Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Волгоградской области от 03.07.2000 № 425-ОД
(ред. от 12.03.2003)
"ОБ ОТЗЫВЕ ДЕПУТАТА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ"
(принят Волгоградской областной Думой 08.06.2000)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Волгоградская правда", № 129, 18.07.2000 ("Деловой человек", № 26).



   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия редакции - 25.03.2003.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Изменения, внесенные Законом Волгоградской области от 12.03.2003 № 794-ОД, вступили в силу со дня его официального опубликования (опубликован в "Волгоградской правде" - 25.03.2003).
   ------------------------------------------------------------------




3 июля 2000 года № 425-ОД

   ------------------------------------------------------------------


ЗАКОН

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ОТЗЫВЕ ДЕПУТАТА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

Принят
областной Думой
8 июня 2000 года

(в ред. Законов Волгоградской области
от 25.01.2001 № 502-ОД, от 12.03.2003 № 794-ОД)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Отзыв депутата Волгоградской областной Думы является конституционным правом граждан, обладающих на территории Волгоградской области активным избирательным правом, предусмотрен Уставом (Основным Законом) Волгоградской области и может быть осуществлен избирателями на основании настоящего Закона.

Статья 1. Законодательство об отзыве депутата Волгоградской областной Думы

Законодательство об отзыве депутата Волгоградской областной Думы составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Устав (Основной закон) Волгоградской области, Законы Волгоградской области "О статусе депутата Волгоградской областной Думы", "О выборах депутатов Волгоградской областной Думы", настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Волгоградской области.

Статья 2. Основные понятия

Отзыв депутата Волгоградской областной Думы - результат выявленного в соответствии с настоящим Законом волеизъявления избирателей, на основании которого полномочия депутата Волгоградской областной Думы (далее - депутат) могут быть прекращены досрочно.
Процедура отзыва депутата - действия, связанные с проявлением инициативы отзыва, подготовкой и проведением голосования по вопросу об отзыве депутата, агитацией и волеизъявлением избирателей как в поддержку отзыва депутата, так и против.
Участники процедуры отзыва депутата - избиратели соответствующего избирательного округа, от которого был избран депутат (далее - избиратели).
Инициатор отзыва депутата - лицо или группа лиц, ставящая вопрос об отзыве депутата.
Уполномоченный представитель инициаторов отзыва - избиратель, уполномоченный группой избирателей, избирательным объединением, избирательным блоком представлять их интересы по осуществлению процедуры отзыва депутата Волгоградской областной Думы.
Отзыв депутата Волгоградской областной Думы осуществляется на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 3. Права граждан на участие в процедуре отзыва депутата

Уполномоченным представителем инициаторов отзыва депутата может быть избиратель, достигший 21 года, постоянно или преимущественно проживающий на территории избирательного округа, от которого был избран депутат.
Доверенными лицами инициаторов отзыва депутата могут быть избиратели, постоянно проживающие на территории избирательного округа, от которого был избран депутат.
Уполномоченным представителем инициаторов отзыва и их доверенным лицом не могут быть члены избирательных комиссий, наделенные полномочиями в данном избирательном округе, государственные служащие и депутаты Волгоградской областной Думы.
Отзыв депутата осуществляется гражданами Российской Федерации, достигшими на день голосования по отзыву 18 лет и постоянно или преимущественно проживающими на территории избирательного округа, от которого был избран депутат.
Не имеют права участвовать в процедуре по отзыву граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 4. Участие избирательных объединений и избирательных блоков в процедуре отзыва депутатов

(в ред. Закона Волгоградской области от 12.03.2003 № 794-ОД)

Избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законодательством право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законодательством право участвовать в выборах соответствующего уровня, вправе инициировать процедуру отзыва депутата Волгоградской областной Думы, а также создавать на конференции представителей нескольких избирательных объединений инициативную группу по осуществлению процедуры отзыва депутата Волгоградской областной Думы.

Статья 5. Подготовка и проведение процедуры отзыва депутата избирательными комиссиями

Техническую подготовку и обеспечение условий проведения отзыва депутата Волгоградской областной Думы осуществляют избирательные комиссии, формируемые в соответствии с Законом Волгоградской области "О выборах депутатов Волгоградской областной Думы":
избирательная комиссия Волгоградской области (далее - областная избирательная комиссия);
окружная избирательная комиссия;
территориальные избирательные комиссии;
участковые избирательные комиссии.
Статус, полномочия, порядок формирования и деятельности избирательных комиссий применительно к подготовке и проведению отзыва депутата в избирательном округе устанавливаются соответствующими нормами Закона Волгоградской области "О выборах депутатов Волгоградской областной Думы", если настоящим Законом не предусмотрены иные нормы.
Полномочия окружной и территориальных избирательных комиссий по подготовке и проведению отзыва депутата начинаются не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Участковые избирательные комиссии формируются не позднее чем за 18 дней до дня голосования по отзыву депутата.

Глава II. РЕГИСТРАЦИЯ ИНИЦИАТИВЫ И НАЗНАЧЕНИЕ
ГОЛОСОВАНИЯ ПО ОТЗЫВУ ДЕПУТАТА

Статья 6. Порядок реализации инициативы граждан, избирательных объединений по отзыву депутата

1. Реализация инициативы граждан, избирательных объединений по отзыву депутата начинается с письменного извещения областной избирательной комиссии о проведении инициативного организационного собрания для группы граждан или заседания руководящего органа избирательного объединения по вопросу инициирования отзыва депутата.
Такое извещение представляется в областную избирательную комиссию не позднее чем за 7 дней до дня проведения инициативного организационного собрания для группы граждан или заседания руководящего органа избирательного объединения по вопросу инициирования отзыва депутата.
В письменном извещении указываются дата, место и время проведения инициативного собрания граждан по отзыву депутата или заседания руководящего органа избирательного объединения по этому вопросу, а также номер избирательного округа, фамилия, имя и отчество депутата, в отношении которого намечается процедура отзыва. Заявление подписывается всеми лицами инициативной группы граждан или руководящими уполномоченными лицами избирательного объединения с указанием даты.
Организационное собрание инициативной группы граждан или заседание руководящего органа избирательного объединения должно быть проведено строго в соответствии с ранее установленной датой, временем и местом проведения собрания или заседания инициаторов отзыва депутата. В противном случае для областной избирательной комиссии оно является недействительным.
Организационное собрание инициативной группы граждан или заседание руководящего органа избирательного объединения является открытым, на нем ведется протокол и решаются следующие вопросы:
о принятии решения об отзыве депутата по конкретному округу;
об избрании уполномоченного представителя инициаторов отзыва;
о доверенных лицах инициаторов отзыва;
утверждается текст формулировки мотива(ов) отзыва.
2. Инициатива граждан, избирательных объединений по отзыву депутата оформляется как заявление одного из инициаторов отзыва - уполномоченного представителя инициаторов отзыва и в пятидневный срок со дня проведения организационного собрания или заседания руководящего органа избирательного объединения направляется в областную избирательную комиссию для регистрации инициативы отзыва.
В письменном заявлении уполномоченного представителя инициаторов отзыва должны быть указаны его фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства, аналогичные сведения о доверенных лицах инициаторов, а также фамилия, имя и отчество депутата, отзыв которого инициируется, номер избирательного округа и краткий (одним абзацем не более 500 знаков) текст формулировки мотива(ов) отзыва депутата, основанный на конкретном перечне нарушенных депутатом норм депутатского статуса, предусмотренных настоящей статьей.
К заявлению уполномоченного представителя инициаторов отзыва, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, прилагается также решение уполномоченного на то органа избирательного объединения, избирательного блока об инициативе отзыва и назначении своих представителей: уполномоченного представителя инициаторов отзыва и доверенных лиц инициаторов, а также копия(и) свидетельства(в) о соответствующей регистрации данного избирательного объединения, избирательного блока и соответствующую(ющие) копию(и) устава(ов).
Отзыв депутата может быть мотивирован исключительно систематическим неисполнением им депутатских обязанностей, установленных Уставом (Основным законом) Волгоградской области и Законом Волгоградской области "О статусе депутата Волгоградской областной Думы":
нарушение порядка отчета перед избирателями;
нереагирование должным образом на гражданскую инициативу;
неисполнение поручений Волгоградской областной Думы и ее органов;
неучастие в работе Волгоградской областной Думы и ее органов по неуважительной причине;
отказ от голосования на заседаниях Волгоградской областной Думы и ее органов;
Выражение мотивов отзыва в форме, оскорбляющей честь и достоинство депутата, не допускается и служит основанием для отказа в регистрации инициативы отзыва.
Уполномоченный представитель инициаторов отзыва подает заявление об отзыве депутата в областную избирательную комиссию в трех экземплярах.
Председатель, заместитель председателя или секретарь областной избирательной комиссии при приеме заявления подписывает все экземпляры, отмечая дату и время их приема, выдает уполномоченному представителю инициаторов отзыва справку о приеме документов и второй экземпляр заявления.
Одновременно председатель областной избирательной комиссии назначает, в семидневный срок со дня поступления заявления уполномоченного, дату и время рассмотрения заявления на комиссии, о чем незамедлительно письменно информирует как уполномоченного представителя, так и непосредственно депутата, в отношении которого инициирована процедура по отзыву.
Отказ в регистрации инициативы отзыва депутата возможен только в случае нарушения требований настоящего Закона и может быть обжалован в судебном порядке. В случае отказа в регистрации инициативы отзыва депутата областная избирательная комиссия обязана выдать уполномоченному представителю инициаторов отзыва заверенную копию мотивированного решения об отклонении ею заявления.
В случае регистрации областной избирательной комиссией инициативы отзыва депутата она незамедлительно письменно оповещает об этом как уполномоченного представителя инициаторов отзыва, так и депутата, в отношении которого начата процедура отзыва, заверяет образец подписного листа по сбору подписей избирателей в поддержку инициативы отзыва депутата, указывая дату заверения, и публикует сообщение о регистрации инициативы об отзыве депутата в официальных средствах массовой информации.
Не может быть принято к рассмотрению областной избирательной комиссией заявление об отзыве одного и того же депутата от иных инициаторов, если ею уже зарегистрирована инициатива отзыва, ранее чем через 12 месяцев после начала полномочий депутата, позднее чем за 272 дня до истечения установленного срока полномочий Волгоградской областной Думы.

Статья 7. Сбор подписей в поддержку инициативы отзыва депутата

Сбор подписей в поддержку избирателями инициативы отзыва депутата в количестве не менее 5 процентов от численности избирателей округа является обязательным очередным процедурным этапом в реализации инициативы отзыва депутата.
Законная реализация этой процедуры дает областной избирательной комиссии основания для принятия решения о назначении даты голосования по отзыву депутата и введения в действие соответствующих организационно-технических и иных процедур, определенных действующим законодательством.
Сбор подписей поддержки избирателями инициативы отзыва депутата начинается со дня заверения образца подписного листа областной избирательной комиссией и продолжается не более 30 календарных дней.
Подписные листы для сбора подписей в поддержку инициативы отзыва депутата изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону.
Перед внесением своей подписи в подписной лист избиратель вправе потребовать от сборщика подписей копию решения областной избирательной комиссии о регистрации инициативы отзыва и текст формулировки претензий к депутату.
Избиратель ставит свою подпись собственноручно с указанием даты (число, месяц, год) ее внесения.
Каждый подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, и одним из доверенных лиц уполномоченного представителя инициативной группы по отзыву депутата с указанием его фамилии, имени и отчества, серии и номера паспорта или заменяющего его документа.

Статья 8. Прием, проверка достоверности подписей в подписных листах, назначение даты голосования по отзыву депутата

Для принятия решения областной избирательной комиссией о назначении даты голосования по отзыву депутата уполномоченный представитель инициаторов отзыва обязан в трехдневный срок со дня окончания срока сбора подписей сдать подписные листы в областную избирательную комиссию для проверки их достоверности.
При приеме подписных листов областная избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист своей печатью и выдает на имя уполномоченного представителя инициаторов отзыва справку о приеме подписных листов с указанием их общего числа, даты и времени приема.
Областная избирательная комиссия в течение 10 дней со дня принятия подписных листов проверяет достоверность подписей в поддержку инициативы отзыва депутата и соответствие требованиям настоящего Закона путем произвольного отбора 10 процентов от числа представленных подписей и принимает решение либо о назначении даты голосования по отзыву депутата в том случае, если среди отобранных для проверки подписей доля недостоверных окажется не более 10 процентов, либо принимает решение об отказе в назначении голосования по отзыву депутата в том случае, если среди отобранных для проверки подписей доля недостоверных подписей окажется более 10 процентов.
Основанием для отказа в назначении даты голосования по отзыву депутата могут быть также нарушение требований статьи 7 настоящего Закона и факты подкупа избирателей при сборе подписей, определенные федеральным законодательством.
Решение об отказе назначения даты голосования по отзыву депутата может быть обжаловано в областной суд. Жалоба должна быть рассмотрена в срок, установленный Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Копия решения областной избирательной комиссии о назначении даты голосования по отзыву депутата в течение трех дней со дня его принятия вручается под роспись уполномоченному представителю инициативной группы и депутату, в отношении которого осуществляется процедура отзыва, с указанием даты и времени выдачи копии решения, передается в Волгоградскую областную Думу для информации и в официальные средства массовой информации для опубликования.
Голосование по отзыву депутата назначается областной избирательной комиссией на ближайшее воскресенье по истечении 30 дней со дня назначения даты голосования.
Если до дня голосования полномочия депутата прекращены по иным основаниям, голосование по его отзыву не проводится.

Глава III. СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ
ИНИЦИАТОРОВ ОТЗЫВА

Статья 9. Правовые условия реализации инициативы отзыва депутата

Правовые условия при реализации процедуры отзыва депутата одинаковы как у депутата, так и уполномоченного представителя инициаторов отзыва, наступают в связи с назначением даты голосования по отзыву депутата и аналогичны тем, которые предусмотрены действующим законодательством для процедуры избрания депутата.
На депутата, по отзыву которого назначено голосование, в период со дня уведомления его областной избирательной комиссией о дате голосования по его отзыву и до дня голосования по отзыву сохраняется статус депутата только в части его непосредственного участия в заседании Волгоградской областной Думы и ее органов. Вне этих пределов депутат обладает статусом, аналогичным статусу уполномоченного представителя инициаторов отзыва.

Статья 10. Права и обязанности уполномоченного представителя инициаторов отзыва

После назначения даты голосования по отзыву депутата и до дня официального опубликования общих результатов отзыва уполномоченный представитель инициаторов отзыва не может быть уволен с работы по инициативе администрации (работодателя), переведен без его согласия на другую работу или должность, призван на военные сборы или направлен в командировку.
Уполномоченный представитель инициаторов отзыва и депутат могут иметь до 10 доверенных лиц каждый, назначаемых ими лично, под подпись выдавать удостоверения установленного образца за своей подписью на право быть наблюдателем, направлять наблюдателей в избирательные комиссии, а в день голосования - и на избирательные участки.
Доверенные лица депутата и уполномоченный представитель инициаторов отзыва получают от окружной избирательной комиссии удостоверения установленного образца и осуществляют агитационную и иную деятельность в соответствии с настоящим Законом.
В период проведения процедуры отзыва администрация (работодатель) обязана предоставлять представителю и доверенным лицам депутата по их просьбе неоплачиваемый отпуск;
депутат и уполномоченный представитель инициаторов отзыва могут отзывать доверенных лиц по своему усмотрению, оповестив об этом окружную избирательную комиссию.
Со дня назначения голосования по отзыву депутата уполномоченный представитель инициаторов отзыва и их доверенные лица, работающие в средствах массовой информации, на время их участия в процедуре отзыва освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения.

Глава IV. АГИТАЦИЯ ПО ОТЗЫВУ ДЕПУТАТА

Статья 11. Агитация и сроки ее проведения

Каждый гражданин, обладающий избирательным правом на территории Волгоградской области, а также общественные объединения, в уставах которых предусмотрено право их участия в избирательных кампаниях, и осуществляющие свою деятельность на территории Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством, вправе законными методами проводить агитацию "за" отзыв или "против" отзыва депутата в порядке, установленном для проведения предвыборной агитации Законом Волгоградской области "О выборах депутатов Волгоградской областной Думы".
Агитация начинается со дня официального назначения даты голосования по отзыву депутата, но не ранее чем за 25 дней до дня голосования (то есть после сформирования окружных избирательных комиссий, которые и должны контролировать законность ведения агитации), и заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню голосования. В день голосования и в предшествующий ему день любая агитация по отзыву запрещается.
Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах.

Статья 12. Обеспечение условий агитации

Порядок предоставления эфирного времени на каналах государственных теле- и радиокомпаний, осуществляющих телевизионное вещание и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, предоставления места на полосе периодического печатного издания, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, государственные предприятия, учреждения и организации, устанавливается областной избирательной комиссией с участием представителей официальных средств массовой информации.

Глава V. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
ОТЗЫВА ДЕПУТАТА

Статья 13. Финансирование деятельности инициативной группы

Все финансовые расходы, связанные с деятельностью инициативной группы по отзыву депутата, осуществляются за счет средств самих инициаторов. Кроме этого, инициативная группа по отзыву депутата в пятидневный срок со дня назначения областной избирательной комиссией даты голосования по отзыву депутата вносит на счет областной избирательной комиссии денежный залог в сумме 50 тыс. рублей, который возвращается инициативной группе в случае отзыва депутата, в противном случае направляется на частичное возмещение бюджетных финансовых затрат.

Статья 14. Финансовое обеспечение деятельности избирательных комиссий по подготовке и проведению голосования по отзыву депутата

Расходы на финансирование избирательных комиссий по подготовке и проведению голосования по отзыву депутата производятся за счет средств областного бюджета.
Учет денежных средств и финансовая отчетность осуществляются в порядке, установленном Законом Волгоградской области "О выборах депутатов Волгоградской областной Думы".

Статья 15. Финансирование агитации

Финансирование агитации "за" отзыв или "против" отзыва депутата осуществляется соответственно со счетов специальных фондов уполномоченного представителя инициаторов отзыва и депутата, которые образуются ими в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Волгоградской области "О выборах депутатов Волгоградской областной Думы".
Средства специальных фондов должны содержаться на специальных временных счетах в отделениях Сберегательного банка Российской Федерации. Право распоряжения средствами специальных фондов для указанных целей принадлежит исключительно уполномоченному представителю инициаторов отзыва и депутату, в отношении которого реализуется инициатива отзыва. Средства специального фонда не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законодательством на день назначения голосования, более чем в двести раз.

Статья 16. Порядок учета денежных средств и финансовая отчетность

Уполномоченный представитель инициаторов отзыва депутата и депутат представляют в окружную избирательную комиссию финансовый отчет о расходовании средств специальных фондов не позднее чем через 15 дней после опубликования результатов голосования. Копии указанных финансовых отчетов передаются в официальные средства массовой информации для опубликования.

Глава VI. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ
И ПОДВЕДЕНИЕ ЕГО ИТОГОВ

Статья 17. Помещение для голосования

Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующей администрации. Помещение для голосования должно соответствовать требованиям, предусмотренным в Законе Волгоградской области "О выборах депутатов Волгоградской областной Думы".

Статья 18. Бюллетени для голосования

Форма бюллетеня для голосования по отзыву депутата (далее - бюллетень) устанавливается областной избирательной комиссией. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне бюллетеня.
Бюллетень содержит вопрос по предмету голосования с указанием фамилии, имени и отчества депутата, а также предлагаемые избирателям для выбора два варианта ответа:
"за" отзыв;
"против" отзыва.
Справа от каждого варианта помещается пустой квадрат для размещения отметки избирателя.
Участковые избирательные комиссии получают от окружных и территориальных избирательных комиссий бюллетени не позднее чем за четыре дня до дня голосования. Число бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в список избирателей по избирательному участку, более чем на 0,5 процента.
Во всех случаях передачи бюллетеней избирательным комиссиям составляется акт, в котором указывается число передаваемых бюллетеней. Акт о передаче бюллетеней составляется в двух экземплярах, каждый из которых заверяется председателем и секретарем избирательной комиссии.
В правом верхнем углу бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии и заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Не заверенные участковой избирательной комиссией бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.

Статья 19. Порядок голосования

В назначенный день голосование проводится с семи до двадцати часов по местному времени.
На избирательных участках, образованных в больницах, воинских частях, отдаленных и труднодоступных районах, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, установленного частью первой настоящей статьи, если на данном участке проголосовали все избиратели, включенные в соответствующий список избирателей.
В семь часов в день голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.
При получении бюллетеня избиратель, до того как член избирательной комиссии проставит в ведомости выдачи бюллетеней серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности избирателя, проверяет правильность произведенной записи и собственноручно расписывается в ведомости выдачи бюллетеня.
Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение бюллетеней производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие в момент заполнения бюллетеня кого бы то ни было, за исключением самого избирателя. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением членов избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц уполномоченного представителя инициаторов отзыва и отзываемого депутата.
В бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате справа от того варианта ответа, который он выбрал.
Заполненные бюллетени избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность всем избирателям участвовать в голосовании, в том числе избирателям, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в каждой участковой избирательной комиссии должен быть один переносной ящик для тайного голосования вне помещения для голосования.
Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть оформлено в письменном виде и заблаговременно представлено в участковую избирательную комиссию.
Заявление к избирателю должно оформляться письменно с указанием причины, по которой он не может прибыть в помещение для голосования. После получения бюллетеня избиратель делает отметку в своем заявлении и ставит подпись. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись бюллетени в количестве, равном числу поступивших письменных заявлений. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Одновременно в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. В проведении голосования вне помещения для голосования участвуют не менее двух членов участковой избирательной комиссии с приглашением наблюдателей, если таковые присутствуют на избирательном участке. По возвращении членов участковой избирательной комиссии в помещение для голосования переносной избирательный ящик не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей. Организация и проведение голосования вне помещения для голосования должны исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно возможность нарушения тайны голосования или искажения волеизъявления избирателя.
Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой избирательной комиссии его заменяет заместитель председателя участковой избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член участковой избирательной комиссии, уполномоченный ею.
В случае если избиратель считает, что он ошибся при заполнении бюллетеня, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей справа от фамилии соответствующего избирателя. Испорченный бюллетень подлежит погашению, о чем составляется акт.
При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями на избирательных участках вправе находиться доверенные лица уполномоченного представителя инициаторов отзыва и депутата, наблюдатели, представляющие инициаторов отзыва, депутата, избирательные объединения, избирательные блоки, иностранные (международные) наблюдатели, представители средств массовой информации.

Статья 20. Подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования на избирательном участке

По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что получить бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования.
Подсчет голосов осуществляется открыто и гласно в присутствии всех членов участковой избирательной комиссии, находящихся на избирательном участке, и наблюдателей в условиях, обеспечивающих обозримость содержания бюллетеней для голосования. Подсчет результатов голосования должен начинаться только после окончания процедуры по гашению неиспользованных бюллетеней и соответствующей записи в итоговом протоколе, затем осуществляется подсчет выданных избирателям бюллетеней для голосования.
Председатель участковой избирательной комиссии проверяет неповрежденность печатей или пломб на избирательных ящиках, предлагает удостовериться в их неповрежденности членам участковой избирательной комиссии, наблюдателям и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно - вначале переносных избирательных ящиков, затем стационарного избирательного ящика.
Сначала производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать число заявлений избирателей в письменной форме о проведении голосования вне помещения для голосования. В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все бюллетени, находившиеся в переносном избирательном ящике, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии.
Этот факт с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования, и наблюдателей, присутствовавших при этом, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования.
При подсчете голосов избирателей, поданных "за" отзыв и "против" отзыва, прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные участковой избирательной комиссией, и недействительные бюллетени.
Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, в частности такие, в которых любой знак (знаки) проставлен в обоих квадратах либо не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения участковая избирательная комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Недействительные бюллетени упаковываются отдельно от других бюллетеней. Подсчет голосов избирателей должен проводиться непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также присутствующие представители отзываемого депутата и инициаторов отзыва, наблюдатели, в том числе и иностранные (международные) наблюдатели. Участковая избирательная комиссия составляет протокол установленной формы об итогах голосования по избирательному округу.
Протокол об итогах голосования составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц уполномоченного представителя инициаторов отзыва и отзываемого депутата. Содержание протокола утверждается решением участковой избирательной комиссии. Все экземпляры подписываются всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии. Член участковой избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делаются соответствующие записи.
К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения действующего законодательства, поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. Содержание протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания оглашается председателем участковой избирательной комиссии в присутствии членов комиссии и наблюдателей.
После этого первый экземпляр протокола, особые мнения членов участковой избирательной комиссии, а также жалобы и заявления, поступившие в участковую комиссию в день голосования, незамедлительно направляются в территориальную избирательную комиссию, а при ее отсутствии - в окружную избирательную комиссию.
Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными бюллетенями и списками наблюдателей от инициаторов отзыва, отзываемого депутата, избирательных объединений, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, передаются секретарем участковой избирательной комиссии в территориальную избирательную комиссию, а при ее отсутствии - в окружную избирательную комиссию.
Третий экземпляр протокола об итогах голосования после его подписания незамедлительно предоставляется для ознакомления наблюдателям, доверенным лицам уполномоченного представителя инициаторов отзыва и отзываемого депутата, представителям инициаторов отзыва, отзываемого депутата, избирательных объединений, избирательных блоков, средств массовой информации и вывешивается в доступном для избирателей месте избирательного участка.
Избирательные документы, включая бюллетени, передаются на архивное хранение по акту приема-сдачи территориальными избирательными комиссиями в соответствующие окружные избирательные комиссии не позднее чем через десять дней после официального объявления результатов отзыва депутата в избирательном округе.

Статья 21. Определение результатов голосования по отзыву депутата

По мере поступления протоколов от территориальных избирательных комиссий окружная избирательная комиссия вносит содержащиеся в них данные и время их поступления в сводную таблицу о предварительных итогах голосования по избирательному округу.
Окружная избирательная комиссия проверяет правильность оформления протоколов участковых и территориальных избирательных комиссий об итогах голосования и путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через пять дней со дня голосования определяет результаты голосования по отзыву депутата в соответствующем избирательном округе.
Окружная избирательная комиссия обязана признать голосование по избирательному округу недействительным, если при проверке документов, отражающих итоги голосования в избирательном округе, окажется, что в трети избирательных участков были допущены документально подтверждаемые нарушения избирательного законодательства, ставящие под сомнение либо достоверность сведений в представленных документах и подтвержденные дополнительной проверкой, либо содержащие документально подтверждаемые факты нарушения избирательного законодательства, которые путем голосования членов окружной избирательной комиссии будут признаны влияющими на результат голосования.
Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу подписей, поставленных избирателями в списках избирателей при получении бюллетеней.
Отзыв депутата признается состоявшимся, если число голосов, поданных за его отзыв, превышает число голосов, поданных за этого депутата в день его выборов. Окружная избирательная комиссия на основании протоколов территориальных и (или) участковых избирательных комиссий составляет протокол установленной формы о результатах отзыва депутата в избирательном округе.
Протокол окружной избирательной комиссии составляется в трех экземплярах, каждый из которых подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии.
Член окружной избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делаются соответствующие записи. Первые экземпляры протокола и сводной таблицы незамедлительно направляются в областную избирательную комиссию.
К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения действующего законодательства, поступившие в окружную избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений окружной избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
Второй экземпляр протокола вместе со сводной таблицей и списками наблюдателей от инициаторов отзыва, отзываемого депутата, избирательных объединений, избирательных блоков, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствующих при установлении итогов голосования и составлении протокола, хранятся в делах секретаря окружной избирательной комиссии до окончания ее работы.
Копии третьего экземпляра протокола и сводной таблицы предоставляются секретарем окружной избирательной комиссии для ознакомления представителям инициаторов отзыва, отзываемого депутата, избирательных объединений, избирательных блоков, наблюдателям, представителям средств массовой информации.

Статья 22. Установление результатов голосования по отзыву депутата

На основании первого экземпляра протокола окружной избирательной комиссии о результатах голосования по отзыву депутата областная избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней со дня получения документов от окружной избирательной комиссии устанавливает окончательные результаты отзыва депутата, публикует их в официальных средствах массовой информации и информирует о результатах отзыва депутата Волгоградскую областную Думу.
Областная избирательная комиссия признает голосование по отзыву депутата в избирательном округе недействительным, если установит, что допущенные в этом избирательном округе при проведении процедуры отзыва нарушения действующего законодательства не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, и назначает повторное голосование, которое проводится не позднее чем в двухнедельный срок с соблюдением требований настоящего Закона.
Все документы, отражающие факты нарушения избирательного законодательства, повлекшие необходимость в повторном голосовании по отзыву депутата, передаются областной избирательной комиссией в прокуратуру Волгоградской области для правовой оценки и принятия мер прокурорского реагирования как по фактам противоправных действий, так и к субъектам, допустившим нарушение избирательного законодательства.

Статья 23. Опубликование итогов голосования и результатов отзыва депутата

Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты отзыва депутата в избирательном округе в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих избирательных комиссий, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, наблюдателю, а также представителю средств массовой информации.
Окружная избирательная комиссия публикует в местной печати данные протоколов всех участковых избирательных комиссий соответствующего избирательного округа не позднее чем через 10 дней со дня голосования.

Статья 24. Ответственность за нарушение прав граждан на участие в процедуре отзыва депутата

Обжалование решений и действий, ущемляющих избирательные права граждан, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, иных государственных органов, областной избирательной комиссии и их должностных лиц, ущемляющие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в Волгоградский областной суд, а решения и действия органов местного самоуправления, иных избирательных комиссий, общественных объединений и их должностных лиц - в районный (городской) суд. Суд рассматривает жалобу в срок, установленный Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Вступившее в законную силу решение суда обязательно для исполнения соответствующей избирательной комиссии. Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд.
Решения избирательных комиссий по жалобам и заявлениям, поступившим в их адрес в ходе процедуры отзыва, принимаются в пятидневный срок с момента их поступления, а за пять дней до дня голосования и в день голосования - немедленно. В случае если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в 10-дневный срок.
Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы (заявления), отменив при этом решение нижестоящей избирательной комиссии.
При рассмотрении жалоб и заявлений на заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать представители заинтересованных сторон, своевременное оповещение которых о сроке и месте рассмотрения жалоб и заявлений обязаны обеспечить председатели соответствующих избирательных комиссий.

Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 25. Хранение документации избирательных комиссий

Документация областной, окружных, территориальных избирательных комиссий в течение трех месяцев передается в государственный архив Волгоградской области, который обеспечивает доступ к ней в установленном действующим законодательством порядке.

Статья 26. Прекращение полномочий депутата в случае его отзыва

(в ред. Закона Волгоградской области от 25.01.2001 № 502-ОД)

Протокол областной избирательной комиссии о результатах голосования по отзыву депутата в соответствии с подпунктом "и" части первой статьи 4 Закона Волгоградской области от 8 ноября 1994 г. № 12-ОД "О статусе депутата Волгоградской областной Думы" направляется в суд для рассмотрения по существу.
Постановление о прекращении полномочий депутата принимает на своем заседании Волгоградская областная Дума большинством голосов от установленного числа депутатов при наличии соответствующих документов по отзыву депутата (протокола областной избирательной комиссии о результатах голосования по отзыву депутата, решения суда по отзыву депутата).

Статья 27. Сроки повторной инициативы отзыва депутата

Повторное заявление об отзыве депутата не может быть принято областной избирательной комиссией к рассмотрению ранее чем через 12 месяцев после дня голосования по его отзыву, если по результатам этого голосования отзыв не был признан состоявшимся.

Статья 28. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации
Волгоградской области
Н.К.МАКСЮТА
3 июля 2000 года
№ 425-ОД





Приложение
к Закону Волгоградской области
"Об отзыве депутата
Волгоградской областной Думы"

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
_______________________________________________________
(номер регистрационного свидетельства,
дата регистрации)

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем предложение группы
избирателей (избирательного объединения, блока) о досрочном
прекращении (об отзыве) полномочий депутата Волгоградской
областной Думы ___________________________________________________
(номер избирательного округа, фамилия, имя,
отчество отзываемого лица)
__________________________________________________________________
(основания отзыва)

   ----T------------T-------------T-----------T-------------T-------¬

¦ № ¦ Фамилия, ¦Дата рождения¦Адрес места¦Серия и номер¦Подпись¦
¦п/п¦ имя, ¦ (число, ¦жительства ¦паспорта или ¦и дата ¦
¦ ¦ отчество ¦ месяц, год) ¦ ¦ заменяющего ¦ее вне-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦его документа¦сения ¦
+---+------------+-------------+-----------+-------------+-------+
¦ 1.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------+-------------+-----------+-------------+-------+
¦ 2.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------+-------------+-----------+-------------+-------+
¦ 3.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+------------+-------------+-----------+-------------+--------


Подписной лист удостоверяю:
__________________________________________________________________
(подпись, фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер
__________________________________________________________________
паспорта или заменяющего его документа лица, собирающего подписи)

Уполномоченный инициативной группы (избирательного
объединения, блока)
__________________________________________________________________
(подпись, фамилия, имя, отчество, адрес места жительства)


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru