Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 12.03.2004
<ПО ДЕЛУ № 549 О НАРУШЕНИИ ЗАКОНА РСФСР "О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 12 марта 2004 года

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 549 о нарушении администрацией г. Фролово абз. 1 пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон "О конкуренции..."), установила:
Во исполнение поручения МАП России (исх. № АК/340 от 14.01.2004) провести проверку организации проведения конкурсов по закупке вакцины на 2003 - 2004 гг. на предмет соответствия требованиям ст. 9 Закона "О конкуренции..." Территориальное управление направило соответствующий запрос администрации г. Фролово (исх. № 04-14/260 от 29.01.2004).
На запрос Управления глава администрации г. Фролово (письмо исх. № 140 от 06.02.2004) сообщил, что из бюджета г. Фролово для закупки вакцины в 2003 г. было выделено 442,5 тыс. рублей, а в 2004 г. предусмотрено 330,4 тыс. рублей. Конкурсный отбор лиц на право заключения контракта на поставку вакцины в 2003 г. не проводился. Договор на поставку вакцины в муниципальное учреждение здравоохранения "Фроловская центральная районная больница" был заключен с ООО "Иммунопрепарат" (копия договора № 32 от 21.04.2003). В администрации осуществляется подготовительная работа по проведению конкурсного отбора лиц на право заключения контракта на поставку вакцины в МУЗ "Фроловская ЦБР" на 2004 г.
Таким образом, признаки нарушения требований антимонопольного законодательства выразились в выборе поставщика вакцины без проведения открытого конкурса, в результате чего может иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции на рынке поставки вакцин и ущемление интересов иных хозяйствующих субъектов, являющихся участниками данного рынка.
На рассмотрении дела юрисконсульт администрации г. Фролово Коробко М.О. заявил, что договор с ООО "Иммунопрепарат" расторгнут, а вакцина в 2003 г. приобреталась в ГП "Бакпрепарат", передав Комиссии договор № 7/1 на поставку медицинских препаратов от 04.01.2003, заключенный между ГП "Бакпрепарат" и МУЗ "Фроловская ЦБР", а также копии платежных поручений, подтверждающих исполнение договора покупателем.
Перед заключением договора в 2003 году с ГП "Бакпрепарат" конкурсный отбор лиц на право заключения контракта на поставку вакцины не проводился.
Выбор ГП "Бакпрепарат" на поставку вакцины, согласно письму главного врача МУЗ "Фроловская ЦБР" от 04.03.2004 № 215, обуславливался тем, что ГП снабжало ЦРБ вакцинами с отсрочкой платежа, тогда как ООО "Иммунопрепарат" работало только по предоплате. В качестве обоснования выбора ГП "Бакпрепарат" также сослалось на письма Центра госсанэпиднадзора Волгоградской области за № 01/29-3259 от 24.09.2003 и Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области за № 01-7-1177 от 26.08.2003, в которых предлагалось рассмотреть вопрос о заключении договоров на поставку с ГП "Бакпрепарат".
На заседание Комиссии юрисконсульт Коробко М.О. также представил протокол № 6 от 04.02.2004 заседания котировочной комиссии на поставку антирабической вакцины. Сумма муниципального заказа на поставку антирабической вакцины составляла 92,4 тыс. руб. Победителем конкурсного отбора было определено ГП "Бакпрепарат".
По результатам конкурсного отбора договор № 7/1, заключенный с ГП "Бакпрепарат" 4 января 2003 г., в соответствии с п. 5.2 договора был пролонгирован сроком на один год.
Кроме того, согласно заказу на второй квартал 2004 г. на поставку антирабической вакцины, составленному главврачом МУЗ "Фроловская ЦБР", для нужд больницы требуется вакцина на общую сумму 131,528 тыс. руб. В связи с чем организатор конкурса - комитет экономики администрации г. Фролово в адрес ООО "Иммунопрепарат" (исх. № 307 от 10.03.2004) и ГП "Бакпрепарат" (исх. № 308 от 10.03.2004) направил приглашения к участию в торгах на закупку товаров.
Проанализировав представленные материалы, заслушав объяснения юрисконсульта администрации г. Фролово, Комиссия пришла к следующим выводам.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Содержание абзаца соответствует официальному тексту документа.
   ------------------------------------------------------------------

1. В соответствии со статьями 71, 72 Бюджетного кодекса РФ при заключении муниципального контракта на сумму свыше 2000 МРОТ проводится конкурс по выбору организации-контрагента, если иное не установлено нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Постановлениями администрации г. Фролово от 10.03.2004 № 316 и от 10.03.2004 № 316 предусмотрено размещение муниципального заказа на конкурсной основе.
Согласно Положению о муниципальном заказе, утвержденному Постановлением главы администрации г. Фролово от 19.03.2003 № 373 "Об утверждении Положения о муниципальном заказе", и Порядку организации и проведения конкурсов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд г. Фролово, утвержденному Постановлением главы администрации г. Фролово от 10 марта 2004 года № 316, при закупке товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд проводятся конкурсы с целью определения поставщиков (исполнителей), которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком и согласованным с организатором конкурса.
На основании п. 4.2.7 Положения о муниципальном заказе, действовавшего на момент заключения договоров с поставщиками вакцины, конкурс мог быть открытым или закрытым. Исключений для непроведения конкурса (в том числе и на основании рекомендательных писем) законодательством не предусмотрено.
В соответствии с письмом главы администрации г. Фролово из бюджета г. Фролово для закупки вакцины в 2003 г. было выделено 442,5 тыс. рублей, а в 2004 г. предусмотрено 330,4 тыс. рублей, что превышает установленные 2000 МРОТ. Таким образом, конкурсы на поставку вакцины должны были проводиться как в 2003 г., так и в 2004 г.
Следовательно, объяснения заказчика о том, что конкурс в 2003 г. на поставку не проводился, поскольку Центр госсанэпиднадзора Волгоградской области и Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области рекомендовали заключить договор на поставку с ГП "Бакпрепарат", несостоятельны. Ссылка на выбор организации-поставщика в связи с особенностями условия оплаты также необоснованна, т.к. согласно п. 3.1 договора № 7/1 от 04.01.2003 и платежным поручениям расчеты с ГП "Бакпрепарат" производились в виде предоплаты.
2. Согласно п. 4.1.3 Положения о муниципальном заказе, утвержденного Постановлением главы администрации г. Фролово от 19.03.2003 № 373 "Об утверждении Положения о муниципальном заказе", "дробление закупок одноименной продукции, приводящее к изменению способа закупок, не допускается". Множество вакцин, несмотря на их сходство и различие, относятся к одной группе товара - медицинские иммунобиологические препараты (ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.3.2.1248-03). Проведя в феврале 2004 г. закупку антирабической вакцины КОКАВ на сумму 92,4 тыс. руб. запросом котировок цен, а затем, размещая заказ во 2-м квартале 2004 г. на поставку вакцин КОКАВ и АИГ на сумму 131,528 тыс. руб., администрация тем самым разбила муниципальный заказ, на который из местного бюджета в 2004 г. предусмотрено 330,4 тыс. рублей.
Кроме того, администрация г. Фролово по результатам заседания котировочной комиссии, выбрав в качестве победителя ГП "Бакпрепарат", пролонгировала действие договора с ГП "Бакпрепарат" сроком на год. Следовательно, администрация по результатам котировочного отбора предоставила ГП "Бакпрепарат" права на осуществление всего объема муниципального заказа по поставке вакцины.
Положением о муниципальном заказе не была предусмотрена закупка товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд способом запроса котировок цен.
Из п. 5.1 Порядка организации и проведения конкурсов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд г. Фролово, утвержденного Постановлением главы администрации г. Фролово 19 марта 2004 г. № 316 (после проведения администрацией закупки вакцины способом котировок цен), следует, что закупка товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд в случае, если стоимость поставки превышает 2000 установленных законом минимальных размеров оплаты труда, осуществляется на основании конкурсного отбора.
Следовательно, поставщик на 2004 должен был быть выбран путем проведения конкурса, а не путем запроса котировок цен. Таким образом, администрация г. Фролово неправомерно провела закупку вакцины в 2004 г. способом запроса котировок цен. Договор, заключенный с ГП "Бакпрепарат" с нарушением требований действующего законодательства и иных правовых актов, в соответствии со ст. 168 ГК РФ является ничтожным.
3. Выбор поставщика котировочной комиссией был сделан с нарушением требований антимонопольного законодательства.
В соответствии с протоколом № 6 заседания котировочной комиссии на поставку антирабической вакцины для учреждения, находящегося на бюджетном финансировании г. Фролово, от 4 февраля 2004 года были рассмотрены предложения пяти поставщиков данного вида вакцины:
ГП "Бакпрепарат", г. Волгоград;
ООО "Мединвест", г. Екатеринбург;
ООО "Сиберия", г. Москва;
Мединторг, г. Москва;
ООО "Формед", г. Москва.
На момент проведения конкурса способом котировки цен в сфере закупок для муниципальных нужд действовало Постановление администрации г. Фролово № 373 от 19.03.2003, которым было утверждено Положение о муниципальном заказе. Согласно п. 4.2.5 Положения о муниципальном заказе победителем конкурса признается участник, в заявке которого предложены лучшие условия поставок продукции для муниципальных нужд. Основными критериями оценки заявок участников являются качество, стоимость, срок поставки продукции. В соответствии с указанным протоколом оценка участников конкурса осуществлялась по предлагаемой ими цене на антирабическую вакцину.
Наилучшие условия по цене поставки были предложены ООО "Сиберия", г. Москва. Однако победителем конкурса было выбрано ГП "Бакпрепарат", г. Волгоград. Решение о выборе поставщика обосновывалось тем, что все остальные поставщики находятся за пределами Волгоградской области, а вакцина должна транспортироваться с соблюдением "холодовой цепи", а также в связи с тем, что вакцина нужна незамедлительно, а доставка из других регионов займет много времени. Сроки поставки вакцины другими участниками при этом комиссией не оценивались.
Обосновывая свое решение тем, что все остальные поставщики находятся за пределами Волгоградской области, администрация г. Фролово создала благоприятные условия деятельности для поставщиков, которые осуществляют свою деятельность на территории Волгоградской области. Данный критерий выбора также создает дискриминационное условие деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, не осуществляющих свою деятельность на территории Волгоградской области.
Нарушение требований антимонопольного законодательства выразилось:
1. В заключении муниципального контракта № 7/1 от 04.01.2003 на поставку вакцины с хозяйствующим субъектом ГП "Бакпрепарат" без проведения конкурса по выбору поставщика, в результате которого имеет место недопущение, устранение конкуренции на рынке оказания услуг по осуществлению деятельности по поставке вакцины и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
2. Выбор организации - исполнителя муниципального контракта № 7/1 от 04.01.2003 на поставку вакцины без проведения конкурса нарушает принцип равного доступа хозяйствующих субъектов к выполнению заказа и создает благоприятствующие условия деятельности для поставщика - ГП "Бакпрепарат", что имеет своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов - потенциальных претендентов на участие в конкурсе на право заключения муниципальных контрактов на поставку вакцины.
3. В проведении внеконкурсного способа размещения муниципального заказа на поставку вакцины в 2004 г. путем запроса котировок цен, несмотря на то, что сумма муниципального заказа свыше 2000 МРОТ и должен проводиться конкурс по выбору организации-контрагента. В результате имеет место недопущение, устранение конкуренции на рынке оказания услуг по осуществлению деятельности по поставке вакцины и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Указанные действия нарушают требования статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", согласно которой органам местного самоуправления запрещается совершать действия (в данном случае заключение муниципального контракта (договора), проведение закупки продукции способом запроса котировок цен), которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать администрацию г. Фролово нарушившей требования статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Выдать администрации г. Фролово предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии
Т.В.КОСЯК

Члены Комиссии
Т.В.ЛЕЩИНА
О.В.КОЛЕСНИКОВА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 12 марта 2004 г. № 549

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего решения от 12.03.2004 по делу № 549 о нарушении администрацией г. Фролово статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предписывает:
Администрации г. Фролово с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившееся в отборе поставщика для заключения муниципального контракта без проведения открытого конкурса, а именно:
- при заключении муниципального контракта, стоимость которого превышает установленную законодательными и иными правовыми актами величину, отбирать организацию-поставщика путем проведения конкурса;
- не осуществлять выбор поставщика товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд с нарушением требований действующего законодательства РФ, не предоставлять благоприятствующие условия деятельности отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов;
- в течение одного месяца с момента получения предписания провести конкурс по определению поставщика вакцины для муниципальных нужд на 2004 год, по результатам проведения которого заключить договор с победителем, расторгнув договор с ГП "Бакпрепарат".
Доказательства исполнения предписания представить в срок до 5 мая 2004 года.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии со статьями 23 и 24 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" коммерческие и некоммерческие организации и их руководители, должностные лица органов исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.

Председатель Комиссии
Т.В.КОСЯК

Члены Комиссии
Т.В.ЛЕЩИНА
О.В.КОЛЕСНИКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru