Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Волгоградского горсовета народных депутатов от 22.01.2004 № 69/1306
"О ПРОТЕСТЕ ПРОКУРОРА ВОЛГОГРАДА НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ОТ 16.07.2003 № 61/1150 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ОТ 28.11.2001 № 32/524 "О ЦЕЛЕВЫХ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТАХ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2004 г. № 69/1306

О ПРОТЕСТЕ ПРОКУРОРА ВОЛГОГРАДА НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ВОЛГОГРАДСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
ОТ 16.07.2003 № 61/1150 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ГОРОДСКОГО
СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ОТ 28.11.2001 № 32/524
"О ЦЕЛЕВЫХ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТАХ"

Рассмотрев протест прокурора Волгограда от 15.09.2003 № 14-745в/03 на Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 16.07.2003 № 61/1150 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах", руководствуясь статьей 24 Устава города-героя Волгограда, Волгоградский городской Совет народных депутатов постановляет:
Отклонить протест прокурора Волгограда от 15.09.2003 № 14-745в/03 на Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 16.07.2003 № 61/1150 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах" (возражения прилагаются).

Председатель
Волгоградского городского
Совета народных депутатов
С.Л.МИХАЙЛОВ





Приложение
к Постановлению
Волгоградского городского
Совета народных депутатов
от 22 января 2004 г. № 69/1306

ВОЗРАЖЕНИЯ
НА ПРОТЕСТ ПРОКУРОРА ВОЛГОГРАДА ОТ 15.09.2003
№ 14-745В/03 НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ГОРОДСКОГО
СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ОТ 16.07.2003 № 61/1150
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ВОЛГОГРАДСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
ОТ 28.11.2001 № 32/524 "О ЦЕЛЕВЫХ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТАХ"

Рассмотрев протест прокурора Волгограда от 15.09.2003 № 14-745в/03 на Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 16.07.2003 № 61/1150 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах", Волгоградский городской Совет народных депутатов не находит оснований для его удовлетворения по следующим основаниям:
1. В протесте прокурора Волгограда указывается, что "Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах" предоставлены налоговые льготы налогоплательщикам, осуществляющим производство табачно-махорочных изделий на территории Волгограда, при условии инвестирования ими в основные фонды в период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2003 г. денежных средств на сумму не менее 12 млн. долларов США, установив им нулевые налоговые ставки на имущество и прибыль в части, поступающей в бюджет города".
Исходя из смысла протеста прокурора Волгограда не совсем понятно, что опротестовывает прокуратура Волгограда, а именно:
а) Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах";
б) Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 16.07.2003 № 61/1150 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах".
Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 16.07.2003 № 61/1150 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах" уточняет порядок применения налоговых льгот, предусмотренных Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах".
Кроме этого, ранее в Волгоградский городской Совет народных депутатов направлялся протест прокурора Волгограда от 08.05.2002 № 7-12/02 на Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах", однако письмом от 05.07.2002 № 7-11/02 прокуратура Волгограда отозвала вышеуказанный протест.
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют. Таким образом, ссылка на главу 25 Налогового кодекса Российской Федерации, которая вступила в силу только с 1 января 2002 г., является неправомерной.
Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей. Одним из таких случаев, в частности, является установленный пунктом 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, отменяющих налоги и (или) сборы, снижающих размеры ставок налогов (сборов), устраняющих обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающих их положение. Данные акты могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Поскольку Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 16.07.2003 № 61/1150 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах" уточняет порядок применения налоговых льгот, предусмотренных Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах", такой нормативный правовой акт улучшает положение налогоплательщиков. Следовательно, Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 16.07.2003 № 61/1150 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах", прямо предусматривающее введение в действие с даты его официального опубликования, вступает в силу именно с этой даты на основании пункта 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Следует также учитывать то, что Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 16.07.2003 № 61/1150 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах" само по себе не устанавливает налоговых льгот, а только уточняет порядок применения положений ранее принятого Постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах".
3. Таким образом, Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 16.07.2003 № 61/1150 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах" распространяет свое действие на период с 1 января по 31 декабря 2001 г., когда в соответствии с пунктом 9 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ) представительные органы местного самоуправления были вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты.
4. Кроме того, несмотря на то, что действующим налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрено право представительных органов местного самоуправления принимать акты законодательства о налогах и сборах, регулирующие вопросы исчисления и уплаты федеральных налогов (налога на прибыль), положения Постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов от 16.07.2003 № 61/1150 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах" не затрагивают элементы налогообложения по данному налогу, а только уточняют положения другого нормативного правового акта о налогах и сборах (Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах"), принятого Волгоградским городским Советом народных депутатов в 2001 году в пределах своих полномочий и в соответствии с действовавшим на тот период налоговым законодательством Российской Федерации.
5. В соответствии с Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах" (в редакции Постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов от 16.07.2003 № 61/1150) право на льготы имеют налогоплательщики, совокупная первоначальная стоимость основных средств которых увеличится на сумму не менее 12 млн. долларов США в период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2005 г. При этом дополнительно определены минимальные суммы увеличения стоимости основных средств по каждому календарному году в рамках вышеуказанного периода. Пунктом 2 Постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах" (в редакции Постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов от 16.07.2003 № 61/1150), в частности, установлено, что "в случае невыполнения вышеуказанными налогоплательщиками условий, указанных в пункте 1 настоящего постановления, в налоговом периоде, в котором применялись нулевые ставки по налогам на имущество и прибыль, они обязаны самостоятельно определить и уплатить в бюджет города причитающиеся суммы налогов...". Следовательно, Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах" (в редакции Постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов от 16.07.2003 № 61/1150) предусматривает право налогоплательщиков пользоваться льготами в каждом налоговом периоде, в котором произошло увеличение стоимости основных средств соответствующих налогоплательщиков на установленную минимальную для данного календарного года сумму.
Кроме того, даже если исходить из возможности использования налоговых льгот только после полного выполнения условия об увеличении совокупной первоначальной стоимости основных средств налогоплательщиков на сумму не менее 12 млн. долларов США, такое условие может быть выполнено налогоплательщиком в любой момент в рамках установленного периода, после чего налогоплательщик получает право на льготы в период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2005 г. Таким образом, право налогоплательщиков выполнить условия предоставления налоговых льгот ранее предельных сроков, установленных Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах" (в редакции Постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов от 16.07.2003 № 61/1150), не может быть ограничено. Такие налогоплательщики в любом случае получают право на использование налоговых льгот согласно Постановлению Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах" (в редакции Постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов от 16.07.2003 № 61/1150) с момента увеличения совокупной первоначальной стоимости основных средств налогоплательщиков на сумму не менее 12 млн. долларов США. Вывод о возникновении у налогоплательщиков такого права только по итогам работы за 2005 год основан на ошибочном толковании положений Постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах" (в редакции Постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов от 16.07.2003 № 61/1150) и ограничивает права налогоплательщиков.
6. Статья 5 Закона Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (в редакции Федерального закона от 06.06.2003 № 65-ФЗ) прямо уполномочивает органы местного самоуправления на предоставление дополнительных льгот отдельным категориям налогоплательщиков. По смыслу этой нормы, органы местного самоуправления вправе предоставлять льготы только в той части налога на имущество, которая поступает в их бюджет. Иное толкование данной нормы противоречило бы принципам бюджетного устройства Российской Федерации.
Обращаем Ваше внимание на Методические рекомендации для использования в практической работе при осуществлении контроля за правомерностью использования налогоплательщиками налоговых льгот по налогу на имущество предприятий, утвержденные Письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 11.03.2001 № ВТ-6-04/197. В соответствии с пунктом 18 указанных Методических рекомендаций "предоставление органами местного самоуправления отдельным категориям налогоплательщиков дополнительных льгот по налогу на имущество предприятий в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты, является правомерным".
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волгоградской области в заключении, адресованном Волгоградской областной Думе, от 20.08.2001 № 04-07/4185 указало, что "право предоставлять дополнительные льготы по налогу на имущество предприятий в пределах сумм, зачисляемых в местные бюджеты по месту нахождения предприятия, предоставлено органам местного самоуправления, а не законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации".
Аналогичной позиции придерживается Главное финансово-казначейское управление Администрации Волгоградской области. В Письме на имя заместителя председателя комитета по бюджету, налогам и финансам Волгоградской областной Думы от 20.08.2001 № 09-05/5/3552 указывается, что "законом Волгоградской области правомерно предоставление отдельным категориям налогоплательщиков дополнительных льгот по налогу на имущество предприятий в пределах сумм, зачисляемых в областной бюджет, а нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления Волгоградской области - в пределах сумм, зачисляемых в соответствующие местные бюджеты".
7. Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах" (в редакции Постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов от 16.07.2003 № 61/1150) было принято с целью активизации инвестиционной деятельности на территории Волгограда и предусматривает предоставление налоговых льгот отдельной категории налогоплательщиков (по виду деятельности) - предприятиям, осуществляющим производство табачно-махорочных изделий на территории Волгограда. Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах" (в редакции Постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов от 16.07.2003 № 61/1150), определяя основания, порядок и условия применения налоговых льгот, адресовано неопределенному кругу лиц и не носит индивидуальный характер. Фактические обстоятельства, приводящие к возможности использования налоговых льгот только одним лицом, относящимся к установленной категории налогоплательщиков, не могут придавать индивидуальный характер нормам нормативного правового акта о налогах и сборах. Таким образом, Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах" (в редакции Постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов от 16.07.2003 № 61/1150) не устанавливает индивидуальных налоговых льгот и не предусматривает каких-либо различий при предоставлении налоговых льгот налогоплательщикам, которые выполняют условия согласно указанному постановлению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Из содержания данной нормы усматривается, что акт законодательства о налогах и сборах не может предусмотреть льготу в отношении конкретного налогоплательщика (организации либо гражданина). Однако Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах" (в редакции Постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов от 16.07.2003 № 61/1150) не распространяется исключительно на общество с ограниченной ответственностью "Табачная фабрика Реемтсма-Волга". Любое предприятие на территории Волгограда, осуществляющее производство табачно-махорочных изделий и удовлетворяющее критериям, изложенным в вышеуказанном постановлении, имеет право воспользоваться льготой. Тот факт, что в настоящее время на территории Волгограда функционирует только одно предприятие, осуществляющее указанную выше деятельность, значения не имеет, так как в соответствии со статьей 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Соответственно, любое юридическое лицо было и остается вправе осуществлять в соответствии с действующим законодательством производство табачно-махорочных изделий на территории Волгограда.
Как пример из судебной практики можно привести Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 02.04.2002 № Ф09-632/02АК, где в похожей ситуации орган местного самоуправления (Президиум Уфимского городского Совета РБ) освободил от уплаты в местный бюджет налога с продаж и налога на имущество сроком на пять лет общество с ограниченной ответственностью "Гостиный двор". Апелляционная и кассационная инстанции отмечают, что льгота по указанным налогам предоставлена обществу с ограниченной ответственностью "Гостиный двор" как отдельной категории налогоплательщиков и в пределах сумм, поступающих в городской бюджет, то есть не является индивидуальной, порядок ее предоставления не нарушен и не противоречит пункту 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации. В данном случае кассационная жалоба прокуратуры Республики Башкортостан оставлена без удовлетворения.
8. В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ) органы местного самоуправления помимо льгот, предусмотренных статьей 6 указанного Закона, вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты. Льготы по налогу на прибыль, предусмотренные Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах", касаются только той части налога на прибыль, которая подлежит зачислению в бюджет города. Следовательно, Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 16.07.2003 № 61/1150 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах" не предусматривает, что установленные Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах" льготы по налогу на прибыль распространяются на период после 1 января 2002 г. Более того, Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 16.07.2003 № 61/1150 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах" прямо устанавливает, что указанные в Постановлении Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах" льготы по налогу на прибыль действуют в части, не противоречащей налоговому законодательству Российской Федерации. Поскольку налоговое законодательство Российской Федерации (глава 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации) не предусматривает право представительных органов местного самоуправления предоставлять льготы по налогу на прибыль после 1 января 2002 г., положения Постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах" (в редакции Постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов от 16.07.2003 № 61/1150), касающиеся льготы по налогу на прибыль, распространяются только на период с 1 января по 31 декабря 2001 г.
9. В результате в табачно-махорочной промышленности Волгограда существенно увеличилось число занятых в этой области, а также подрядчиков, поставщиков и иных лиц. Это благоприятным образом сказывается на благосостоянии жителей Волгограда.
Кроме этого, обращаем Ваше внимание на то, что при принятии Постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах" (в редакции Постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов от 16.07.2003 № 61/1150) Волгоградским городским Советом народных депутатов были проведены все предусмотренные действующим законодательством согласования (Территориальное управление по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Волгоградской области и Республике Калмыкия, Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волгоградской области).
Исходя из вышеизложенного и в соответствии со статьей 24 Устава города-героя Волгограда Волгоградский городской Совет народных депутатов отклоняет протест прокурора Волгограда от 15.09.2003 № 14-745в/03 на Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 16.07.2003 № 61/1150 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.11.2001 № 32/524 "О целевых налоговых льготах" как принятое в полном соответствии с федеральным законодательством.

Первый заместитель председателя
Волгоградского городского
Совета народных депутатов
И.Я.ИВАХНОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru