Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 24.05.2002 № 01-10/40-02
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 20.10.2000 № 448-ОД "О ПОДДЕРЖКЕ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 24 мая 2002 г. № 01-10/40-02

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 20.10.2000 № 448-ОД
"О ПОДДЕРЖКЕ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ
В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ
НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 954 "Вопросы Министерства юстиции РФ", и Положения, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 27 октября 2000 г. № 314 "Положение об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области", провело дополнительную юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 20.10.2000 № 448-ОД "О поддержке органами государственной власти и местного самоуправления молодых семей в улучшении жилищных условий на территории Волгоградской области".
Юридической экспертизой установлено следующее:
Закон регулирует отношения, возникающие в связи с оказанием молодым семьям поддержки органами государственной власти и местного самоуправления в улучшении жилищных условий на территории Волгоградской области.
Правовое регулирование в данной сфере осуществляется:
- Конституцией РФ;
- Федеральным Законом от 24.12.1992 № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики";
- Жилищным кодексом РСФСР;
- Гражданским кодексом РФ;
- Федеральным законом от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ";
- Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 № 937 "О предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья";
- Постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 № 387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в РФ".
Конституция РФ (подпункт "к" п. 1 ст. 72) устанавливает, что жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 3 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики": "Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления обеспечивают:
1) порядок учета жилищного фонда, распределения и предоставления гражданам жилых помещений по договорам найма, аренды, а также их продажи гражданам в государственном, муниципальном и общественном жилищных фондах;
2) доступность для населения условий найма жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, а также возможность кредитной поддержки граждан и предоставления налоговых льгот при строительстве, приобретении и аренде жилья".
Таким образом, органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать нормативные правовые акты в рассматриваемой сфере.
Вместе с тем областной закон содержит ряд существенных противоречий федеральному законодательству.
1. В преамбуле областного закона и далее по тексту (ст. 5 и абз. 1 ст. 6) указывается, что данным законом регулируются отношения, связанные с оказанием молодым семьям поддержки в улучшении жилищных условий со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Данные нормы выходят за пределы компетенции органов государственной власти субъекта РФ, так как касаются вопросов, не отнесенных к их полномочиям статьей 5 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
2. В ст. 2 рассматриваемого областного закона устанавливается, что "Отношения, возникающие в связи с оказанием молодым семьям поддержки органами государственной власти и местного самоуправления в улучшении жилищных условии, регулируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Волгоградской области".
Однако данная сфера отношений также регулируется и федеральным законодательством, в частности: Федеральным Законом от 24.12.1992 № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 № 937 "О предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья", Постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 № 387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в РФ" и др.
3. Статьей 3 областного закона устанавливается, что поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий осуществляется в форме предоставления жилого помещения, или обеспечения завершения строительства, или реконструкции жилых помещений на условиях долгосрочного кредита.
Вместе с тем это противоречит абз. 2 ст. 25 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики", которыми устанавливается, что "Граждане вправе получить в установленном порядке компенсации (субсидии), льготные кредиты, ссуды от органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления для реализации права на жилище".
То есть по сути областным законом ограничиваются права граждан на поддержку со стороны соответствующих органов власти в тех формах, которые установлены Федеральным законом.
4. Абз. 3, 4, 5, 6, 7 ст. 7 и абз. 2 ст. 8 устанавливаются условия договора долгосрочного кредита на покупку жилья, обеспечение завершения строительства или реконструкции жилых помещений.
Вместе с тем это противоречит п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ, согласно которому "Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами". В качестве уточнения хотелось бы отметить, что под законами и иными правовыми актами в данном случае понимаются только федеральные законы, Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ (п. 2 и п. 6 ст. 3 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, представительные органы власти Волгоградской области выходят за пределы собственных полномочий и вторгаются в компетенцию органов областной исполнительной власти и органов местного самоуправления.
5. В дополнение к вышеизложенному хотим обратить ваше внимание на то, что Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Волгоградской области, которые упоминаются в ст. 4 рассматриваемого областного закона, были утверждены Постановлением Администрации Волгоградской обл. и облсовпрофа от 26.10.1992 № 293. Но данное постановление, а также вносящие в него изменения и дополнения другие постановления Администрации Волгоградской обл. и облсовпрофа не были опубликованы и вследствие этого не имеют юридической силы.
Вывод: Закон Волгоградской области от 20.10.2000 № 448-ОД "О поддержке органами государственной власти и местного самоуправления молодых семей в улучшении жилищных условий на территории Волгоградской области" противоречит федеральному законодательству.
Предлагаем привести Закон Волгоградской области от 20.10.2000 № 448-ОД "О поддержке органами государственной власти и местного самоуправления молодых семей в улучшении жилищных условий на территории Волгоградской области" в соответствие с федеральным законодательством.

Начальник Управления
Министерства юстиции
Российской Федерации
по Волгоградской области
Государственный советник
юстиции II класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru