Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 22.09.2001
<ПО ДЕЛУ № 301 О НАРУШЕНИИ АДМИНИСТРАЦИЕЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, АДМИНИСТРАЦИЯМИ ДАНИЛОВСКОГО, КАЛАЧЕВСКОГО, ГОРОДИЩЕНСКОГО, ИЛОВЛИНСКОГО, НОВОНИКОЛАЕВСКОГО, КАМЫШИНСКОГО, ЖИРНОВСКОГО РАЙОНОВ, Г. УРЮПИНСКА, НОВОАННИНСКОЙ И ЛЕНИНСКОЙ РАЙОННОЙ ДУМЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ВЫРАЗИВШЕМСЯ В ИЗДАНИИ АКТОВ, КОТОРЫЕ ОГРАНИЧИВАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУБЪЕКТОВ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 22 сентября 2001 года

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 301, возбужденное по признакам нарушения ст. 8 Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" Администрацией Волгоградской области (400131, г. Волгоград, пр. Ленина, 9) и администрациями Даниловского (403390, Волгоградская обл., р.п. Даниловка, ул. Центральная, 6), Калачевского (404520, Волгоградская обл., г. Калач-на-Дону, ул. Октябрьская, 71), Городищенского (404012, Волгоградская обл., р.п. Городище, пл. 40-летия Сталинградской битвы, 1), Иловлинского (404070, Волгоградская обл., р.п. Иловля, ул. Буденного, 1), Новониколаевского (403100, Волгоградская обл., г. Новониколаевский, ул. Народная, 77), Камышинского (403850, Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Набережная, 7а), Жирновского (403760, Волгоградская обл., г. Жирновск, ул. Космодемьянской, 1) районов, г. Урюпинска (403120, Волгоградская обл., г. Урюпинск, пл. Ленина, 3), Новоаннинской районной Думой (403200, Волгоградская обл., г. Новоаннинский, пл. Ленина, 1) и Ленинской районной Думой (403810, Волгоградская обл., г. Ленинск, ул. Ленина, 209), установила:
Дело № 301 возбуждено в соответствии с п. 1.1 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, по собственной инициативе Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия (далее по тексту - Управление) в отношении Администрации Волгоградской области и администраций Даниловского, Калачевского, Городищенского, Иловлинского, Новониколаевского, Камышинского, Жирновского районов, г. Урюпинска (далее по тексту - Администрации), Новоаннинской районной Думы и Ленинской районной Думы (далее по тексту - Дума) Волгоградской области по признакам нарушения ст. 8 Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", запрещающей и в установленном порядке признающей недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) органа власти или управления с другим органом власти или управления либо с хозяйствующим субъектом, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.
В связи с многочисленными нарушениями прав граждан при приобретении ими товаров на рынках всех форм собственности, отсутствием нормативных актов Правительства Российской Федерации, регламентирующих деятельность рынков по реализации товаров населению, в целях упорядочения работы рынков на территории Волгоградской области и обеспечения действующего законодательства по защите прав потребителей, налогового законодательства и применения всего комплекса административных мер по пресечению нарушений на действующих рынках области до принятия соответствующих правил Правительством РФ, Администрацией Волгоградской области были разработаны Временные правила торговли на рынках Волгоградской области, которые были направлены (разосланы) главам администраций муниципальных образований Волгоградской области 19.08.1998 исх. № 02-5/170 с рекомендациями принять и ввести их в действие на территориях соответствующих муниципальных образований.
В письме Администрации главам администраций муниципальных образований указывалось на необходимость принять меры по усилению контроля за деятельности рынков, применению экономических и административных санкций за нарушение действующего законодательства при реализации товаров населению на рынках всех форм собственности. Правоохранительным органам обеспечить повышение эффективности работы милиции на рынках и прилегающих к ним территориях.
Также указывалось на необходимость проинформировать Администрацию Волгоградской области о принятых органами местного самоуправления мерах по указанным рекомендациям.
Во исполнение письма Администрации Волгоградской области (19.08.1998 исх. № 02-5/170) указанные Правила без изменений, в соответствии с предложением (рекомендацией) Администрации Волгоградской области, были утверждены и введены в действие на территориях муниципальных образований:
- Ленинского района Волгоградской области Решением Ленинской районной Думы "Об утверждении Правил торговли на рынках Ленинского района" от 29.07.1999 № 34;
- Даниловского района - Распоряжением от 11.03.1999 № 46-р;
- Калачевского района - Постановлением "Об утверждении Правил торговли на рынках Калачевского района" от 25.11.1998 № 310;
- Городищенского района - Распоряжением "О Временных правилах торговли на рынках Городищенского района" от 17.03.2000 № 193-р;
- Иловлинского района - Постановлением "Об утверждении Правил торговли на рынках Иловлинского района" от 10.09.1999 № 295;
- Новониколаевского района - Постановлением "О Временных правилах торговли на рынках Новониколаевского района" от 09.10.1998 № 259;
- Камышинского района - Распоряжением "О Временных правилах торговли на рынках Камышинского района" от 11.09.1998 № 482-ар;
- Жирновского района - Распоряжением "Об утверждении Временных правил торговли на рынках Жирновского района" от 16.03.1999 № 85-р;
- г. Урюпинска - Постановлением "Об утверждении Временных правил торговли на рынках города Урюпинска" от 14.05.1999 № 384;
- Новоаннинской районной Думой - Постановлением "О Временных правилах торговли на рынках Новоаннинского района" от 22.02.1999 № 6/48.
Анализ названных Правил, проведенный Комиссией с участием представителей органов местного самоуправления, показал, что по своему содержанию Правила регулируют отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами, к которым Правилами отнесен рынок, и арендующими у него торговые места организациями и предпринимателями без образования юридического лица, а также отношения между арендаторами и гражданами, приобретающими у них товары, услуги, т.е. имущественные отношения.
В тексте Правил содержатся положения, относящиеся и регулируемые налоговым, санитарно-эпидемиологическим, экологическим законодательствами, которые не подвергались анализу, так как не отнесены к ведению Управления.
В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Гражданского кодекса РФ регулирование имущественных отношений отнесено к исключительному ведению Российской Федерации.
В действующем федеральном законодательстве отсутствуют нормы, наделяющие субъект РФ и органы местного самоуправления правом регулирования отношений, связанных с арендой торговых мест, розничной куплей-продажей, в т.ч. и правом регламентирования (регулирования) деятельности рынков по реализации товаров населению.
Таким образом, органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации не вправе принимать нормативные акты, регламентирующие (регулирующие) деятельность рынков по реализации товаров населению.
На основании изложенного можно сделать вывод, что Администрации и Дума, принявшие Правила торговли на рынках района (города), рекомендованные Администрацией Волгоградской области, тем самым превысили свои полномочия.
Кроме того, некоторые нормы Временных правил торговли на рынках, введенные в действие названными органами местного самоуправления, содержат положения, нарушающие антимонопольное законодательство РФ, выражающиеся в следующем:
1. Пункт 1.1 Правил, вопреки ст. ст. 48, 132 ГК РФ и ст. 4 ФЗ "О конкуренции...", определяет, что хозяйствующим субъектом признается рынок, т.е. имущественный комплекс, а не организация. Пункты 1.4, 1.6, 1.12 определяют виды деятельности, допустимые для осуществления рынком, и ее цели независимо от организационно-правовой формы юридического лица или предпринимателя - титульного владельца имущественного комплекса - рынка. Ограничение видов деятельности является ущемлением интересов хозяйствующего субъекта и ограничение его самостоятельности.
Пунктом 1.3 Правил определен орган управления - администрация рынка, тем самым ограничивается самостоятельность хозяйствующего субъекта, так как ст. 53 ГК РФ определяет, что органы юридических лиц, порядок их назначения или избрания определяются законом, иными правовыми актами (федеральными) или учредительными документами. Предприниматель либо самостоятельно определяет, кто будет управлять имущественным комплексом (рынком), находящимся в его законном владении (п. 2 ст. 23, ст. 209 ГК РФ), либо в соответствии с договором, заключенным с собственником и титульным владельцем имущества.
2. Ограничением самостоятельности хозяйствующих субъектов являются положения, содержащиеся в п. 1.6 Правил ("деятельность рынка осуществляется на условии полного хозяйственного расчета"); п. 1.7 устанавливает необходимость согласования режима работы с органом местного самоуправления.
Являются произвольным вмешательством в отношения хозяйствующих субъектов (арендодателя и арендатора торговых мест) и, следовательно, ограничением их самостоятельности некоторые требования, содержащиеся в п.п. 18 (1.8.3, 1.8.7), 1.99, 2.1, 2.2, 2.4, 2.5, 3.1, 3.3, 3.5 - 3.7, 3.9, 3.10, 3.12, 4.1, 4.3, 4.4.
Все названные положения Правил ущемляют интересы хозяйствующих субъектов, а некоторые из них, например п. 2.1, утверждение или согласование с органами местного самоуправления стоимости аренды торгового места (в правилах - разовый сбор), пресечение сдачи в аренду торговых мест, не позволяющих применять контрольно-кассовые машины при осуществлении торговли промышленной группой товаров в крытых рыночных помещениях, - п. 3.10 и др., могут привести к ограничению конкуренции.
На основании вышеизложенного Комиссия пришла к следующим выводам:
а) Временные Правила торговли на рынках Волгоградской области были разосланы Администрацией Волгоградской области органам местного самоуправления с рекомендациями принять и ввести их в действие на своих территориях. Таким образом, Администрация Волгоградской области совершила действия, выразившиеся в разработке Правил, их рассылке и рекомендации органам местного самоуправления ввести их в действие с условием проинформировать о принятых мерах. При этом указывалось на необходимость принятия мер по усилению контроля за деятельностью рынков;
б) на основании рекомендаций и во исполнение Письма Администрации Волгоградской области от 19.08.1998 исх. № 02-5/170 Правила были приняты и введены в действие актами (постановлениями или распоряжениями) администраций Даниловского, Калачевского, Городищенского, Иловлинского, Новониколаевского, Камышинского, Жирновского районов, г. Урюпинска, Новоаннинской и Ленинской районными Думами. Следовательно, в данном случае имеются согласованные действия органа исполнительной власти субъекта РФ (Администрации Волгоградской области) и органов местного самоуправления (Администрации, Дума). Во Временных правилах содержатся нормы, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, ущемляют их интересы и могут привести к ограничению конкуренции, что является нарушением требований Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Кроме того, приняв соответствующий акт, утвердивший данные Правила, органы местного самоуправления превысили свою компетенцию.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 27 ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия решила:
1. Администрация Волгоградской области, разработав Временные правила торговли на рынках Волгоградской области и направив (разослав) их главам администраций муниципальных образований Волгоградской области с рекомендациями принять и ввести их в действие на территориях соответствующих муниципальных образований, и администрации Даниловского, Калачевского, Городищенского, Иловлинского, Новониколаевского, Камышинского, Жирновского районов, г. Урюпинска, Новоаннинская и Ленинская районные Думы, приняв акты, утвердившие Правила торговли на рынках районов (городов), разработанные и рекомендованные для введения в действие Администрацией Волгоградской области (от 19.08.1998 № 02-5/170), совершили согласованные действия, имеющие своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, чем нарушили требования ст. 8 ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Выдать Ленинской районной Думе Волгоградской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
- отменить Решение Ленинской районной Думы "Об утверждении Правил торговли на рынках Ленинского района" от 29.07.1999 № 34.
3. Выдать администрации Даниловского района Волгоградской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
- отменить Распоряжение администрации Даниловского района от 11.03.1999 № 46-р.
4. Выдать администрации Калачевского района Волгоградской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
- отменить Постановление администрации Калачевского района "Об утверждении Правил торговли на рынках Калачевского района" от 25.11.1998 № 310.
5. Выдать администрации Городищенского района Волгоградской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
- отменить Распоряжение администрации Городищенского района "О Временных правилах торговли на рынках Городищенского района" от 17.03.2000 № 193-р.
6. Выдать администрации Иловлинского района Волгоградской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
- отменить Постановление администрации Иловлинского района "Об утверждении Правил торговли на рынках Иловлинского района" от 10.09.1999 № 295.
7. Выдать администрации Новониколаевского района Волгоградской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
- отменить Постановление администрации Новониколаевского района "О Временных правилах торговли на рынках Новониколаевского района" от 09.10.1998 № 259.
8. Выдать администрации Камышинского района Волгоградской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
- отменить Распоряжение администрации Камышинского района "О Временных правилах торговли на рынках Камышинского района" от 11.09.1998 № 482-ар.
9. Выдать администрации Жирновского района Волгоградской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
- отменить Распоряжение администрации Жирновского района "Об утверждении Временных правил торговли на рынках Жирновского района" от 16.03.1999 № 85-р.
10. Выдать администрации г. Урюпинска Волгоградской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
- отменить Постановление администрации г. Урюпинска "Об утверждении Временных правил торговли на рынках города Урюпинска" от 14.05.1999 № 384.
11. Выдать Новоаннинской районной Думе Волгоградской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
- отменить Постановление Новоаннинской районной Думы "О Временных правилах торговли на рынках Новоаннинского района" от 22.02.1999 № 6/48.
12. Выдать Администрации Волгоградской области предписание о недопущении нарушений антимонопольного законодательства, а именно:
- не выдавать рекомендации органам местного самоуправления Волгоградской области, влекущие за собой нарушения антимонопольного законодательства РФ.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Т.В.КОСЯК
С.И.ДОБРОВА
А.В.ЗИНЧЕНКО


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru