Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







<ПИСЬМО> УМНС РФ по Волгоградской обл. от 04.07.2001 № 14-15/3231
<ПО ОТДЕЛЬНЫМ ЗАПРОСАМ ОТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ГЛАВЫ 21 "НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ" НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ>

Официальная публикация в СМИ:
"Волгоградская правда", № 149, 15.08.2001 (Вопросы № 1, 2, 3, 4)
"Волгоградская правда", № 154, 22.08.2001 (Вопросы № 5, 6, 7)
"Волгоградская правда", № 159, 29.08.2001 (Вопрос № 8)






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 4 июля 2001 г. № 14-15/3231

Управление Министерства РФ по налогам и сборам по Волгоградской области направляет для использования в практической работе согласованный с МНС РФ (Письмом № 03-1-09/1688/06-Р156 от 13.06.2001) Обзор запросов налогоплательщиков, связанных с применением главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации.

И.о. зам. руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
П.А.КОКОСЬЯН





Приложение
к Письму
Управления МНС РФ
по Волгоградской области
от 4 июля 2001 г. № 14-15/3231

ОБЗОР
ПОСТУПАЮЩИХ ЗАПРОСОВ ОТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, СВЯЗАННЫХ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ГЛАВЫ 21 "НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ
СТОИМОСТЬ" НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Вопрос. Облагаются ли услуги, оказанные подразделениями ведомственной охраны Министерства финансов Российской Федерации по охране объектов (имущества), находящихся в сфере ведения указанного Министерства?
Ответ. В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ не признается реализацией товаров (работ, услуг) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Министерство финансов Российской Федерации согласно Указу Президента РФ от 17.05.2000 № 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" является федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 2 Положения о ведомственной охране Министерства финансов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 № 1029, ведомственная охрана представляет собой совокупность создаваемых Министерством финансов Российской Федерации органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты от противоправных действий объектов, находящихся в сфере ведения этого министерства. Перечень охраняемых объектов утверждается Министерством финансов РФ по согласованию с Министерством внутренних дел РФ.
Статьей 10 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ "О ведомственной охране" установлено, что финансирование и материально-техническое обеспечение ведомственной охраны осуществляются за счет средств федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, и (или) средств собственников охраняемых объектов.
Таким образом, деятельность подразделений ведомственной охраны Министерства финансов РФ по охране объектов (имущества), находящихся в сфере ведения данного Министерства, является согласно ст. 1, 2 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ обязательной.
Учитывая изложенное, услуги, оказанные подразделениями ведомственной охраны Министерства финансов РФ по охране объектов (имущества), находящихся в сфере ведения указанного министерства, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость с 1 января 2001 года.
Однако услуги, оказанные подразделениями ведомственной охраны Министерства финансов РФ по охране объектов (имущества) сторонним организациям, будут облагаться НДС в общеустановленном порядке.

2. Вопрос. Организация занимается торговой деятельностью, в том числе и розничной торговлей алкогольной и табачной продукцией. Суммарная выручка за три месяца, как правило, не превышает 1 млн. руб. Плательщиком акцизов не является. Имеет ли эта организация право на освобождение от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, на основании ст. 145 НК РФ?
Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 145 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 № 166-ФЗ) освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье.
Таким образом, в отличие от первоначальной редакции п. 2 ст. 145 НК РФ ограничение права на освобождение связано не с возникновением обязанностей по уплате акцизов, а с самим фактом реализации подакцизных товаров и подакцизных видов минерального сырья.
Исходя из этого, организации и индивидуальные предприниматели, реализующие в розницу алкогольную продукцию и табачные изделия, не имеют права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость, хотя они и не являются плательщиками акцизов.

3. Вопрос. Как изменился с 1 января 2001 года порядок обложения налогом на добавленную стоимость товаров, реализуемых в государства - участники СНГ с территории Российской Федерации?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" установлено, что в целях применения главы 21 части второй Кодекса до 1 июля 2001 года реализация товаров (работ, услуг) в государства - участники Содружества Независимых Государств приравнивается к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Следовательно, до 1 июля 2001 года при реализации товаров хозяйствующим субъектам СНГ будет применяться порядок исчисления НДС, аналогичный порядку, действующему при реализации товаров российским налогоплательщикам. При реализации товаров в государства СНГ (за исключением Республики Армения и Кыргызской Республики), по которым в соответствии с п. 2 ст. 164 НК РФ установлена пониженная ставка НДС в размере 10 процентов (продтовары и товары для детей) или льгота в виде освобождения от налогообложения (ст. 149 НК РФ), должна применяться такая пониженная ставка или освобождение от уплаты НДС.
С 1 июля 2001 года согласно пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ обложение НДС товаров, реализуемых в страны СНГ (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), производится по налоговой ставке 0% при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса. Порядок обложения налогом на добавленную стоимость с 1 января 2001 года операций по реализации товаров (работ, услуг) в Республику Армения и Кыргызскую Республику изложен в Письме МНС РФ от 12.04.2001 № ВГ-6-03/296.

4. Вопрос. Налогоплательщик налога на добавленную стоимость в I квартале 2001 года получил выручку от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж в январе - 650 тыс. руб., в феврале - 400 тыс. руб., в марте - 530 тыс. руб. В какие сроки должна быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган декларация по НДС: ежемесячно за январь, февраль, март, т.е. не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, или за квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом?
Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 163 НК РФ для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.
Согласно п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
При этом пунктом 6 настоящей статьи установлено, что налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, не превышающими 1 млн. рублей, вправе уплачивать налог (представлять декларацию) исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Следовательно, исходя из сложившейся выручки за I квартал 2001 г. (в январе - 650 тыс. руб., в феврале - 400 тыс. руб., в марте - 530 тыс. руб.) налогоплательщик вправе уплачивать налог (представлять декларацию) исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Поэтому налоговым периодом для данного налогоплательщика является квартал (п. 2 ст. 163 НК РФ).

5. Вопрос. Принимается ли к вычету НДС, уплаченный при приобретении ГСМ через автозаправочные станции за наличный расчет, при наличии кассовых документов (чека ККМ)?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 169 Налогового кодекса РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счет-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, вычеты сумм налога, фактически уплаченные налогоплательщиками при приобретении товаров (работ, услуг), производятся на основании счет-фактур, зарегистрированных в установленном порядке в книге покупок у покупателя, и указанных выше документов, после принятия на учет этих товаров (работ, услуг).
При этом глава 21 Налогового кодекса РФ "Налог на добавленную стоимость" не предусматривает особого порядка вычетов сумм НДС по горюче-смазочным материалам, приобретенным за наличный расчет через АЗС.
Таким образом, для принятия к вычету сумм налога по приобретенным за наличный расчет через автозаправочные станции горюче-смазочным материалам наличие счет-фактуры является обязательным.

6. Вопрос. Следует ли исключать долю вознаграждения, причитающуюся агенту при начислении принципалом, утвердившим учетную политику "по оплате" налога на добавленную стоимость с суммы авансовых платежей, поступивших на счет принципала от покупателей товаров?
Ответ. Согласно ст. 167 части второй Налогового кодекса Российской Федерации дата реализации товаров (работ, услуг) определяется в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения.
В целях настоящей статьи оплатой товаров (работ, услуг) признается поступление денежных средств на счета налогоплательщика либо его комиссионера, поверенного или агента в банке или в кассу налогоплательщика (комиссионера, поверенного или агента).
Таким образом, суммы авансовых платежей, поступившие на счет агента от покупателей товаров, должны облагаться принципалом налогом на добавленную стоимость в полном объеме.

7. Вопрос. В связи с Решением Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2000 № ГКПИ2000-176 о признании оказываемых за плату населению услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации платными медицинскими услугами, оказываемыми населению, правомерно ли санэпидстанция в 2001 г. оказывает услуги гражданам по уничтожению бытовых насекомых в их квартирах и по санитарной обработке вещей без НДС?
Ответ. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2000 № ГКПИ2000-176 признается платными медицинскими услугами, оказываемыми населению, оказание за плату населению услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также отменяется второе предложение абз. 2 пп. "у" п. 12 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" в части слов "и санитарно-эпидемиологические".
В связи с этим на основании Письма МНС России № ВГ-6-03/813@ от 19.10.2000 "О порядке применения льготы по налогу на добавленную стоимость по медицинским услугам для населения" указанные выше услуги освобождаются от этого налога.
При применении с 01.01.2001 пп. 2 п. 2 ст. 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации следует иметь в виду, что согласно этому подпункту такие медицинские услуги, как санитарно-эпидемиологические, от налога на добавленную стоимость не освобождаются. Исключением из этого порядка являются санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета, т.е. без НДС с 01.01.2001 могут быть оказаны санитарно-эпидемиологические услуги, оплачиваемые за счет бюджетных средств.
На этом основании оказание санэпидстанцией в 2001 г. платных услуг гражданам по уничтожению бытовых насекомых в их квартирах и по санитарной обработке вещей без НДС является неправомерным.

8. Вопрос. Распространяется ли порядок возмещения НДС, уплаченного по материальным ресурсам производственного назначения, используемым при производстве и реализации товаров (работ, услуг) в рамках безвозмездной помощи (содействия), утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2000 № 688, на правоотношения, возникшие после вступления в силу гл. 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации?
Ответ. В соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".
Согласно п. 2 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций (налога на доходы физических лиц), в случае использования указанных товаров (работ, услуг) при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) в соответствии с п. п. 1 - 3 ст. 149 настоящего Кодекса.
Из изложенного следует, что начиная с 1 января 2001 г. (даты вступления в действие положений гл. 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации) суммы налога, уплаченные поставщикам материальных ресурсов, работ, услуг производственного назначения, используемых при производстве товаров (работ, услуг), реализуемых в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия), включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций (налога на доходы физических лиц).
В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" часть вторая Кодекса применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй Кодекса, часть вторая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
Учитывая изложенное, порядок возмещения налога, уплаченного по материальным ресурсам производственного назначения, используемым при производстве и реализации товаров (работ, услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2000 № 688, которое не вошло в перечень актов, утративших силу в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.03.2001 № 33-ФЗ), действует, согласно ст. 29 указанного Федерального закона, в части, не противоречащей части второй Кодекса и названному Федеральному закону.

Отдел информационной работы
с налогоплательщиками
и связям с общественностью


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru