Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 26.07.2001
<ПО ДЕЛУ № 296 О НАРУШЕНИИ ВОПЖД АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 26 июля 2001 года

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 296, возбужденное по признакам нарушения п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в отношении ГУП "Волгоградское отделение Приволжской железной дороги" (адрес: 400066, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 9), установила:
Дело № 296 было возбуждено по заявлениям хозяйствующих субъектов: ВТУ ОАО "ЛУКОЙЛ", ЗАО "Страж-ПРВ" и ООО "Данко-Транс" в отношении ГУП "Волгоградское отделение Приволжской железной дороги" (далее - ВоПЖД) по признакам нарушения им п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Признаки нарушения указанной статьи выразились в действиях начальника станции "Татьянка" Лебедева Е.В., который:
телефонограммой от 25.06.2001 № 130 уведомил ВТУ ОАО "ЛУКОЙЛ" (далее - ЛУКОЙЛ) о запрете использования запорно-пломбировочных устройств, приобретенных непосредственно у предприятий-изготовителей либо других организаций, и о санкциях, которые наступят в случае нарушения указанного запрета, а именно не будет производиться прием вагонов;
телефонограммой от 25.06.2001 № 130 также запрещает ООО "Данко-Транс" использовать запорно-пломбировочные устройства (далее - ЗПУ), приобретенные непосредственно у предприятий-изготовителей, навязывая приобретение ЗПУ только в дорожных механических мастерских (структурное подразделение ПЖД).
Данные действия, по мнению заявителей, нарушают пункты 2.1.7, 2.1.8 и 4.13 "Временной инструкции по обеспечению предприятий железнодорожного транспорта и грузоотправителей пломбами-запорами и порядку их учета" от 13.06.1995 № ЦМКО-8/53 и п. 1.3 Указания МПС России от 16.02.1996 № С-157у "О применении запорно-пломбировочных устройств". Кроме того, эти действия ущемляют интересы хозяйствующих субъектов, приобретающих ЗПУ у предприятий - изготовителей, и интересы самих предприятий-изготовителей (ЗАО "Страж-ПРВ" (далее - ЗАО), так как отпускные цены на ЗПУ, предлагаемые железной дорогой, почти на 20% превышают цены у предприятий-изготовителей. Например, для ЛУКОЙЛа, принимая во внимание объемы поставок продукции нефтепереработки, приобретение ЗПУ у железной дороги обернется существенными дополнительными расходами для поставщика и потребителей продукции и повлечет за собой удорожание ГСМ. У ООО "Данко-Транс" в результате действий ВоПЖД была приостановлена отправка вагонов с принадлежащим им грузом, что влечет за собой нарушение сроков поставки товаров. У ЗАО, по предварительным подсчетам, убытки, возникшие в результате противоправных действий железной дороги, составили 993132 руб.
Пункт 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещает действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе навязывание контрагентам условий договора, не относящихся к предмету договора, и необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства соответствующего товара.
Представитель ВоПЖД с доводами заявителей не согласна. Она полагает, что начальник станции "Татьянка" Лебедев Е.В. действовал в пределах своих полномочий, соблюдая действующее законодательство, так как исполнял приказ начальника Приволжской железной дороги № 163-н от 10.05.2001 "Об обеспечении грузоотправителей и пунктов коммерческого осмотра запорно-пломбировочными устройствами, порядке их учета и использования на дороге".
Кроме того, требования хозяйствующих субъектов заявлены ненадлежащей стороне. Станция "Татьянка" является обособленным подразделением без права юридического лица ВоПЖД. Само ВоПДЖ - одно из отделений Приволжской железной дороги и в своей деятельности должно руководствоваться в том числе приказами начальника Приволжской железной дороги. Дорожные механические мастерские также являются обособленным подразделением без права юридического лица - филиалом Приволжской железной дороги.
Таким образом, в соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 2 ГК РФ все претензии по вопросу применения приказа начальника Приволжской железной дороги № 163-н от 10.05.2001 необходимо адресовать Управлению Приволжской железной дороги.
В ходе рассмотрения дела Комиссия пришла к выводу, что для разрешения дела по существу ей необходимо привлечь к участию в деле в качестве лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, ГУП "Приволжская железная дорога" (далее - Приволжская железная дорога).
К моменту рассмотрения дела в антимонопольное управление поступило ходатайство от Приволжской железной дороги (от 27.07.2001 вх. № 2096) с просьбой передать дело на рассмотрение Саратовскому территориальному управлению МАП России.
Принимая во внимание, что все заявители по данному делу находятся на территории Волгоградской области и само действие, содержащее в себе признаки нарушения антимонопольного законодательства, совершено также на территории Волгоградской области, Комиссия решила ходатайство Приволжской железной дороги не удовлетворять и рассмотреть дело по существу.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся материалы, Комиссия пришла к следующим выводам:
1. Статья 34 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации (далее - Устав) устанавливает обязанность железных дорог пломбировать загруженные вагоны, контейнеры и предоставлять ЗПУ грузоотправителям, грузополучателям согласно фактическим затратам за плату. Требования, устанавливающие для грузоотправителей, грузополучателей приобретать ЗПУ у железных дорог, в Уставе отсутствуют.
В соответствии с пунктами 1.4 Правил пломбирования вагонов и контейнеров (далее - Правила), утвержденных Приказом МПС России от 12.04.1999 № 22Ц "Об утверждении Правил пломбирования вагонов и контейнеров" и зарегистрированных в Минюсте России 30.11.1999 № 1995, пломбирование ЗПУ вагонов, контейнеров осуществляется:
железной дорогой, если грузы погружены железной дорогой;
грузоотправителем, если грузы погружены грузоотправителем.
Разделом 2 данных Правил определены типы ЗПУ и порядок их применения. Норм, обязывающих приобретать ЗПУ у предприятий железной дороги, в Правилах не обнаружено. Обязательным условием является лишь необходимость применения для пломбирования вагонов ЗПУ, изготовленных с учетом требований, установленных МПС России (пункт 1.12 Правил).
Пункт 5.1 Правил устанавливает, что обеспечение предприятий железнодорожного транспорта и грузоотправителей ЗПУ и устройствами для их снятия и их учет осуществляются в порядке, установленном МПС России.
МПС России в лице начальника Управления грузовой и коммерческой работы утвердило 06.06.95 Временную инструкцию по обеспечению предприятий железнодорожного транспорта и грузоотправителей пломбами-запорами и порядку их учета (далее - Инструкция). Согласно п. 1.1 указанной Инструкции она устанавливает порядок изготовления пломб-запоров, условия их поставки и учета. Пункт 1.2 Инструкции предусматривает, что пломбы-запоры изготавливаются предприятиями-изготовителями, в том числе механическими мастерскими железных дорог в соответствии с технической документацией, утвержденной или согласованной Управлением грузовой и коммерческой работы МПС России.
Таким образом, изготовителями ЗПУ могут являться не только механические мастерские железных дорог, но и другие хозяйствующие субъекты. Пункты. 2.1.7, 2.1.8 и 4.13 Инструкции также предусматривают, что грузоотправитель может приобрести пломбы-запоры непосредственно у изготовителя данной продукции.
Следовательно, Инструкция МПС России позволяет грузоотправителям приобретать ЗПУ не только в механических мастерских железных дорог, но и у иных предприятий, изготавливающих данную продукцию.
Таким образом, действия начальника Приволжской железной дороги, выразившиеся в издании приказа Приволжской железной дороги № 163-н от 10.05.2001 "Об обеспечении грузоотправителей и пунктов коммерческого осмотра запорно-пломбировочными устройствами, порядке их учета и использования на дороге", являются неправомерными. Следствием таких неправомерных действий явились запреты, установленные ВоПЖД (начальником ст. "Татьянка") на приобретение ЗПУ у предприятий-изготовителей и других организаций.
2. В соответствии с п. 1.1 Положения о железнодорожной станции "Татьянка" - обособленном подразделении без права юридического лица Волгоградского отделения Приволжской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации, утвержденного начальником ВоПЖД 13.10.2000, железнодорожная станция "Татьянка" является обособленным подразделением без права юридического лица ВоПЖД, являющегося по отношению к железнодорожной станции "Татьянка" вышестоящим органом управления. В связи с тем, что ч. 2 ст. 2 ГК РФ предусматривает, что участниками гражданских правоотношений могут быть только юридические лица, то ответственность за действия начальника железнодорожной станции "Татьянка" должно нести ВоПЖД как юридическое лицо и вышестоящий орган. Данная норма предусмотрена и подтверждается в п. 4 Устава ГП Волгоградского отделения Приволжской железной дороги, зарегистрированным постановлением администрации Центрального района г. Волгограда 04.02.1994 № 67-П-13, согласно которому отделение является юридическим лицом. Следовательно, в соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ ВоПЖД может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно п. 3 ВоПЖД должно в своей деятельности руководствоваться действующим законодательством, приказами, указаниями и другими нормативными актами МПС России, Приволжской железной дороги и своим уставом. Таким образом, нормы, предусмотренные во Временной инструкции по обеспечению предприятий железнодорожного транспорта и грузоотправителей пломбами-запорами и порядку их учета, также обязательны для ВоПЖД, а в случае их неисполнения ВоПЖД, в соответствии с действующим законодательством и своим уставом, несет ответственность самостоятельно. В связи с этим ссылка представителя ВоПЖД на то, что претензии хозяйствующих субъектов с жалобой на действия начальника станции "Татьянка" Лебедева Е.В. заявлены ненадлежащей стороне, является несостоятельной.
3. Издание приказа начальником Приволжской железной дороги № 163-н от 10.05.2001 "Об обеспечении грузоотправителей и пунктов коммерческого осмотра запорно-пломбировочными устройствами, порядке их учета и использования на дороге", а также действия ВоПЖД по исполнению данного приказа повлекли за собой ущемление интересов хозяйствующих субъектов-заявителей.
В частности, в телеграмме от 13.06.2001, направленной отделениям Приволжской железной дороги, указаны отпускные цены на ЗПУ (без НДС):
"Спрут-Универсал" - 87 руб., "Лавр-Гарант М" - 87 руб., "Лавр" (контейнерный) - 45 руб., "Клещ" - 45 руб., "Газ-Гарант" - 45 руб., "Скат" - 45 руб.
ВТУ ОАО "ЛУКОЙЛ" в установленном порядке, заключив договор с ЗАО № 01У0005/ЕА от 03.01.2001, должно было приобрести вышеназванные ЗПУ по следующим ценам:
"Спрут-Универсал" - 65,83 руб., "Лавр-Гарант М" - 68,83 руб., "Газ-Гарант" - 35 руб., "Скат-ПРВ" - 45 руб. без НДС.
Таким образом, в случае покупки ВТУ ОАО "ЛУКОЙЛ" указанных ЗПУ у железной дороги его расходы по транспортировке грузов значительно возрастут.
Для ОАО "Каустик" ЗАО "Страж-ПРВ" отпускает "Лавр-Гарант М" по цене 75 руб., "Газ-Гарант" - 30 руб. без НДС. В случае покупки аналогичных ЗПУ у железной дороги у ОАО "Каустик" увеличатся затраты по отправке товарной продукции, что повлечет за собой ее удорожание.
Для ЗАО "Страж-ПРВ" ущемление интересов выражается в вытеснении их с рынка сбыта ЗПУ дорожными механическими мастерскими, в результате чего предприятие, по сравнению с прошлым годом, понесло убытки в размере 993132 руб.
Таким образом, злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке перевозки грузов, Приволжская железная дорога и Волгоградское отделение Приволжской железной дороги совершают действия, которые ущемляют интересы хозяйствующих субъектов, что является нарушением п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 12 и п. 1 ст. 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия решила:
1. Выдать ГУП "Приволжская железная дорога" (410031, г. Саратов, ул. Московская, 8) и ГУП "Волгоградское отделение Приволжской железной дороги" (адрес: 400066, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 9) предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
- не препятствовать хозяйствующим субъектам в пломбировании вагонов и (или) контейнеров запорно-пломбировочными устройствами, которые соответствуют требованиям, установленным МПС России;
- не предъявлять к хозяйствующим субъектам требований о приобретении запорно-пломбировочных устройств только в дорожных механических мастерских либо в пунктах реализации ЗПУ железной дороги.
2. Направить в антимонопольное управление доказательства исполнения настоящего документа в течение 3 дней с момента его получения.
3. Руководителю ТУ МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности начальника Приволжской железной дороги Лихачева М.П. за непредоставление сведений территориальному антимонопольному органу.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
В.В.БУРБА
Е.В.АЛЕКСЕЕВА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 26 июля 2001 г. № 296

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего решения от 26 июля 2001 года по делу № 296 о нарушении ГУП "Приволжская железная дорога" и ГУП "Волгоградское отделение Приволжской железной дороги" п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предписывает:
ГУП "Приволжская железная дорога" (410031, г. Саратов, ул. Московская, 8) и ГУП "Волгоградское отделение Приволжской железной дороги" (адрес: 400066, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 9) с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а именно:
- не препятствовать хозяйствующим субъектам в пломбировании вагонов и (или) контейнеров запорно-пломбировочными устройствами, которые соответствуют требованиям, установленным МПС России;
- не предъявлять к хозяйствующим субъектам требований о приобретении запорно-пломбировочных устройств только в дорожных механических мастерских либо в пунктах реализации ЗПУ железной дороги.
2. Направить в антимонопольное управление доказательства исполнения настоящего документа в течение 3 дней с момента его получения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской области в течение 6 месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 24 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" должностные лица органов исполнительной власти несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
В.В.БУРБА
Е.В.АЛЕКСЕЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru