Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ коллегии Администрации Волгоградской обл. от 25.09.2001 № 5/19
"О СОСТОЯНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 25 сентября 2001 г. № 5/19

О СОСТОЯНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР" (с дополнением от 4 декабря 1974 г. № 624), Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения", Постановлением Волгоградской областной Думы от 5 июня 1997 г. № 62/706 "О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области" на территории Волгоградской области поставлены на государственную охрану, отнесены к категории памятников истории и культуры 41 объект федерального значения и 2646 объектов местного значения. Учет памятников осуществлен на основе проведенных работ по сплошному обследованию и паспортизации объектов археологического наследия в 12 районах, исторического и архитектурно-градостроительного - в 10 районах и 3 городах областного значения. 17 населенных пунктов Волгоградской области включены в перечень исторически населенных мест Российской Федерации. В течение последних пяти лет выявлено: памятников искусства - 39, памятников истории - 189, архитектуры - 476, археологии - свыше 300. Комитетом по культуре Администрации Волгоградской области подготовлено предложение о постановке на государственную охрану местного значения свыше 200 объектов культурного наследия на основании проведенных экспертиз и документов, согласованных с Министерством культуры Российской Федерации.
Ежегодно при поддержке администраций Кумылженского и Ленинского районов, Волгоградского областного экологического фонда проводятся комплексные работы по изучению и сохранению объектов историко-культурного наследия Волгоградской области в зоне Нижне-Хоперского региона, Волго-Ахтубинской поймы и Волго-Донского канала. В результате этих работ было выявлено около 200 ранее неучтенных памятников истории и культуры, спасено от безвозвратных потерь 25 памятников археологии, находившихся в аварийном состоянии и содержащих уникальный материал. Систематически ведется работа с проектирующими организациями и заказчиками строительных работ по предотвращению утраты объектов культурного наследия, попадающих в зоны создания новых сооружений.
С целью привлечения внимания общественности к проблемам охраны историко-культурного наследия Волгоградской области Комитетом по культуре Администрации Волгоградской области проведен ряд межрегиональных и областных научно-практических мероприятий с привлечением ведущих российских и волгоградских ученых, организован цикл публикаций в средствах массовой информации, выпущены методические рекомендации и издана печатная продукция, пропагандирующая необходимость охраны памятников истории и культуры.
Особое внимание уделяется организации проведения мероприятий, направленных непосредственно на сохранение объектов культурного наследия. В рамках соглашений между Министерством культуры Российской Федерации и Администрацией Волгоградской области проводятся работы на объектах культурного наследия местного и федерального (общероссийского) значения: памятнике-ансамбле "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане; в государственных учреждениях культуры "Государственный историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник "Старая Сарепта", "Государственный музей-панорама "Сталинградская битва"; на памятниках истории и культуры "Передняя линия обороны г. Сталинграда" в г. Волгограде, "Соединение фронтов" в Калачевском районе, Царевском и Водянском городищах в Ленинском и Дубовском районах. На эти цели в течение 1998 - 2001 годов освоено 20800 тыс. рублей из федерального и 488 тыс. рублей - из областного бюджетов.
Однако в целом объекты историко-культурного наследия Волгоградской области находятся в критическом состоянии. Уничтожаются распашкой земель и используются в активном севообороте 85 процентов памятников археологии. Существенную угрозу этой категории наследия создает размыв береговой линии Цимлянского и Волгоградского водохранилищ. Так, ежегодно в результате абразии береговой линии гибнет до 1 тыс. кв. метров культурного слоя Водянского городища (Дубовский район), содержащего ценный историко-культурный материал. В результате строительства газопроводов имели место факты разрушения курганов в Алексеевском и Новоаннинском районах. Зафиксированы случаи грабежа древних памятников с целью наживы на территории Ленинского, Дубовского, Иловлинского, Фроловского, Кумылженского районов. В неудовлетворительном состоянии находятся около 700 памятников гражданской архитектуры. Аварийными являются все 43 храма и 5 монастырских ансамблей. Особую тревогу вызывает состояние объектов военной истории. По данным мониторинговых обследований, свыше 800 памятников гражданской и Великой Отечественной войн требуют срочного проведения работ по предотвращению их разрушения.
Важным препятствием в реализации деятельности по охране и использованию памятников истории и культуры является устаревшее федеральное законодательство, не отвечающее современным требованиям, и недостаточная нормативная правовая база Волгоградской области. В области отсутствует механизм, при котором средства, получаемые от аренды памятников истории и культуры, направлялись бы непосредственно на охранную деятельность. Распространена практика выдачи разрешений на строительство и предоставления земельных участков в аренду без предварительного обследования и согласования на стадии проектного рассмотрения с Комитетом по культуре Администрации Волгоградской области. В результате новые памятники истории и культуры попадают в зону активной хозяйственной деятельности. Примером этому является памятник архитектуры федерального значения ансамбль музея-заповедника "Старая Сарепта", в охранной зоне которого современная жилая застройка разрушила культурный слой, содержащий подземные коммуникации XVIII века.
Из-за крайне недостаточного выделения средств из областного и муниципальных бюджетов практически свернуто до минимальных объемов производство работ по паспортизации и инвентаризации памятников истории и культуры местного значения. В результате в Волгоградской области имеется информация только о 30 процентах объектов наследия от их предполагаемого общего количества.
Учитывая вышеизложенное, коллегия Администрации Волгоградской области решила:
1. Комитету по культуре Администрации Волгоградской области:
1) до 15 декабря 2001 г. подготовить Положение о совете по историко-культурному наследию Волгоградской области при Администрации Волгоградской области;
2) в течение 2001 - 2002 годов разработать проект закона Волгоградской области "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры Волгоградской области" и нормативные правовые акты:
об ответственности за нарушение правил охраны, использования и реставрации памятников истории и культуры Волгоградской области;
об определении охранных зон памятников истории и культуры местного значения;
о статусе земель историко-культурного назначения и исторически населенного места Волгоградской области;
о режиме содержания и использования архитектурно-исторической среды г. Волгограда;
3) до 10 декабря 2001 г. разработать областную целевую программу сохранения и использования историко-культурного наследия Волгоградской области в пределах средств, предусмотренных областным бюджетом на 2002 год по разделу "Культура, искусство и кинематография", и межведомственную программу по сохранению и использованию памятников военной истории, посвященную 60-летию Победы в Сталинградской битве;
4) до 1 января 2002 г. подготовить предложения о внесении изменений в Программу социально-экономического развития Волгоградской области на 2001 - 2005 годы, предусматривающие мероприятия по охране памятников истории и культуры, с учетом утвержденных объемов ассигнований на культуру и искусство;
5) обеспечить ежегодное проведение мероприятий, связанных с мониторингом состояния и использования памятников истории и культуры, в соответствии с требованиями федерального законодательства;
6) предусмотреть совместно с администрациями Дубовского и Ленинского районов создание археологических и историко-этнографических музейных комплексов на базе памятников федерального значения Царевского и Водянского городищ;
7) до 1 января 2002 г. разработать совместно с Главным управлением внутренних дел Волгоградской области мероприятия по обеспечению охраны объектов историко-культурного наследия.
2. Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области:
при распоряжении и управлении государственным имуществом, относящимся к памятникам истории и культуры местного значения, принимать решение при обязательном наличии учетной и охранной документации;
совместно с Комитетом по культуре Администрации Волгоградской области в течение 2002 года провести инвентаризацию объектов историко-культурного наследия Волгоградской области и определить их юридическую и балансовую принадлежность.
3. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Волгоградской области:
обеспечить выделение земель историко-культурного назначения с особым правовым режимом их использования при ведении Земельного кадастра Волгоградской области, установлении границ территориальных зон;
проводить обязательное согласование с Комитетом по культуре Администрации Волгоградской области при отводе земель различного назначения в территориальных зонах.
4. Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации Волгоградской области:
предусмотреть разработку историко-архитектурных опорных планов исторически населенных мест Волгоградской области при обеспечении необходимого финансирования на эти цели;
рассматривать проектную документацию при выдаче разрешения на строительство объектов только при наличии согласования с Комитетом по культуре Администрации Волгоградской области по установленной форме.
5. Комитету по физической культуре и спорту Администрации Волгоградской области совместно с Комитетом по культуре Администрации Волгоградской области до 1 марта 2002 г. разработать мероприятия по развитию туристической инфраструктуры на базе использования памятников истории и культуры согласно областным целевым программам.
6. Рекомендовать главам администраций городов и районов Волгоградской области:
создать на муниципальном уровне комиссии по историко-культурному наследию;
ввести в структуру органа культуры муниципального образования штатную единицу специалиста по историко-культурному наследию в пределах штатной численности и средств фонда оплаты труда, предусматриваемых муниципальным бюджетом;
разработать целевые программы в сфере сохранения историко-культурного наследия в пределах средств муниципальных бюджетов 2002 года по отрасли "Культура";
внести изменения в программы социально-экономического развития муниципальных образований на 2001 - 2005 годы с учетом целевых программ в сфере сохранения историко-культурного наследия в пределах ранее утвержденных ассигнований.
7. Рассмотреть в ноябре 2002 года на заседании коллегии Администрации Волгоградской области вопрос о состоянии охраны и использования историко-культурного наследия Волгоградской области и ходе выполнения вышеуказанных мероприятий.
8. Контроль за исполнением решения возложить на заместителя Главы Администрации Волгоградской области по социальной политике Г.И. Хорошеву.

Председатель коллегии
Н.К.МАКСЮТА

Секретарь коллегии
А.А.ФЕДЮНИН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru