают достаточной степени очистки сооружения Волгограда, г. Волжского, пос. Ерзовка и других. Неудовлетворительно работают очистные сооружения канализации в городах Дубовке, Жирновске, пос. Иловля, с. Ольховка. Отсутствуют канализационные очистные сооружения в городах Котельниково, Ленинске, поселках Октябрьский, Рудня.
В области 7 ТЭЦ и 645 котельных, из которых 519 муниципальных, обеспечивающих тепловой энергией жилищный фонд и объекты социальной сферы. Суммарная мощность их составляет 5,46 тыс. Гкал/час, при этом 85 процентов котельных работают на природном газе, 14 процентов - на жидком топливе и по 1 проценту - использующие уголь или электроэнергию. Протяженность коммунальных тепловых сетей составляет 2556 километров, в том числе со сроком эксплуатации до 15 лет - 543,5 километра, до 20 лет - 446,9 километра, свыше 20 лет -1565,6 километра. Физический износ сетей протяженностью более 1500 километров составляет более 70 процентов. Требуется замена 121,8 километра ветхих тепловых сетей, износ которых достиг 100 процентов. Под воздействием влаги и длительного срока эксплуатации тепловая изоляция из минеральной ваты на трубопроводах подземной прокладки в основном разрушена, ее теплоизоляционная характеристика снизилась в 2 - 3 раза, соответственно увеличились потери тепла во столько же раз. Суммарные потери тепла в тепловых сетях достигают 20 - 25 процентов, что эквивалентно 260 тыс. тонн условного топлива в год. Общая ситуация с тепловыми сетями в последние годы резко ухудшилась. Сокращение финансирования привело к уменьшению объемов перекладок трубопроводов.
Сдерживание развития коммунальной теплоэнергетики также объясняется неэффективной тарифной политикой, проводимой органами местного самоуправления.
На территории Волгоградской области в целях снижения издержек производства и улучшения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг с 1997 года реализуется областная программа "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве Волгоградской области".
В результате реализации этой программы практически во всех районных центрах области проведена замена изношенного и морально устаревшего котельного оборудования на новое, более эффективное с КПД более 90 процентов. Заменено 468 морально и физически устаревших котлов различной модификации на более экономичные нового поколения в количестве 236 штук, в том числе в 2003 году заменено 42 устаревших котла на 19 современных. Внедрено 1580 автономных котлов и на их базе смонтировано 815 автономных систем отопления, в результате чего закрыто 552 нерентабельных и энергоемких котельных и ликвидировано 2095 километров трубопроводов тепловых сетей. В 2003 году смонтировано 1017 автономных котлов, в том числе 787 поквартирных, закрыто 104 котельных и ликвидировано 348 километров тепловых сетей. Это позволило сократить долю ветхих сетей и сэкономить средства на их восстановление.
Наряду с модернизацией и подготовкой теплового хозяйства к работе в зимних условиях в области прорабатываются и внедряются более современные и новые технологии, способные усовершенствовать и стабилизировать работу жилищно-коммунального хозяйства. К ним можно отнести уже нашедшие применение в жилищно-коммунальном хозяйстве Волгоградской области: внедрение пластинчатых теплообменников вместо кожухотрубных, внедрение установок ОЭДФК (комплексоны) для умягчения подпиточной воды на котельных области, проведение работ по теплоизоляции тепловых сетей пенополиуретановым покрытием, установка приборов учета и регулирования тепла, воды и газа в организациях бюджетной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, установка частотно-регулируемых электроприводов и устройств плавного пуска насосных агрегатов на объектах водопроводно-канализационного хозяйства, проведение работ по восстановлению водозаборных скважин методом наведенной проницаемости на водоносный пласт, проведение ремонта кровель жилищного фонда новыми и современными кровельными материалами, внедрение систем аэрации из труб со сложнодиспергирующим покрытием на аэротенках очистных сооружений канализации и другие.
Все эти мероприятия не только позволили обеспечить надежность в эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, но и дали ощутимую экономию бюджетных средств. Так, в результате за 6 лет получена экономия средств в размере 471 млн. рублей. Одновременно при получении экономии бюджетных средств сокращен расход топлива на выработку 1 Гкал тепла, который в 2003 году составил 0,16 ТУТ против 0,174 ТУТ в 2000 году. Расход топлива на отопление 1 кв. метра жилой площади сокращен на 25 процентов.

4. Цели и задачи стратегии развития в области
жилищно-коммунального хозяйства, пути их решения

В соответствии с областной целевой программой "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области на 2004 - 2010 годы" основными целями жилищно-коммунального комплекса являются:
повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства, снижение финансовой нагрузки на бюджеты всех уровней;
обеспечение надежности работы жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;
адресная социальная защита населения.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
совершенствование системы отраслевого и территориального управления жилищно-коммунального хозяйства;
повышение экономической эффективности системы регулирования тарифами и ценами на услуги жилищно-коммунального хозяйства;
создание благоприятных условий и государственных гарантий по образованию объединений собственников жилья с целью совместной эксплуатации жилищного фонда;
развитие конкуренции в немонопольном секторе жилищно-коммунального хозяйства;
техническое перевооружение жилищно-коммунального хозяйства на основе энерго- и ресурсосберегающих технологий;
обеспечение условий для снижения издержек и повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;
обеспечение финансового оздоровления жилищно-коммунальных предприятий;
государственная поддержка модернизации жилищно-коммунального хозяйства;
подготовка и переподготовка кадров для жилищно-коммунального хозяйства;
создание инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства.
Основными мероприятиями программы являются:
1. Обеспечение надежности и долговечности работы объектов жилищно-коммунального хозяйства, его финансовое оздоровление за счет:
совершенствования управления в условиях изменения форм собственности в жилищно-коммунальном комплексе;
энергосбережения объектов в жилищно-коммунальном хозяйстве;
модернизации объектов в жилищно-коммунальном хозяйстве;
инвентаризации, реструктуризации и ликвидации задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
ликвидации дотационности жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения стабильности и достаточности финансирования затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг;
обеспечения мер социальной защиты населения Волгоградской области;
государственной поддержки инвестиций в модернизацию жилищно-коммунального хозяйства.
2. Совершенствование кадровой политики в отрасли.
3. Правовое обеспечение.
4. Информационное обеспечение.
5. Ресурсное обеспечение.
Реализация задач, предусмотренных комплексом мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства, рассчитана на три этапа.
Первый этап (2004 - 2005 годы) предполагает решение следующих задач:
отработка организационных и финансовых механизмов;
реализация пилотных проектов;
совершенствование законодательной и нормативной базы;
проведение мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
проведение модернизации объектов теплоэнергетического и водопроводно-канализационного хозяйств, внедрение энергосберегающих технологий;
укрепление материально-технической базы учебных заведений, обеспечивающих профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров.
Второй этап (2006 - 2007 годы) предусматривает:
создание условий для привлечения инвестиций;
продолжение работы по модернизации объектов теплоэнергетического и водопроводно-канализационного хозяйств, внедрению энергосберегающих технологий;
совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки руководителей и специалистов в соответствии с квалификационными требованиями, создание единого резерва кадров отрасли.
Третий этап (2008 - 2010 годы) предусматривает:
привлечение инвестиции в форме банковских кредитов и инвестиционных займов;
реализация комплекса мер по снижению рисков кредитования путем предоставления государственных, муниципальных гарантий;
завершение выполнения основных мероприятий по модернизации жилищно-коммунального хозяйства и продолжение внедрения энергосберегающих технологий, обеспечивающих повышение надежности и снижение издержек производства;
осуществление целевого отбора выпускников школ и направление их на учебу в высшие и средние специальные учебные заведения по целевой контрактной форме подготовки специалистов.

5. Ожидаемые результаты реализации Стратегии развития
строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства
Волгоградской области на 2004 - 2010 годы

1. Темпы роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования - 5 - 6 процентов в год.
2. Темпы роста объемов строительно-монтажных работ до договорам строительного подряда - 5 - 6 процентов в год.
3. Ввод в действие жилых домов всех форм собственности с учетом полноценного запуска механизма ипотечного кредитования строительства, использования в новом строительстве средств, направляемых на ликвидацию ветхого и аварийного жилья, средств Государственных жилищных сертификатов за 2004 - 2010 годы составит около 4,2 млн. кв. метров с доведением объемов ввода жилья в 2010 году до 700 тыс. кв. метров.
4. Рост объемов производства основных видов строительных материалов, изделий и конструкций в 1,2 раза.
5. Доведение уровня газификации городов и районов к 2010 году в среднем по области до 88,5 процента.
6. Снижение темпов демографического спада и стабилизация демографической ситуации.
7. Улучшение структуры расселения, развитие подцентров культурно-бытового обслуживания областного значения, выравнивание системы доступности объектов областного значения.
8. Стабилизация общей экологической ситуации, преодоление инерции деградации пригородных ландшафтов.
9. Повышение жилищной обеспеченности при практической ликвидации ветхого и аварийного жилого фонда.
10. Реализация первой фазы обновления транспортной и инженерной инфраструктуры городов и поселений.
11. Качественное улучшение общей градостроительной ситуации в малых городах и исторических поселениях Волгоградской области.
12. Удельные сокращения потребляемых ресурсов с переходом от экстенсивного к интенсивному типу развития поселений.
13. Повышение социального статуса и привлекательности территорий с последующим привлечением новых инвестиций.
14. Повышение качества среды обитания и качества жизни людей.
15. Сокращение потребления газа в объеме 2130 тыс. куб. метров.
16. Сокращение потребления жидкого топлива на 14,7 тыс. тонн.
17. Доведение годового расхода тепла с 0,24 Гкал до 0,15 Гкал на 1 кв. метр отапливаемой площади.
18. Снижение себестоимости 1 куб. метра питьевой воды в среднем на 10 процентов.
19. Снижение себестоимости транспортировки и очистки 1 куб. метра стоков в среднем на 15 процентов.
20. Ликвидация дефицита питьевой воды в населенных пунктах области на 100 процентов.
21. Снижение на 20 процентов затрат на энергоснабжение жилья при обеспечении соблюдения санитарных правил и норм.
22. Снижение на 15 процентов бюджетных расходов на дотации населению по оплате коммунальных услуг за счет повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.
23. Снижение на 10 - 15 процентов себестоимости энергоресурсов за счет повышения эффективности использования топлива и снижения издержек путем проведения энергосберегающей тарифной политики.
24. Полное обеспечение к 2006 году приборного учета при производстве, передаче и потреблении топлива, энергии, воды на основе применения автоматизированных схем коммерческого учета, диспетчерского контроля.
25. Повышение эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства и снижение затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг в размере 1,5 млрд. рублей в сопоставимых ценах за счет:
повышения эффективности, качества жилищно-коммунального обслуживания;
надежности работы инженерных систем жизнеобеспечения;
снижения издержек производства;
комфортности и безопасности условий проживания;
социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг;
повышения эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства и снижения затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
доведения уровня износа основных фондов до нормативных требований;
повышения хозяйственной самостоятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства и их ответственности за качество обслуживания потребителей;
эффективного сочетания хозяйственной самостоятельности конкурирующих предприятий жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования деятельности естественных локальных монополий;
развития конкурентной среды;
создания экономического механизма, стимулирующего экономное использование предприятиями энергетических и материальных ресурсов и сокращение нерационального потребления коммунальных услуг при гарантированном и бесперебойном их предоставлении;
сокращения потребностей в бюджетных средствах на развитие жилищно-коммунального комплекса.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru