Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Волгоградской областной Думы от 14.12.2000 № 18/520
"О КОНЦЕПЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2000 г. № 18/520

О КОНЦЕПЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Волгоградская областная Дума постановляет:
1. Одобрить прилагаемую концепцию безопасности Волгоградской области.
2. Предложить администрации Волгоградской области подготовить и внести на утверждение Волгоградской областной Думы программу безопасности Волгоградской области.

Председатель Волгоградской
областной Думы
В.И.ПРИПИСНОВ





Приложение
к Постановлению
Волгоградской областной Думы
от 14 декабря 2000 г. № 18/520

КОНЦЕПЦИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Региональная безопасность - составная часть национальной безопасности.
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Концепция основывается на необходимости решения наиболее важных вопросов обеспечения безопасности в регионе, требующих первоочередного рассмотрения.
В содержательном плане концепция региональной безопасности включает в себя различные структурные элементы, к которым в первую очередь относятся: политическая, экономическая, экологическая, военная, продовольственная безопасность и безопасность культурного развития.
Региональная безопасность базируется на основных положениях Конституции Российской Федерации, концепции национальной безопасности Российской Федерации, Устава (Основного закона) Волгоградской области.

1. Основные цели региональной безопасности
в Российской Федерации

Под региональной безопасностью в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием региона, а также механизм их реализации.
Под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, политических, социально - экономических и иных условий.
Основными целями региональной безопасности являются:
обеспечение экономической, политической и социальной безопасности;
обеспечение единых социальных стандартов, социальной защиты, гарантий социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей региона;
стабилизация условий развития региона;
становление и обеспечение гарантий органам местного самоуправления.
Главная цель региональной безопасности состоит в создании единых интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, экологической и других сферах.
Реализация эффективной и реалистической программы региональной безопасности предполагает решение следующих неотложных задач:
формирование региональной правовой базы, защищающей интересы личности, общества, государства;
разработка органами исполнительной власти мер предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков.

2. Угроза региональной безопасности

После распада Советского Союза геополитическое положение Северного Кавказа для России резко возросло. Естественный мост, соединяющий Черное и Каспийское море, - основной плацдарм, сохраняя который, Россия может влиять на ситуацию не только в Закавказье, но и в Центральной Азии.
Изменение геополитического положения Северного Кавказа, превращение его в пограничную зону привели к формированию новых тенденций развития обстановки. Возникновение интенсивного миграционного процесса, возрастание потока беженцев, нарушение привычного уклада жизни, обострение социально - политической, экономической и межнациональной ситуации в регионе стали долгосрочными факторами нестабильности.
Сегодня геополитическое положение региона определяется выгодным расположением на пересечении коммуникаций, связывающих Европу со странами Юго - Западной, Южной и Центральной Азии, выходом к трем морям, находится в зоне геополитических интересов Турции, Пакистана, Саудовской Аравии и даже США. Демографический потенциал составляет значительную часть в Российской Федерации. Показатель плотности населения в регионе - один из самых высоких в России.
Промышленность и аграрный комплекс хорошо развиты. Удельный вес продукции сельского хозяйства региона в общегосударственном объеме составляет 14 процентов. Здесь производится пятая часть зерна и круп, четвертая - плодов и ягод, производится половина шерсти. В регионе достаточно надежная сырьевая база для производства строительных материалов и цветной металлургии, имеются руды цветных, редких металлов и минералов, запасы цементного сырья, керамзитных глин и других полезных ископаемых.
Важное место в регионе занимает машиностроение. Здесь размещено 11 процентов всех российских предприятий, объем иностранных инвестиций составляет один процент, а российских - два процента. Дефицит ресурсов в регионе имеет стратегический, долгосрочный характер, который вызывает внутренние политические, в том числе силовые конфликты.
Экономический кризис, ослабление власти на региональном уровне и другие негативные факторы усиливают стремление людей к этнической самоидентификации, объективно подготавливают массовое общественное мнение и сознание к возможности выхода отдельных республик из состава России. Сохраняется тенденция к созданию самостоятельных государственных образований.
С целью усиления своего влияния ряд иностранных государств будет стремиться активизировать деструктивные процессы на Кавказе, нацеленные на окончательное разрушение интеграционных связей по линии Север - Юг. Возникают попытки разжечь новые межнациональные конфликты внутри региона.
Усиливается военно - политическая роль Северного Кавказа:
активизируется казачество;
идет формирование общекавказского политического объединения и, в какой-то степени, построение конфедеративного государства кавказских народов;
утверждается нетрадиционное для Северного Кавказа искажение норм ислама, превращение их в важнейший фактор политической борьбы.
С началом демократических процессов многие из руководителей духовных управлений, став независимыми от властей, активно принимают участие в управлении республиками, смыкаясь с успевшими организационно оформиться и распространить свое влияние на широкие слои населения фундаменталистами, уровень финансирования и технического оснащения которых намного превосходит возможности религиозных организаций.
Обостряется напряженность в отношениях между казачеством и горскими народами Кавказа, сокращается доля экономического присутствия федерального центра на Северном Кавказе с одновременным усилением военного присутствия.
На фоне экономических трудностей, растущей безработицы, социальной и политической напряженности прибытие мигрантов воспринимается населением отдельных районов области весьма неоднозначно, а порой и враждебно, что создает реальные предпосылки к конфликтам на межнациональной и религиозной основах. Имеет место негативное отношение представителей местного казачества ("Союз казаков") и общественных организаций ("Русская община") к организации расселения мигрантов некоренной национальности на территории Волгоградской области, возросло количество мигрантов, занимающихся незаконной коммерческой деятельностью, сбытом наркотиков. Указанные обстоятельства существенно осложняют криминогенную обстановку в Волгоградской области.
Еще большую угрозу стабильности представляет неконтролируемая миграция населения из Северо - Кавказских и среднеазиатских республик.
Религиозными центрами исламских государств (в первую очередь Саудовской Аравии, Ирана, Пакистана, Турции), рассматривающими "мусульманские" регионы как плацдарм для утверждения своего духовного и политического влияния в России, активно используются миграционные потоки для распространения своего влияния. Инициируется процесс размежевания мусульманских общин по национальному признаку, что создает предпосылки для возникновения конфликтов на этно - конфессиональной основе, угрожает безопасности и территориальной целостности России.
Несмотря на принимаемые меры, по-прежнему одной из актуальных проблем остается угроза террористических актов на территории Волгоградской области.

3. Волгоградская область в структуре
Российской Федерации

Последняя общесоюзная перепись 1989 года зафиксировала на территории Волгоградской области более 110 национальностей. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории Волгоградской области, как и во всей России, сохранилось многообразие и единство, духовная общность и союз различных народов.
Распад СССР, эскалация межнациональных конфликтов привели к появлению в Волгоградской области беженцев и вынужденных переселенцев из стран СНГ и Северного Кавказа.
В настоящее время на территории Волгоградской области помимо русских проживают армяне, азербайджанцы, чеченцы. С присущим народам Северного Кавказа и Закавказья замкнутым образом жизни, занятостью в непроизводственной сфере деятельности (оптовой и розничной торговле, банковском деле), "теневом" бизнесе выходцы с Кавказа сейчас переходят от стадии контроля за рынками к попыткам взятия под свой контроль ведущих промышленных предприятий.
Конфессиональные экстремисты, ваххабитские общины, закрепляясь на исконно российских территориях, предпринимают попытки занять лидирующие позиции в органах власти и управления, приобретают недвижимость и существенно влияют на общественно - политическую жизнь в регионе.
Половинчатость и поспешность реформаторских шагов, отсутствие реальной правовой основы ставят под угрозу региональную безопасность.
Существенным дестабилизирующим фактором является процесс миграции, сопровождающийся резким обособлением этнических общин. Отток русскоязычного населения из районов проживания титульной нации ведет к изменению этнического состава населения, особенно в зонах социальной и межнациональной напряженности, к постепенному образованию замкнутых национальных общин.
Главной проблемой, стоящей перед областью, является обеспечение внешней и внутренней политической стабильности, особенно внутриполитические факторы.
В Волгоградской области, как и во всей Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабилизации обстановки. По данным правоохранительных органов 80 процентов террористических актов, каждое пятое бандитское нападение, шестая часть всего изъятого в России огнестрельного оружия приходится на юг России. В Волгоградской области в текущем году выявлено 155 лиц, входящих в организованные преступные группы, в т.ч. созданные на этнической основе, изъята 71 единица огнестрельного оружия, не стоящего на учете в органах внутренних дел, более 3500 единиц боеприпасов, более 10 тонн взрывчатых веществ.
Война в Чечне породила массу других проблем стратегического и тактического характера, требующих первоочередного разрешения:
в Волгоградской области в ближайшее время возможны резкое снижение образовательного и культурного потенциала, уничтожение организационных форм сельскохозяйственного производства, безработица или низкоквалифицированный, малооплачиваемый труд, значительный рост преступности;
активизация деятельности исламистских группировок, пропагандирующих идею выхода республик Северного Кавказа из состава Российской Федерации и их объединение в единое исламское государство;
обострение угрозы, связанной со стремлением отдельных элементов к власти, ресурсам, материальным выгодам и привилегиям, ведет к росту этнического национализма.
Одной из важнейших задач безопасности является предотвращение регионального сепаратизма и национализма. В экономическом плане сепаратизм способствует разрыву единого экономического пространства, нарушению целостности финансово - кредитной, налоговой и таможенной системы и, в конечном счете, подрыву социально - политической стабильности в регионе.
Серьезными угрозами являются:
в сфере политических отношений: разрыв между конституционными принципами и реальной политической обстановкой, несоблюдение законов, слабость механизмов контроля над институтами государственной власти;
в сфере экономики: незавершенность экономических преобразований, слабость рыночных институтов экономики, возрастание неравномерности социально - экономического развития региона;
в сфере социальных отношений: социальное расслоение общества, большой разрыв между наиболее богатыми и бедными, широкое распространение коррупции и преступности и, как следствие, незащищенность граждан, сращивание криминальных структур с чиновниками государственных структур, захват криминальными структурами определенной части производства;
в экологической сфере: рост масштабов вредных последствий техногенного влияния, в том числе и аварий вследствие износа производственного оборудования, снижения технологической дисциплины.
Разрушительным вызовом региональной безопасности в политической сфере являются действия, направленные на политическую изоляцию России и подрыв ее роли в решении ключевых международных проблем; действия, преследующие цель нарушения прав и свобод человека, в том числе русскоязычной части населения, что приводит к нарастанию социальной напряженности и неуправляемым миграционным процессам; втягивание в локальные и иные международные конфликты, участие в которых противоречит национальным интересам и интересам Волгоградской области.

4. Главные направления региональной безопасности

Основной задачей региональной безопасности на 2001 - 2003 годы является развитие общества, укрепление государственности, укрепление геополитического положения Волгоградской области.
На основе концепции региональной безопасности необходимо разработать стратегию экономической, информационной, экологической и других видов безопасности.
Для эффективного осуществления региональной безопасности по каждому из основных направлений ее обеспечения необходимо разработать соответствующие региональные целевые программы, в рамках которых определить главные проблемы и задачи региональной безопасности.
Важнейшими направлениями региональной безопасности является обеспечение безопасности и защиты интересов личности, общества и государства от противоправных действий, общественно опасных деяний, социальных конфликтов, чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами.

5. Основные задачи региональной безопасности

Приоритет экономических факторов в социальной сфере важен для реального государственного обеспечения социальных гарантий, для развития механизмов коллективной ответственности. При этом важно проведение социально - справедливой и экономически эффективной политики в Волгоградской области.
Основными направлениями защиты конституционного строя в Волгоградской области являются:
обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства Волгоградской области;
разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов всех народов;
совершенствование механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечение их деятельности;
консолидация усилий органов местного самоуправления, общественных, политических и религиозных деятелей, всех структур гражданского общества для достижения межнационального согласия, укрепления взаимопонимания между гражданами различных национальностей и вероисповеданий.
Приоритетное значение имеет также формирование системы мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан. Эти меры должны быть направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого человека независимо от расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения.
Одно из ключевых направлений региональной безопасности - борьба с преступностью, важнейшими задачами которой являются:
выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;
укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего, структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности.
Разработать комплекс мер, направленных на совершенствование законодательства в банковской деятельности, сфере оборота ценных бумаг, законодательства, регулирующего порядок предоставления государственных гарантий.
Определить меры, направленные на повышение уровня организации деятельности правоохранительных органов, их активизацию в раскрытии и расследовании преступлений, прежде всего, в сфере экономической деятельности, коррупции, связанных с хищением бюджетных средств, и преступлений, совершенных организованными преступными группами, незаконным оборотом алкогольной продукции, нефтепродуктов, наркотиков и оружия.
Решения и меры, принимаемые органами государственной власти в сфере борьбы с преступностью, должны быть открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину и носить упреждающий характер.
Обеспечение региональной безопасности включает в себя также защиту культурного, духовно - нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни:
сохранение исторически сложившегося государственного единства Российской Федерации;
содействие развитию национальных культур и языков народов, проживающих на территории Волгоградской области;
своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов путем разработки и реализации согласительных процедур;
недопущение деятельности общественных объединений и организаций, равно как пропаганды и агитации, направленной на подрыв безопасности региона, разжигание расовой, национальной и религиозной розни;
введение запрета на показ программ, пропагандирующих насилие.
Важнейшей задачей обеспечения информационной безопасности Волгоградской области является реализация конституционных прав и свобод граждан Волгоградской области и сфере информационной деятельности.
В сфере охраны и укрепления здоровья граждан необходимы развитие страховой и частной медицинской помощи, отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, реализация программ в сфере неотложной медицинской помощи.
К числу приоритетных направлений деятельности в экологической сфере относятся:
рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения;
предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов.
В целях обеспечения сохранности и развития культурного и духовного наследия Волгоградской области необходимо создание социально - экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры.
Основными задачами Волгоградской области в пограничной сфере являются:
продолжение практики проведения совместных оперативно - разыскных и поисковых мероприятий по предотвращению проникновения через государственную границу с Республикой Казахстан лиц, преступных групп, наркотических и психотропных веществ;
дальнейшее проведение работ по обустройству, оборудованию и развитию пограничной инфраструктуры.
В целях защиты прав человека и гражданина, обеспечения политической, социально - экономической, продовольственной, экологической, информационной и иной безопасности, а также в целях противодействия терроризму, организованной преступности и коррупции, улучшения взаимодействия правоохранительных и других силовых структур рекомендовать:
а) администрации Волгоградской области:
в структуре администрации Волгоградской области создать комитет по безопасности, укомплектовав его сотрудниками, имеющими опыт работы в правоохранительных, других силовых структурах, органах власти и управления;
разработать и реализовать программы по региональной безопасности, основанные на правовой базе Волгоградской областной Думы;
б) Волгоградской областной Думе активизировать разработку правовой базы по региональной безопасности Волгоградской области;
в) органам государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области выработать программу работы по широкому освещению в средствах массовой информации обеспечения и поддержания проблем региональной безопасности Волгоградской области.
Совет безопасности при главе администрации Волгоградской области проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз безопасности Волгоградской области, оперативно готовит для главы администрации Волгоградской области решения по их предотвращению, разрабатывает предложения в сфере обеспечения региональной безопасности, а также предложения по уточнению отдельных положений концепции региональной безопасности.

Первый заместитель председателя
Волгоградской областной Думы
Е.В.СОРОКИН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru