Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 26.06.2001
<ПО ДЕЛУ № 292 О НАРУШЕНИИ АДМИНИСТРАЦИЕЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 26 июня 2001 года

(извлечение)

Комиссия ТУ МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 292 о нарушении Администрацией Волгоградской области (400098, Волгоград, пр. Ленина, 9) п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
Дело № 292 возбуждено по заявлению ООО "Бизнес Фудз" (403850, г. Камышин, ул. Донская, 181), в котором содержалась просьба провести проверку соответствия антимонопольному законодательству требования о получении предприятиями торговли продовольственными товарами ветеринарных регистрационных удостоверений, закрепленного в Постановлении Главы Администрации Волгоградской области № 494 от 19.07.1999.
Названное постановление Администрации Волгоградской области утверждает Положение о порядке выдачи ветеринарных регистрационных удостоверений и перечень объектов, подлежащих обязательной ветеринарной регистрации на территории Волгоградской области.
В соответствии с п. 1.1 данного Положения оно является обязательным для исполнения всеми физическими и юридическими лицами независимо от формы собственности и организационно-правовых форм, осуществляющими на территории Волгоградской области деятельность, поднадзорную государственному ветеринарному надзору, - лов, добычу животных, птиц, рыб (других гидробионтов), транспортировку грузов, заготовку, переработку, хранение и реализацию сырья, продуктов животного происхождения, кормов для животных.
Согласно п. 1.3 Положения ветеринарное регистрационное удостоверение является документом, подтверждающим, что данный объект поставлен на учет в органах государственного ветеринарного надзора, имеет ветеринарно-санитарные условия для ведения поднадзорной государственному ветеринарному надзору деятельности и подлежит регулярному ветеринарному контролю.
Регистрация производится и ветеринарное удостоверение выдается после проведения ветеринарно-санитарного обследования объекта на его соответствие санитарно-ветеринарным правилам.
В соответствии с п. 2.7 Положения выдача удостоверений и обследование объекта осуществляется на платной основе в соответствии с прейскурантом на платные услуги, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области.
В соответствии с Перечнем к объектам, подлежащим обязательной ветеринарной регистрации на территории Волгоградской области, относятся:
1. Предприятия, фермы, хозяйства, занятые разведением, откормом, эксплуатацией диких и домашних животных, птиц, пчел, рыб и других гидробионтов, земноводных и пресмыкающихся, а также их ловом, добычей (отстрелом).
2. Предприятия (места) убоя и (или) переработки скота, птицы, рыбы и других гидробионтов, а также прижизненно получаемой от них продукции.
3. Предприятия по заготовке, переработке и хранению кожевенного, пушно-мехового и рогокопытного сырья, воска, пера, пуха, а также предприятия, реализующие корма для животных и кормовые компоненты.
4. Предприятия торговли и общественного питания, закупающие, перерабатывающие, хранящие, реализующие сырые животноводческие продукты (мясо животных, мясо птицы, яйца птиц, рыбу живую и снулую, не подвергнутую консервированию, мед, сырое молоко).
В соответствии со ст. 3 ФЗ "О ветеринарии" к полномочиям Российской Федерации в области ветеринарии относится федеральное ветеринарное законодательство. При этом согласно абз. 10 п. 6 Положения о департаменте ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ, утвержденного Постановлением Совета Министров РФ от 16.11.1992, ветеринарные правила и другие нормативные акты, обязательные для выполнения при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов животноводства, разрабатываются департаментом ветеринарии.
Согласно п. 5 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 1994 г. № 706 (с изменениями от 16 апреля 2001 г.), государственный ветеринарный надзор осуществляется на (за):
предприятиях по производству мяса, молока, яиц на промышленной основе, звероводческих, рыбоводческих и пчеловодческих фермах и подсобных хозяйствах независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах граждан;
мясокомбинатах, рыбокомбинатах, молокозаводах, хладокомбинатах и других предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства, а также предприятиях по их заготовке и торговле, рынках, базарах, ярмарках, выставках и других местах торговли;
судах по лову (добыче) рыбы и морепродуктов, плавбазах и других рыбоперерабатывающих предприятиях, а также предприятиях по производству рыбной муки и иных кормов из рыбы и морепродуктов;
биологических комбинатах и фабриках, научно-исследовательских и опытно-производственных цехах, базах и предприятиях биологического снабжения, ветеринарных аптеках и других предприятиях по производству, хранению и реализации препаратов и технических средств ветеринарного назначения;
комбинатах, заводах и других предприятиях по производству кормов и кормовых добавок;
железнодорожных и автомобильных вокзалах, станциях, морских и речных портах, аэропортах и аэродромах, иных специально оборудованных местах для пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, животных и продуктов животноводства;
основных железнодорожных, автомобильных и речных внутригосударственных направлениях перевозки животных и продуктов животноводства и маршрутах (трассах) перегона животных;
ветеринарно-санитарной аттестацией производства, качеством и безопасностью кормов и кормовых добавок и их сертификацией, безопасностью в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения;
порядком приобретения, депонирования и использования в научно-исследовательских целях штаммов микроорганизмов и их генетически измененных форм;
ввозом и вывозом из Российской Федерации возбудителей инфекционных болезней животных, вакцинных штаммов и диагностикумов, содержащих живые микроорганизмы;
практической деятельностью специалистов в области ветеринарии;
военно-морских базах и военных аэродромах, других пунктах приема (пропуска через государственную границу) возвращающихся из-за рубежа военных транспортных средств, армейских (флотских) продовольственных базах и складах, предприятиях военной торговли, подсобных хозяйствах воинских частей и военно-охотничьих хозяйствах.
При этом, согласно п. 8 названного Положения, государственный ветеринарный надзор на объектах, указанных в пункте 5 настоящего Положения, осуществляется в виде проверок поднадзорных объектов, осуществляемых государственными ветеринарными инспекторами.
Статья 18 Федерального закона "О ветеринарии" определяет обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан - владельцев животных и производителей продуктов животноводства, а именно:
Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:
осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей природной среды отходами животноводства;
соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;
предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении;
до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании;
соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства;
выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Статья 21 данного Закона предусматривает ветеринарно-санитарную экспертизу продуктов животноводства. Так, мясо, мясные и другие продукты убоя животных, молоко, молочные продукты, яйца, иные продукты животноводства подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе с целью определения их пригодности к использованию для пищевых целей. Организация и проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, условия использования продуктов животноводства для пищевых целей в зависимости от результатов этой экспертизы определяются ветеринарными правилами, издаваемыми в соответствии с ветеринарным законодательством Российской Федерации. Указанные правила устанавливают ветеринарно-санитарные нормативы, которым должны соответствовать продукты животноводства, производимые предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, реализуемые ими, а также предприятиями торговли на рынках.
Распоряжением Главного ветуправления Минсельхозпрода РФ от 02.09.1992 № 22-9/768 "Об усилении ветеринарно-санитарного контроля" предусмотрена проверка всех предприятий, занятых заготовкой и убоем скота (птицы) и переработкой продукции животного происхождения. В случае неполного обеспечения перечня работ по ветеринарному осмотру убойных животных (птиц) и ветсанэкспертизе продуктов убоя в соответствии с требованиями "Правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов" данными предприятиями органы госветнадзора вправе приостановить их работу. Предприятиям, прошедшим ветеринарно-санитарную аттестацию и отвечающим предъявляемым к ним ветеринарно-санитарным требованиям, предписано выдать ветеринарное регистрационное удостоверения.
На заседании Комиссии представители Управления ветеринарии Администрации Волгоградской области в обоснование правомерности введения ветеринарного регистрационного удостоверения для предприятий, осуществляющих иные виды деятельности, ссылались на п. 7 раздела 2 Положения о порядке взаимодействия Госкомсанэпидемнадзора России и Главного управления ветеринарии Минсельхоза России и их территориальных органов, утвержденного Главным управлением ветеринарии Минсельхоза России и Госкомсанэпидемнадзора России 2 апреля 1993 г. Так, в соответствии с п. 7 раздела 2 данного Положения к основным направлениям взаимодействия относятся ветеринарно-санитарная и санитарно-гигиеническая аттестация предприятий, занятых выращиванием и заготовкой животных, птиц, рыб в пресноводных водоемах, а также убоем животных и птиц, переработкой, хранением и реализацией продуктов и продовольственного сырья животного происхождения.
На основании изложенного Комиссия пришла к следующим выводам:
Получение ветеринарного регистрационного удостоверения предусмотрено в федеральных нормативно-правовых актах по ветеринарии только для предприятий, занятых заготовкой и убоем скота (птицы) и переработкой продукции животного происхождения. Аттестация в органах государственной ветеринарной службы иных предприятий, перечисленных в постановлении Администрации Волгоградской области, не предусмотрена. Ветеринарно-санитарный контроль на таких предприятиях должен осуществляться в форме проверок, экспертиз и т.п. в соответствии с действующим законодательством о ветеринарии.
Положение о взаимодействии является внутренним документом, не относящимся к нормативно-правовым актам, и, соответственно, не может влиять на возникновение или изменение прав и обязанностей третьих лиц.
Требование получения ветеринарного регистрационного удостоверения создает дополнительный, не предусмотренный действующим федеральным законодательством барьер для осуществления деятельности, в том числе по реализации продуктов животного происхождения и их переработки предприятиями общественного питания.
Получение удостоверения является платным, а расходы на его приобретение относятся к числу невосполнимых. В случае отнесения затрат на стоимость продукции это приведет к увеличению ее цены и отразится на покупателе (потребителе).
Таким образом, включение в перечень объектов, подлежащих обязательной ветеринарной регистрации, предприятий, не занимающихся заготовкой и убоем скота (птицы) и переработкой продукции животного происхождения, устанавливает дополнительные ограничения, препятствующие осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, и приводит к ущемлению их интересов, является нарушением ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия решила:
1. Признать Администрацию Волгоградской области нарушившей п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Выдать Администрации Волгоградской области предписание об устранении антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии
Т.В.КОСЯК

Члены Комиссии
Э.П.КОПЫЛОВА
А.А.СУХАНОВА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 26 июня 2001 г. № 292

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Территориального управления Министерства по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства Российской Федерации по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего решения от 26.06.2001 по делу № 292 о нарушении Администрацией Волгоградской области п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предписывает:
Администрации Волгоградской области прекратить нарушение п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а именно:
Привести Положение о порядке выдачи ветеринарных регистрационных удостоверений, утвержденное Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 19.07.1999 № 494, в соответствие с федеральным законодательством, исключив из Перечня объектов, подлежащих обязательной ветеринарной регистрации на территории Волгоградской области, предприятия, не занимающиеся заготовкой и убоем скота (птицы) и переработкой продукции животного происхождения.
Срок исполнения предписания - в течение месяца с момента получения решения и предписания.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнения предписания или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 23, 24 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" коммерческие и некоммерческие организации и их руководители, должностные лица органов исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.

Председатель Комиссии
Т.В.КОСЯК

Члены Комиссии
Э.П.КОПЫЛОВА
А.А.СУХАНОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru