Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской обл. от 21.02.2002 по делу № А12-9761/2001-С28-V/С23
<АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА ТУ МАП РФ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ НА РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ИСКУ ОАО "ВОЛГОГРАДГОРГАЗ" О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ РЕШЕНИЯ И ПРЕДПИСАНИЯ ТУ МАП НЕ УДОВЛЕТВОРЕНА, Т.К. РЕШЕНИЕ СУДА ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ ОБОСНОВАННЫМ И ОТМЕНЕ НЕ ПОДЛЕЖИТ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Поволжского округа от 30.04.2002 данное постановление и решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 17.09.2001 по данному делу оставлены без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 20 - 21 февраля 2002 года Дело № А12-9761/2001-С28-V/С23

(извлечение)

Арбитражный суд Волгоградской области, рассмотрев апелляционную жалобу Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия (ответчика) на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 сентября 2001 г. по делу № А12-9761/2001-С28 по иску ОАО "Волгоградгоргаз" к Территориальному управлению МАП РФ по Волгоградской области и Республике Калмыкия о признании недействительными решения и предписания,

установил:

Открытое акционерное общество "Волгоградгоргаз" обратилось с иском к Территориальному управлению Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ по Волгоградской области и Республике Калмыкия (далее по тексту - ТУ МАП или антимонопольный орган) о признании недействительным решения ответчика от 7 июня 2001 г., которым в отношении истца, занимающего доминирующее положение на рынке реализации сжиженного газа населению по регулируемым ценам в границах города Волгограда с доставкой его до абонента, установлен факт нарушения пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившегося в реализации сжиженного газа населению не по тарифам, утвержденным регулирующим органом, а по свободным ценам, т.е. как нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования. Одновременно истец просил признать недействительным предписание ответчика от 7 июня 2001 г., которым ответчику запрещена реализация сжиженного газа по ценам, отличным от цен, установленных постановлением РЭК Волгоградской области.
Решением от 17 сентября 2001 г. требования истца удовлетворены, оспариваемые акты ТУ МАП признаны недействительными на том основании, что бремя доказывания доминирующего положения истца лежит на ТУ МАП, которое факт доминирования ОАО "Волгоградгоргаз" на товарном рынке по реализации сжиженного газа населению не доказало.
Постановлением от 30 октября 2001 г. решение отменено и в удовлетворении иска отказано, т.к. суд апелляционной инстанции пришел к противоположному мнению о доказанности факта доминирующего положения истца на рынке по реализации сжиженного газа и сделал вывод о нарушении антимонопольного законодательства действиями истца при реализации населению товара по свободным ценам.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 11 января 2002 г. отменил постановление апелляционной инстанции и передал дело на рассмотрение в ту же инстанцию арбитражного суда в ином составе судей, ввиду несоответствия материалам дела выводов суда о доминирующем положении истца на рынке и необходимости дополнительного исследования этого вопроса.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев материалы дела и выслушав доводы сторон, находит жалобу ответчика необоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что ТУ МАП, рассмотрев дело № 284 по признакам нарушения истцом пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции), 7 июня 2001 г. приняло решение о признании наличия в действиях истца факта нарушения названной статьи Закона о конкуренции, выразившегося в реализации населению сжиженного газа в границах города Волгограда с доставкой его до абонента не по тарифам, утвержденным Региональной энергетической комиссией Волгоградской области, а по свободным ценам на основании внутреннего приказа общества от 28.04.2001 № 180, которым с 10 мая 2001 г. установлена цена на газ в размере 9 руб. 98 коп. за килограмм (с НДС) в 27-литровом баллоне и 9 руб. 54 коп. в 50-литровом баллоне. На основании решения ТУ МАП выдало обществу предписание о прекращении нарушения пункта 1 статьи 5 Закона о конкуренции, а именно предписало в пятидневный срок прекратить реализацию сжиженного газа населению в пределах норм потребления по ценам, отличным от установленных постановлением РЭК Волгоградской области.
В решении ТУ МАП признало ОАО "Волгоградгоргаз" занимающим доминирующее положение на рынке реализации сжиженного газа населению по регулируемым ценам в границах города Волгограда с доставкой его до абонента.
Согласно статье 4 Закона о конкуренции доминирующим положением признается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
К исключительной компетенции антимонопольного органа законом отнесено установление наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов. Факт доминирования определяется на основании критериев, предусмотренных статьей 4 Закона о конкуренции.
Согласно статье 53 АПК РФ при рассмотрении спора о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт.
В основу вывода о доминирующем положении истца на рынке розничной реализации сжиженного газа для бытовых нужд с долей более 65% лег экспресс - анализ № 225 от 23.05.2001.
Определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке должно производиться антимонопольным органом по правилам, предусмотренным в Порядке проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках (далее - Порядок), утвержденном Приказом ГАК РФ от 20.12.96 № 169 (зарегистрированном в Минюсте России 10.01.97 № 1229), о чем разъяснено Президиумом ВАС РФ в пунктах 9 - 10 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства (приложение к Информационному письму от 30.03.98 № 32).
Расчетно - аналитическая работа при оценке состояния конкурентной среды на товарном рынке проводится в последовательности, определенной в пункте 1.4 Порядка. В силу пункта 1.5 Порядка эта последовательность может изменяться. Вместе с тем в соответствии с пунктом 1.6 для определения параметров товарных рынков в качестве источников исходной информации антимонопольный орган должен использовать данные государственной статистической отчетности, информацию от налоговых органов, банковских структур, данные выборочных опросов покупателей, характеризующие критерии определения географических границ товарного рынка, и др.
Отсюда вытекает несостоятельность довода ответчика о том, что антимонопольный орган самостоятелен в объеме изучения состояния конкурентной среды и сам решает, какую информацию для этого использовать.
В рассматриваемом случае сведения об объемах производства и реализации сжиженного газа ОАО "Волгоградгоргаз" ответчик получил только от других хозяйствующих субъектов, прежде всего от Волгоградского филиала ФГУП "СГ - Транс". Информация от налоговых органов и банковских структур не запрашивалась, данные государственной статистической отчетности, характеризующие деятельность истца и иных организаций, имеющих лицензию на эксплуатацию опасных производственных объектов, связанных с хранением, транспортировкой и реализацией сжиженных углеводородных газов, ответчиком не изучалась.
При определении географических границ рынка по реализации сжиженного газа опрос покупателей товара для последующего анализа ответчиком не производился. Тогда как город Волгоград состоит из 8 районов, удаленных друг от друга, и приобретение товара из пункта реализации сжиженного газа истца, расположенного в Кировском районе, для жителей Тракторозаводского района ляжет дополнительным бременем расходов по транспортировке.
Отменяя постановление апелляционной инстанции от 30 октября 2001 г., суд кассационной инстанции указал на необходимость представления ТУ МАП доказательств в отношении общего объема рынка сжиженного газа населению в баллонах с его доставкой на дом и конкретной доле истца на этом рынке, а также долей иных продавцов товара.
В суд апелляционной инстанции на повторное рассмотрение ответчик таких доказательств не представил, тем самым нарушив правила статьи 53 АПК РФ и 5 раздел Порядка.
Постановлением РЭК Волгоградской области от 31.01.01 № 2/2 "О тарифах на сжиженный газ" определен отпуск сжиженного газа населению по регулируемым ценам в пределах норм потребления, а также закреплено, что его отпуск сверх количества, предусмотренного пунктом 1, производится по свободным розничным ценам. Факт отпуска истцом сжиженного газа населению (в том числе гражданам Аникееву А.Н. и Моториной С.Я.) по свободным ценам в пределах норм потребления ТУ МАП не доказало. Этот вопрос ответчиком не исследовался вовсе.
Не был доказан и тот факт, что население, использующее сжиженный газ в баллонах, может его приобрести только у истца и последний навязывает невыгодные для потребителей цены, используя их зависимое положение.
Обосновывая свой вывод о доминирующем положении истца на рассматриваемом рынке, ТУ МАП ссылалось на приказ от 30.06.99 № 156 о включении ОАО "Волгоградгоргаз" в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, как имеющего 100-процентную долю реализации природного сетевого газа, услуг газоснабжения (ОКУН 042300) в границах города Волгограда.
По общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН) ОК 002-93, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 28.06.93 № 163, услуги газоснабжения (код 042300) - это вид деятельности, входящий в группу "Жилищно - коммунальные услуги" и в подгруппу "Коммунальные услуги". Такая услуга, как "обмен, поставка баллонов со сжиженным газом" (код 042304), является самостоятельной в деятельности по газоснабжению, равно как и услуга "предоставление сетевого газоснабжения" (код 042301).
В этой связи включение в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара более 35%, ОАО "Волгоградгоргаз" с долей 100% по услуге "реализация сетевого газа" не означает, что по услуге "обмен и поставка баллонов со сжиженным газом" доля истца на соответствующем рынке также составляет 100%.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующего положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц.
Согласно статье 12 Закона о конкуренции антимонопольный орган вправе давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и (или) об устранении их последствий.
Анализ указанных норм свидетельствует о том, что решение может быть принято, а предписание выдано только хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение на рынке определенного вида товаров. В рассматриваемом случае ответчик не доказал факт доминирующего положения истца на рынке по реализации населению сжиженного газа с доставкой его до абонента. Поэтому в действиях ответчика отсутствует состав нарушения антимонопольного законодательства, что влечет признание недействительными решения и предписания от 7 июня 2001 г.
Следовательно, решение суда первой инстанции от 17 сентября 2001 г. является обоснованным и не подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 157 - 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 17 сентября 2001 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ТУ МАП - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Н.В.ЛАВРИК

Судьи
Е.Б.ЯЗЫКОВ
Е.С.ПЯТЕРНИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru