Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 20.06.2001 № 01-10/141-01
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.07.1996 № 78-ОД "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 20 июня 2001 г. № 01-10/141-01

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.07.96 № 78-ОД
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Управление Министерства юстиции по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 2 августа 1999 года № 954 "Вопросы Министерства юстиции РФ", и Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 27 октября 2000 года № 314 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области", в порядке ревизии провело юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 30.07.96 № 78-ОД "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области" (далее - Закон).
Юридическая экспертиза проведена по запросу председателя комитета по экономической политике Волгоградской областной Думы.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Закон устанавливает правовые основы инвестиционной деятельности, условия вложения средств, определяет порядок осуществления поддержки инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области и порядок управления собственностью, созданной в результате инвестиционной деятельности. Данную сферу регулируют:
1. Конституция РФ.
2. Закон РСФСР от 26.06.91 № 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР".
3. Федеральный закон от 25.02.99 № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
4. Федеральный закон от 09.07.99 № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ".
5. Федеральный закон от 30.12.95 № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".
Инвестиционная деятельность регулируется нормами различных отраслей законодательства (гражданское, финансовое и др.), поэтому отнести рассмотрение данного вопроса к конкретной отрасли (вопросу ведения) не представляется возможным.
Инвестиционная деятельность в Российской Федерации регулируется Законом РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР".
Инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций (п. 2 ст. 1 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР").
Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта (п. 1 ст. 1 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР").
В результате анализа норм Закона выявлены несоответствия федеральному законодательству.
Так, ст. 2 Закона противоречит п. п. 2, 3 ст. 2 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", в соответствии с которыми субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.
Следовательно, субъектами инвестиционной деятельности могут выступать физические лица, а также государства, что ст. 2 Закона не предусмотрено.
Кроме того, в качестве инвесторов могут выступать органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами, граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица, иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации (п. 3 ст. 2 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР").
Пункт 4 ст. 2 Закона ("Пользователи объектов инвестиционной деятельности - это инвесторы или другие юридические лица, зарегистрированные на территории Волгоградской области либо являющиеся налогоплательщиками в соответствии с налоговым законодательством Волгоградской области, для которых создается объект инвестиционной деятельности") противоречит п. 5 ст. 2 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" ("Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности").
В ст. 3 Закона закреплен перечень объектов инвестиционной деятельности, который не соответствует перечню, установленному ст. 3 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" ("Объектами инвестиционной деятельности в РСФСР являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства РСФСР, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность").
Статьей 6 Закона предусмотрены права инвесторов. Однако перечень прав инвесторов не соответствует перечню прав инвесторов, установленных ст. 5 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР".
В статье 6 Закона не отражено право инвестора, не являющегося пользователем объектов инвестиционной деятельности, контролировать целевое использование объектов инвестиционной деятельности, право передавать по договору (контракту) свои правомочия по инвестициям иным субъектам инвестиционной деятельности, право владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиций, в том числе осуществление торговых операций и реинвестирования, право приобретения необходимого имущества у граждан и юридических лиц непосредственно или через посредников по ценам и на условиях, определяемых по договоренности сторон, без ограничений по объему и номенклатуре, если это не противоречит законодательству.
Пункт 2 ст. 9 Закона ("Инвестором по инвестиционному договору является юридическое лицо, в том числе иностранное, вкладывающее соответствующие инвестиционные ресурсы в реализацию проекта и не имеющее права собственности на объект инвестиционной деятельности") противоречит п. 3 ст. 2 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", согласно которому инвестором может быть и физическое лицо, а также государство.
Также п. 2 ст. 9 Закона в части, ограничивающей право собственности на объект инвестиционной деятельности, не соответствует п. "о" ст. 71 Конституции РФ, т.к. основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав определяются гражданским законодательством (ст. 2 ГК РФ), а гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации (п. "о" ст. 71 Конституции РФ).
Статья 10 Закона определяет содержание инвестиционного договора, что вступает в противоречие с п. 4 ст. 421 ГК РФ, которым предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4). Под законами в ГК РФ имеются в виду федеральные законы, а иными правовыми актами - указы Президента РФ и постановления Правительства РФ (п. п. 2, 6 ст. 3 ГК РФ).
Кроме того, гражданское законодательство, как было указано выше, находится в ведении Российской Федерации (п. "о" ст. 71 Конституции РФ), а по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (п. 1 ст. 76 Конституции РФ).
Статья 11 Закона ("Право собственности на объекты инвестиционной деятельности, созданные в процессе реализации инвестиционного договора") не соответствует п. "о" ст. 71 Конституции РФ, т.к. субъекты РФ не вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам ведения Российской Федерации (право собственности регулируется гражданским законодательством).
Статья 15 Закона (в части проведения экспертизы федеральных государственных инвестиционных проектов) противоречит п. "е" ст. 71 Конституции РФ, в соответствии с которым федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
Вывод: Закон Волгоградской области от 30.07.96 № 78-ОД "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области" противоречит федеральному законодательству.
Предлагаем привести указанные положения нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
государственный советник
юстиции II класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru