Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 07.06.2001
<ПО ДЕЛУ № 284 О НАРУШЕНИИ ОАО "ВОЛГОГРАДГОРГАЗ" АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской обл. от 20.02.2002 Решение суда от 17.09.2001 оставлено без изменения.
   ------------------------------------------------------------------

Документ признан недействительным Решением Арбитражного суда Волгоградской обл. от 17.09.2001 № А12-9761/2001-С28.



ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 7 июня 2001 года

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 284 о нарушении ОАО "Волгоградгоргаз" статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
Гр. Аникеев А.Н. 6 мая 2001 г. оплатил за 27-литровый баллон сжиженного газа на р/счет ОАО "Волгоградгоргаз", абонентом которого он является (№ 3-2-11-46), 78 руб. 95 коп. Однако по данной цене ОАО "Волгоградгоргаз" отказалось доставить газ в связи с увеличением цен на него с 10 мая 2001 г. Таким образом, 27-литровый баллон газа для гр. Аникеева А.Н. обошелся в 109 руб. 86 коп. Гр. Аникеев А.Н. считает данный размер цен очень высоким в сравнении с расходами на газ для населения, проживающего в многоквартирных жилых зданиях и использующих для приготовления пищи природный сетевой газ. Кроме того, данные цены в два раза выше установленных постановлением Региональной энергетической комиссии Волгоградской области, согласно которому 27-литровый баллон должен стоить 55 руб. 00 коп.
Гр. Моторина С.Я. подтвердила факт реализации ОАО "Волгоградгоргаз" по свободным ценам, которые в два раза превышают установленные регулирующим органом, в чем она видит нарушение Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Кроме того, тот факт, что у потребителей работниками ОАО "Волгоградгоргаз" изымаются квитанции об оплате за газ при его доставке, по ее мнению, является нарушением Закона "О защите прав потребителей".
ОАО "Волгоградгоргаз" считает, что возбуждение в отношении него дела № 284 по признакам нарушения п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" необоснованно по следующим причинам:
1. РЭК Волгоградской области 31 января 2001 г. приняла Постановление № 2/2 об установлении цены на сжиженный газ, реализуемый населению по норме потребления, 5 руб. за кг. Единственным поставщиком сжиженного газа в Волгоградской области является Волгоградская база сжиженного газа - филиал ФГУП "СГ-Транс", которая с 01.05.2001 подняла оптовые цены на сжиженный газ до 2636 руб. за тонну. В связи с повышением в мае оптовой цены на газ установленный в январе месяце регулируемый тариф не является экономически обоснованным. Газоснабжающие организации обратились в РЭК Волгоградской области с просьбой пересмотреть розничную цену на сжиженный газ, реализуемый населению по нормам потребления (письмо от 08.05.2001 № 816), но до настоящего времени вопрос об увеличении регулируемого тарифа не решен. Кроме того, Постановлением РЭК № 2/2 не определены источники финансирования расходов предприятия от предоставления сжиженного газа по регулируемым тарифам. Согласно ст. 83 Бюджетного кодекса РФ, если принимается правовой акт, предусматривающий введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, то указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в т.ч. передачу необходимых финансовых ресурсов на новые виды расходов в местные бюджеты. Кроме того, Законом Волгоградской области "Об областном бюджете на 2001 год" установлен запрет на исполнение нормативных актов, не обеспеченных источником финансирования. Деятельность по реализации сжиженного газа населению убыточная. А в соответствии со ст. 50 ГК РФ, Закона РФ "Об акционерных обществах" и п. 2.1 устава ОАО "Волгоградгоргаз" основной целью акционерного общества является получение прибыли.
Нормативный акт, противоречащий требованиям действующего законодательства, применению не подлежит.
2. ОАО "Волгоградгоргаз" не ведет учет лиц, покупающих сжиженный газ. Договор на 2001 г. с поставщиком газа не заключен. Сжиженный газ ОАО "Волгоградгоргаз" закупает на основании заявок населения.
Представитель РЭК Волгоградской области сообщил, что предложения ОАО "Волгоградгоргаз" не рассмотрены, так как от них не получены необходимые для этого достоверные расчеты затрат от деятельности по реализации сжиженного газа населению.
ОАО "Волгоградгоргаз" не смогло представить доказательства убыточности деятельности по реализации сжиженного газа населению, так как реализуют газ не по регулируемым, а по самостоятельно установленным ценам с плановой рентабельностью 20%. Фактически сложившаяся рентабельность от данного вида деятельности представителем ОАО "Волгоградгоргаз" не названа.
Изучив материалы дела, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
Цены на газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств), подлежат государственному регулированию цен (тарифов) органами исполнительной власти субъектов РФ по Постановлению Правительства РФ № 239 от 07.03.95 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)". Согласно Постановлению Правительства РФ № 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ с учетом мер социальной защиты населения в порядке и на условиях, определенных соответствующими Постановлениями Правительства РФ "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг". С 1999 г. цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, устанавливает Региональная энергетическая комиссия Волгоградской области. Постановлением РЭК по Волгоградской области от 31 января 2001 г. № 2/2 "О тарифах на сжиженный газ" утверждены и введены в действие с 10.02.2001 розничные цены на газ сжиженный, реализуемый населению, в размере 5 руб. за килограмм (с НДС). Данным постановлением РЭК определено, что отпуск сжиженного газа населению от групповых (резервуарных) установок производится по установленной розничной цене с учетом норм потребления, определяемых исполнительными органами местного самоуправления, в газовых баллонах - из расчета 4 кг на 1 человека в месяц. Отпуск сжиженного газа населению сверх нормативного количества производится по свободным розничным ценам, формируемым исходя из экономически обоснованных затрат и рентабельности не выше 20% к собственным затратам. Розничные цены установлены франко-потребитель, то есть с учетом транспортных расходов до потребителя. Устанавливаемые цены утверждены в порядке, установленном нормативными актами, и при соблюдении предельного уровня платежей граждан к затратам, рекомендуемого федеральными и региональными стандартами.
В свою очередь, газораспределительные организации Волгоградской области, в числе которых ОАО "Волгоградгоргаз", получают от ФГУП "СГ-Транс" либо от его филиала - Волгоградской базы сжиженного газа "СГ-Транс" сжиженный газ по регулируемым ценам (цены устанавливает Минэкономики России) исключительно для бытовых нужд, то есть для дальнейшей реализации населению. Организации, реализующие сжиженный газ через заправочные станции, приобретают его в ФГУП "СГ-Транс" по коммерческим ценам.
ОАО "Волгоградгоргаз" занимает доминирующее положение на рынке реализации сжиженного газа населению по регулируемым ценам в границах г. Волгограда с доставкой его до абонента. Никто кроме него ни оказывает данную услугу в границах г. Волгограда. Только абоненты ОАО "Волгоградгоргаз" могут приобрести газ по регулируемым ценам с доставкой до места жительства.
Однако ОАО "Волгоградгоргаз" реализует сжиженный газ населению не по тарифам, утвержденным регулирующим органам, а по свободным ценам на основании внутреннего приказа № 180 от 28 апреля 2001 г. "О ценах на баллоны сжиженного газа", установившего с 10 мая 2001 г. цены за газ в размере 9 руб. 98 коп. за килограмм (с НДС) в 27-литровом баллоне и 9 руб. 54 коп. в 50-литровом баллоне. Данное обстоятельство противоречит нормам Постановления Правительства РФ № 239 от 07.03.95 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и является нарушением установленного нормативными актами порядка ценообразования.
Учет объемов отпуска сжиженного газа в разрезе абонентов ОАО "Волгоградгоргаз" не ведет. Квитанции об оплате за газ (талон за сжиженный газ) у потребителей изымаются работниками ОАО "Волгоградгоргаз", осуществляющими его доставку. В связи с этим обстоятельством не удалось выяснить точную дату начала нарушения антимонопольного законодательства. Нарушение считается установленным с даты подачи заявления гр. Аникеева А.Н. и введением свободных цен согласно приказу генерального директора ОАО "Волгоградгоргаз" № 180 от 28.04.2001.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать ОАО "Волгоградгоргаз" нарушившим пункт 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Выдать ОАО "Волгоградгоргаз" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
В.В.БУРБА
Г.А.МАРИНА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 7 июня 2001 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего решения от 7 июня 2001 г. по делу № 284 о нарушении ОАО "Волгоградгоргаз" статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предписывает:
1. Генеральному директору ОАО "Волгоградгоргаз" в течение 5 дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а именно:
прекратить реализацию сжиженного газа населению в пределах норм потребления по ценам, отличным от установленных постановлением РЭК Волгоградской области.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в течение пяти дней со дня истечения срока, указанного в пункте 1 настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Примечание. В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления несут административную ответственность за неисполнение в срок предписания федерального антимонопольного органа (территориального органа).

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
В.В.БУРБА
Г.А.МАРИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru