Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 08.01.2004 № 01-12/(249)05-04
"НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 05.09.2003 № 816, ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" ОТ 08.09.2003 № 1-225 "О ПОРЯДКЕ МЕДИКО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 8 января 2004 г. № 01-12/(249)05-04

НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 05.09.2003 № 816, ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В ВОЛГОГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ" ОТ 08.09.2003 № 1-225 "О ПОРЯДКЕ
МЕДИКО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ
ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА"

Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 2 августа 1999 года № 954 "Вопросы Министерства юстиции РФ", и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 22 октября 2002 г. № 286 "Об утверждении Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело юридическую экспертизу Приказа Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области от 05.09.2003 № 816, Федерального государственного учреждения "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Волгоградской области" от 08.09.2003 № 1-225 "О Порядке медико-эпидемиологического освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства" (далее - Приказ).
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом с целью регистрации проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Волгоградской области утверждены объем клинико-лабораторных обследований и санитарно-эпидемиологических мероприятий для иностранных граждан и лиц без гражданства, обращающихся для регистрации в паспортно-визовую службу ГУ УВД Волгоградской области, а также сроки действия медицинских документов, форма санитарно-эпидемиологического заключения, форма сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции.
Предметом регулирования являются отношения в сферах правового положения иностранных граждан в Российской Федерации в части порядка регистрации иностранных граждан на территории Российской Федерации, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Законодательное регулирование данной сферы осуществляют:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в ред. от 30.06.2003 № 86-ФЗ).
3. Постановление Правительства РФ от 02.04.2003 № 188 "О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации".
4. Постановление Правительства РФ от 01.11.2002 № 794 "Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство".
5. Постановление Правительства РФ от 30.12.2002 № 941 "О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу".
6. Постановление Правительства РФ от 02.04.2003 № 188 "О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации".
Согласно абз. 1 приложения 1 к Приказу определение объема обследований и разработка санитарно-эпидемиологических условий проводится в целях въезда и пребывания иностранных граждан на территории Волгоградской области.
Обеспечение общественной безопасности, координация вопросов здравоохранения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пп. "б", "ж" ст. 72 Конституции РФ).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию, обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в Российскую Федерацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.
Регистрация иностранного гражданина, въехавшего в Российскую Федерацию, производится по месту его пребывания в Российской Федерации (п. 3 ст. 21 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Статьей 23 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определен перечень документов, необходимых для регистрации иностранного гражданина:
"Регистрация иностранного гражданина производится, если он предъявил для регистрации миграционную карту, имеющую отметку органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию, и документ, удостоверяющий его личность".
Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Таким образом, Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не предусмотрена возможность медико-эпидемиологического освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства в целях их регистрации на территории Российской Федерации (в указанном Федеральном законе понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства" - ст. 2 Федерального закона).
Вместе с тем Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлены основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание (ст. 7), вида на жительство (ст. 9), разрешения на работу (ст. 18).
Одним из оснований является наличие определенных заболеваний: "является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих".
Из указанных положений Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" следует, что медико-эпидемиологическое освидетельствование иностранных граждан и лиц без гражданства в случаях, установленных статьями 7, 9, 18 этого Закона, является обязательным.
Следовательно, медико-эпидемиологическое освидетельствование должно проводиться только в случаях выдачи разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу.
Следует отметить, что разрешение на временное проживание выдается в шестимесячный срок (п. 4 ст. 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), срок рассмотрения заявлений о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство составляет не более 6 месяцев (п. 13 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 № 794), срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на работу составляет не более 30 рабочих дней со дня подачи заявления (п. 15 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 № 941).
Понятия "регистрация иностранных граждан", "разрешение на временное проживание", "вид на жительство" и "разрешение на работу" являются не тождественными, а самостоятельными процедурными вопросами.
Руководствуясь вышеизложенным, юридическая экспертиза пришла к выводу о том, что требование об обязательности медико-эпидемиологического освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства с целью их регистрации на территории Волгоградской области является неправомерным.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Содержание абзаца соответствует официальному тексту документа.
   ------------------------------------------------------------------

Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 № 188 перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации.
В данном перечне отсутствует указание на малярию.
Вместе с тем приложением 1 к Приказу устанавливается, что иностранные граждане и лица без гражданства обследуются и на малярию, т.е. изменяется перечень, определенный Правительством Российской Федерации, который является исчерпывающим и, следовательно, расширительному толкованию не подлежит.
Вывод: Приказ Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области от 05.09.2003 № 816, Федерального государственного учреждения "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Волгоградской области" от 08.09.2003 № 1-225 "О Порядке медико-эпидемиологического освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства" противоречит федеральному законодательству в части установления порядка медико-эпидемиологического освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства с целью регистрации их проживания (въезда и пребывания) на территории области, а также установления дополнительного условия обследования указанных граждан (малярия).
Предлагаем привести указанные положения нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru