Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 19.03.2001
<ПО ДЕЛУ № 269 О НАРУШЕНИИ ОАО "ВОЛГОГРАДЭНЕРГО" АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 19 марта 2001 года

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 269, возбужденное в отношении ОАО энергетики и электрификации "Волгоградэнерго" (адрес: 400066, г. Волгоград, пр. Ленина, 15) по признакам нарушения им п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
Дело № 269 было возбуждено по заявлению АООТ "Волгоградский речной порт" (далее - Речпорт) в отношении ОАО энергетики и электрификации "Волгоградэнерго" (далее - ОАО "Волгоградэнерго") по признакам нарушения им п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившимся в следующем.
В направленных ОАО "Волгоградэнерго" своему контрагенту Речпорту договорах о снабжении электрической энергией (договор № 156 о снабжении электрической энергией от 16.11.2000 с ФОАО энергетики и электрификации "Волгоградэнерго" "Левобережные электрические сети" и договор № 131 о снабжении электрической энергией от 01.11.2000 с ВГО ФАО "Волгоградэнерго" "Энергосбыт") содержится ряд условий, которые невыгодны для абонента. В частности:
- условие о прекращении подачи электроэнергии полностью или частично после предупреждения абонента за неподписание акта сверки задолженности за потребленную электрическую энергию (п. 2.2.2 договоров);
- условие о корректировке абонентом договорной величины потребления электроэнергии за 85 дней до начала квартала и за 40 дней до начала расчетного периода (п. 5.5 договоров);
- условие о 5-кратном размере штрафа за потребление абонентом электрической энергии сверх договорных величин (п. 6.3 договоров).
Кроме того, ОАО "Волгоградэнерго" не согласовало направленные Речпортом протоколы разногласий (письмо ФОАО энергетики и электрификации "Волгоградэнерго" "Левобережные электрические сети" от 21.12.2000 вх. № 1326 и письмо ВГО ФАО "Волгоградэнерго" "Энергосбыт" от 18.12.2000 вх. № 1310) по условиям, перечисленным в п. п. 2.2.2, 5.5, 6.3 договоров.
Указанные действия, по мнению заявителя, ущемляют его интересы по следующим причинам:
1) по п. 2.2.2 договоров гражданское законодательство не предусматривает прекращение подачи электроэнергии в качестве санкции за неподписание акта сверки задолженности за потребленную электроэнергию. Абонент в данном случае поставлен в безвыходное положение, так как если он не согласен с актом сверки по каким-либо основаниям, в том числе обоснованным, и отказывается его подписывать, то к нему будет применена суровая санкция - отключение электроэнергии;
2) по п. 5.5 договоров увеличение потребности электроэнергии происходит из-за увеличения объемов перевозок речным транспортом, то есть если есть договоры с клиентами Речпорта. Восемьдесят пять дней - слишком большой срок, и предусмотреть увеличение потребности в электроэнергии за столько дней для Речпорта - нереально, так как в свободных рыночных условиях планы производства нестабильны. Особенность работы портов такова, что пользоваться их услугами будет возможно только после открытия навигации. Обычно это происходит в апреле, причем на Верхней и Средней Волге в связи с ледоставом гораздо позже, чем на Нижней Волге. По этим причинам спрогнозировать объем работы практически невозможно;
3) по п. 6.3 договоров действующим законодательством не предусмотрен именно 5-кратный размер штрафа за потребление абонентом электрической энергии сверх договорных величин. Этот пункт был заимствован энергоснабжающей организацией из "Правил пользования электрической энергией", которые утратили силу в январе 2000 г. Кроме того, в договоре уже предусмотрена ответственность за сверхнормативное потребление электроэнергии, в частности в п. 2.2.2 в виде прекращения подачи электроэнергии. Получается, что за одно и то же действие устанавливается двойная ответственность.
Представитель ОАО "Волгоградэнерго" с доводами Речпорта не согласен. Он полагает, что ОАО "Волгоградэнерго" действовало в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством.
В частности:
по п. 2.2.2 договоров ОАО "Волгоградэнерго" не обязывает подписывать тот акт сверки, с которым не согласен абонент, а лишь предлагает его составить. Акт сверки необходим в случае обращения в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности, и ОАО "Волгоградэнерго" в данном случае защищает свои имущественные интересы. Тем не менее представитель ОАО "Волгоградэнерго" не смог указать нормативный акт, на основании которого такое условие было включено в договор энергоснабжения;
по п. 5.5 договоров доводы Речпорта необоснованны, так как ориентировочные величины потребления электроэнергии Речпортом уже заявлены в договорах о снабжении электрической энергией, которые заключаются в ноябре месяце предыдущего года. То есть Речпорт приблизительно знает, какой объем перевозок он будет осуществлять. Пункт 5.5 дает право абоненту корректировать уже заявленное количество электроэнергии. Кроме того, при наличии возможности энергоснабжающая (ОАО "Волгоградэнерго") организация может корректировать договорные величины потребления электрической энергии в течение расчетного периода;
по п. 6.3 договора доводы Речпорта являются необоснованными. Во-первых, в "Правилах пользования электрической энергией" был установлен 10-кратный размер штрафа за то же нарушение, а ОАО "Волгоградэнерго" установило 5-кратный. Причем в данном случае ОАО "Волгоградэнерго" покрывает таким образом свои убытки, которые возникают в результате потребления электроэнергии сверх договорных величин, так как поставщики электроэнергии на ФОРЭМе (Федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) взыскивают с ОАО "Волгоградэнерго" штраф за сверхнормативное потребление электроэнергии. Документы, подтверждающие сведения о таких затратах, были направлены в антимонопольное управление письмом от 16.03.2001.
Представитель ОАО "Волгоградэнерго" утверждал, что антимонопольное законодательство в данном случае не нарушено.
Представитель Региональной энергетической комиссии Волгоградской области (далее - РЭК Волгоградской области) на заседании Комиссии ТУ МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия, состоявшемся 16.02.2001, по данному спору пояснил следующее:
по п. 2.2 договоров полностью согласен с требованием заявителя об исключении из договора условия о прекращении подачи электроэнергии полностью или частично после предупреждения абонента за неподписание акта сверки задолженности за потребленную электрическую энергию, так как оно не предусмотрено действующим законодательством;
по п. 5.5 договоров поддерживает доводы ОАО "Волгоградэнерго". Представитель РЭК Волгоградской области также представил Комиссии Постановление Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (далее - ФЭК России) от 03.04.1998 № 15/2 "Об утверждении Временного положения об основах формирования плановых балансов производства и поставок электрической (тепловой) энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России по субъектам оптового рынка". Согласно п. 20 Временного положения об основах формирования плановых балансов производства и поставок электрической (тепловой) энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России по субъектам оптового рынка формы (приложения 1 - 15) и сроки (приложение 16) разработки и представления плановых балансов производства и поставок электрической (тепловой) энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России по субъектам оптового рынка, установленные ФЭК России, являются обязательными для всех разработчиков балансов электрической (тепловой) энергии и мощности. В приложении 16 содержится график прохождения документов для утверждения плановых балансов производства и поставок электрической (тепловой) энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России по субъектам оптового рынка. Согласно п. 1 этого графика АО-энерго должны представлять в РЭКи квартальный баланс электроэнергии и мощности за 75 дней до начала квартала. Таким образом, ОАО "Волгоградэнерго" вынуждено устанавливать срок 85 дней до начала квартала для корректировки договорной величины потребления электроэнергии и фактически использует только 10 дней для обработки всех данных, полученных от своих абонентов для составления баланса электрической (тепловой) энергии и мощности. Учитывая количество абонентов ОАО "Волгоградэнерго", представитель РЭК Волгоградской области считает этот срок минимальным для осуществления данной работы;
по п. 6.3 договоров представитель РЭК Волгоградской области считает, что за потребление электрической энергии сверх договорных величин абонент должен нести имущественную ответственность. В противном случае бесконтрольное потребление электроэнергии приведет к развалу всей энергетической системы страны. Однако определить конкретные санкции за это нарушение он не уполномочен. По его мнению, абоненту, не допускающему нарушение этого условия договора, безразличен размер штрафа.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся материалы, Комиссия пришла к следующим выводам:
по п. 2.2 договоров действующее гражданское законодательство не содержит норм, согласно которым в качестве санкции за неподписание акта сверки задолженности за потребленную электроэнергию происходит прекращение подачи электроэнергии. Данные действия существенно ущемляют интересы контрагента, так как ограничивают его права по сравнению с теми, которые предусмотрены в законе либо могут быть установлены по усмотрению сторон. Учитывая, что ОАО "Волгоградэнерго" занимает доминирующее положение на рынке энергоснабжения Волгоградской области (аналитическая записка № 121 от 15.03.2001 "О доминирующем положении ОАО "Волгоградэнерго" на рынке энергоснабжения Волгоградской области"), данные действия являются злоупотреблением своим доминирующим положением, которое ущемляет интересы хозяйствующего субъекта, что является нарушением ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";
по п. 5.5 договоров согласно ст. 11 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" ФЭК России наделена полномочиями по разработке и утверждению единой системы классификации и учета затрат энергоснабжающих организаций, а также системы отчетности, представляемой в энергетические комиссии. Статья 12 этого же закона устанавливает, что РЭКи принимают участие в формировании балансов электрической энергии (мощности).
В соответствии с п. 5 Постановления ФЭК России от 03.04.98 № 15/2 "Об утверждении Временного положения об основах формирования плановых балансов производства и поставок электрической (тепловой) энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России по субъектам оптового рынка" субъектам ФОРЭМ, энергоснабжающим организациям, региональным энергетическим комиссиям субъектов Российской Федерации при формировании плановых балансов производства и поставок электрической (тепловой) энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России руководствоваться утвержденным Временным положением. Пункт 3 Временного положения устанавливает, что плановые балансы производства и поставок электрической (тепловой) энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России являются обязательным документом. Согласно п. 20 Временного положения формы (приложения 1 - 15) и сроки (приложение 16) разработки и представления плановых балансов производства и поставок электрической (тепловой) энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России по субъектам оптового рынка, установленные ФЭК России, являются обязательными для всех разработчиков балансов электрической (тепловой) энергии и мощности. В приложении 16 содержится график прохождения документов для утверждения плановых балансов производства и поставок электрической (тепловой) энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России по субъектам оптового рынка. Согласно п. 1 этого графика АО-энерго должны представлять в РЭКи квартальный баланс электроэнергии и мощности за 75 дней до начала квартала. Таким образом, требование ОАО "Волгоградэнерго", предусмотренное в п. 5.5 договоров, правомерно, так как оно установлено нормативным актом уполномоченного на то государственного органа;
по п. 6.3 договоров в соответствии с п. 1 ст. 547 ГК РФ в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить другой стороне причиненный этим реальный ущерб, т.е. понесенные расходы и стоимость поврежденного или утраченного имущества. Таким образом, установление в п. 6.3 договоров об энергоснабжении условия, согласно которым при потреблении сверхнормативных величин абонент обязан уплатить штраф в размере 5-кратной стоимости их превышения, является нарушением действующего законодательства. Ссылка на то обстоятельство, что поставщики электроэнергии на ФОРЭМе взыскивают с ОАО "Волгоградэнерго" штраф за сверхнормативное потребление электроэнергии в среднем с коэффициентом 4,7, является несостоятельной. Из представленных к заседанию Комиссии документов следует, что в 2000 г. штрафной тариф за потребленную сверх нормативов электроэнергию составляет в среднем 3,2-кратную величину действующего тарифа на электроэнергию. Следовательно, ОАО "Волгоградэнерго" взимает в качестве штрафных санкций за потребление электрической энергии сверх договорных величин со своего контрагента гораздо большую сумму, чем платит сам. Данные действия нарушают действующее законодательство и ущемляют интересы Речпорта, так как санкции, устанавливаемые ОАО "Волгоградэнерго" в договоре с ним, более суровые, чем предусмотрено в действующем гражданском законодательстве.
Таким образом, злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке энергоснабжения, ОАО "Волгоградэнерго" совершает действия, которые ущемляют интересы хозяйствующего субъекта, что является нарушением ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 12 и п. 1 ст. 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия решила:
1. Выдать ОАО энергетики и электрификации "Волгоградэнерго" (400066, г. Волгоград, пр. Ленина, 15) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
изменить условия, содержащиеся в направленных своему контрагенту АООТ "Волгоградский речной порт" договорах о снабжении электрической энергией (договор № 156 о снабжении электрической энергией от 16.11.2000 с ФОАО энергетики и электрификации "Волгоградэнерго" "Левобережные электрические сети" и договор № 131 о снабжении электрической энергией от 01.11.2000 с ВГО ФАО "Волгоградэнерго" "Энергосбыт"):
а) в п. 2.2.2 договоров исключить условие о прекращении подачи электроэнергии полностью или частично после предупреждения абонента за неподписание акта сверки задолженности за потребленную электрическую энергию;
б) в п. 6.3 договоров исключить условие о 5-кратном размере штрафа за потребление абонентом электрической энергии сверх договорных величин.
2. Направить в антимонопольное управление доказательства исполнения настоящего предписания в течение 3 дней с момента получения настоящего документа, представив копии документов, подтверждающие выполнение данного предписания.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Е.В.БЕЛЯКОВА
И.Б.НИКУЙКО





ПРЕДПИСАНИЕ
от 19 марта 2001 г. № 269

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего решения от 19 марта 2001 года по делу № 269 о нарушении ОАО энергетики и электрификации "Волгоградэнерго" п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предписывает:
ОАО энергетики и электрификации "Волгоградэнерго" (адрес: 400066, г. Волгоград, пр. Ленина, 15) с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а именно:
изменить условия, содержащиеся в направленных своему контрагенту АООТ "Волгоградский речной порт" договорах о снабжении электрической энергией (договор № 156 о снабжении электрической энергией от 16.11.2000 с ФОАО энергетики и электрификации "Волгоградэнерго" "Левобережные электрические сети" и договор № 131 о снабжении электрической энергией от 01.11.2000 с ВГО ФАО "Волгоградэнерго" "Энергосбыт"):
а) в п. 2.2.2 договоров исключить условие о прекращении подачи электроэнергии полностью или частично после предупреждения абонента за неподписание акта сверки задолженности за потребленную электрическую энергию;
б) в п. 6.3 договоров исключить условие о 5-кратном размере штрафа за потребление абонентом электрической энергии сверх договорных величин.
2. Направить в антимонопольное управление доказательства исполнения настоящего предписания в течение 3 дней с момента получения настоящего документа, представив копии документов, подтверждающие выполнение данного предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской области в течение 6 месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 24 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" должностные лица органов исполнительной власти несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Е.В.БЕЛЯКОВА
И.Б.НИКУЙКО


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru