Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







<СООБЩЕНИЕ> прокуратуры Волгоградской обл.
<О ПРИМЕНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ЗАКОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "О ВЫБОРАХ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

СООБЩЕНИЕ

В связи с предстоящим проведением 24 декабря 2000 года выборов главы администрации Волгоградской области, выборов в органы местного самоуправления в прокуратуру области поступают многочисленные жалобы и обращения по вопросам исполнения избирательного законодательства.
С учетом изложенного прокуратура Волгоградской области считает необходимым разъяснить некоторые вопросы, связанные с применением положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19.09.1997, Закона Волгоградской области "О выборах главы администрации Волгоградской области" от 05.09.2000.

1. Что следует понимать под "предвыборной агитацией" и в какие сроки разрешается ее проведение?

В соответствии со ст. 2 Федерального закона предвыборная агитация - деятельность граждан РФ, кандидатов, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов или против них.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата (списка кандидатов) и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. При проведении повторного голосования предвыборная агитация возобновляется со дня официального опубликования решения о назначении повторного голосования и прекращается в ноль часов за сутки до дня повторного голосования.
В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами и референдумом, не допускается.
Обращения, поступающие в прокуратуру, материалы избирательной комиссии области свидетельствуют о том, что редакции периодических печатных изданий, организации, осуществляющие телерадиовещание, творческие работники средств массовой информации нередко игнорируют требования закона при освещении хода избирательной кампании, руководствуясь мотивами экономической выгоды или политическими предпочтениями.
В частности, ведущие информационно-аналитических программ сопровождают информационные сюжеты субъективными комментариями тех или иных событий, соответствующими негативными или, напротив, комплиментарными характеристиками участников избирательного процесса.
Так, прокурорами г. Волгограда и г. Волжского по результатам рассмотрения обращений областной избирательной комиссии в ходе настоящей избирательной кампании объявлены предостережения руководителям телерадиокомпании "Независимое телевидение Волгограда" Сердюкову Н.Н. и МУ "Волжская телевизионная радиовещательная компания" Герасимову Д.Г., которые в своих программах распространяли сюжеты, по смыслу и содержанию представляющие собой предвыборную агитацию против кандидатов Максюты Н.К. и Чехова Ю.В., до их регистрации кандидатами на должность главы администрации области.
Аналогичные нарушения допускались и в ходе избирательной кампании по выборам Президента РФ. Руководители печатных изданий, виновные в нарушении правил проведения предвыборной агитации (главный редактор газеты "День Волжского" Говоров О.И., главный редактор газеты "Казачий круг" Родин Н.С., главный редактор газеты "Зацарицынский вестник" Соловьева Н.Ю., главный редактор газеты "День за днем" Шишков А.Л.) привлечены судами к административной ответственности.
Недопустимы массовые мероприятия агитационной направленности с участием отдельных кандидатов, руководителей избирательных объединений, массовое распространение в период, когда агитация запрещена, листовок, брошюр, иных печатных материалов агитационного содержания, выпуск таких материалов без указания выходных данных.
Так, в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, которые проходили 19 декабря 1999 года, было допущено следующее нарушение. В ночь с 18 на 19 декабря 1999 г. в г. Камышине, Волжском, Дубовке, Ленинске, р.п. Средняя Ахтуба были распространены отпечатанные типографским способом листовки с призывом голосовать против всех кандидатов в депутаты, так как судебные органы признали незаконной регистрацию кандидатом в депутаты Государственной Думы Попова А.А. В г. Волжском лица, виновные в распространении агитационных листовок (Желудков Д.А., Долматова М.Г., Смирнов С.А.), привлечены к административной ответственности по ст. 40.2 КоАП РСФСР.
За аналогичное правонарушение прокурором Дубовского района объявлено предостережение о недопустимости нарушения избирательного законодательства Литвинову Н.Я. и Заря А.В.

2. Какие методы недопустимы при проведении предвыборной агитации?

В соответствии со ст. 45 Федерального закона не допускается агитация, возбуждающая социальную, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные законом.
Кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, иным организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей:
- вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и другую агитационную работу);
- проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, а также материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании;
- предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях;
- воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе - по итогам голосования) и других материальных благ, а также предоставления услуг на иных условиях, чем это предусмотрено законом.
Зарегистрированные кандидаты, доверенные лица с момента регистрации не вправе заниматься благотворительной деятельностью, в том числе за пределами избирательного округа, в котором выдвинут кандидат.
Средства массовой информации, участвуя в избирательной кампании, не вправе допускать публикации, способные нанести ущерб чести и достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов, если эти средства массовой информации не могут предоставить зарегистрированному кандидату возможность опубликовать опровержение или иные разъяснения в защиту его репутации до окончания срока предвыборной агитации.
В соответствии со ст. 53 Закона Волгоградской области "О выборах главы администрации Волгоградской области" реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, их доверенных лиц по финансовым вопросам, избирательных объединений, инициативных групп избирателей, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, в ходе избирательной кампании может осуществляться только в период, когда разрешено проведение предвыборной агитации, и только за счет средств избирательного фонда кандидата.
В день голосования и в день, предшествующий голосованию, такая реклама не допускается.

3. Как должны проводить избирательную кампанию кандидаты, замещающие государственные, муниципальные должности?

В соответствии со ст. 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Зарегистрированные кандидаты, работающие в средствах массовой информации по трудовому или гражданско-правовому договору, также не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Под использованием преимуществ должностного или служебного положения следует понимать:
- привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных или муниципальных служащих для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению или избранию;
- использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях;
- использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и избранию;
- бесплатное или на льготных условиях использование для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и избранию, транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;
- проведение сбора подписей, предвыборной агитации государственными или муниципальными служащими в ходе служебных командировок;
- преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами) к средствам массовой информации в целях сбора подписей или предвыборной агитации.
Нарушение данных ограничений может служить основанием для отказа в регистрации кандидата, отмены регистрации зарегистрированного кандидата.

4. Должны ли кандидаты, замещающие государственные или муниципальные должности, на время проведения избирательной кампании освобождаться от выполнения должностных обязанностей?

В соответствии со ст. 36 Федерального закона от выполнения служебных обязанностей освобождаются на время участия в выборах зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе (кроме кандидатов, замещающих государственные должности категории "А") либо работающие в средствах массовой информации. Копию приказа зарегистрированные кандидаты представляют в соответствующую избирательную комиссию не позднее трех дней со дня регистрации. Срок освобождения от выполнения служебных обязанностей - со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов или до дня выбытия кандидата.
Если кандидат, находящийся на государственной службе, продолжает исполнять служебные обязанности в период участия в выборах, это является основанием для отмены регистрации зарегистрированного кандидата.
Согласно ст. 1 Федерального закона "Об основах государственной службы РФ" государственные должности категории "А" - это должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и другие).
Кандидаты, замещающие названные должности, не освобождаются от выполнения служебных обязанностей, но вправе вести предвыборную агитацию только в свободное от исполнения должностных обязанностей время (отпуск, выходные и праздничные дни, иные дни отдыха). Данное правило не действует при использовании зарегистрированным кандидатом бесплатного эфирного времени на каналах государственных и муниципальных телерадиокомпаний.

5. Из каких средств финансируется избирательная кампания?

В соответствии со ст. 47 Федерального закона кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании после уведомления соответствующей избирательной комиссии о начале сбора подписей избирателей в поддержку данных кандидатов.
В соответствии со ст. 55 Закона Волгоградской области предельная сумма всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный законом на день официального опубликования решения о назначении выборов, более чем в 15,2 тысячи раз.
Кандидатам запрещается использовать иные денежные средства для оплаты работ по сбору подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, осуществления других предвыборных мероприятий, кроме средств, поступивших в его избирательные фонды. При нарушении указанной нормы избирательная комиссия вправе отменить свое решение о регистрации кандидата.
При проведении выборов Президента РФ нарушение, касающееся финансирования предвыборной агитации, допущено Фроловским районным комитетом КПРФ. 19 февраля 2000 г. Фроловским РК КПРФ произведен заказ мини-типографии ООО "Телец" г. Фролово на изготовление печатных агитационных материалов общим тиражом 5000 шт. с программными тезисами и обращениями кандидата на должность Президента РФ Зюганова Г.А. Изготовление печатных агитационных материалов оплачено 22.02.2000 предпринимателем Данковым В.В. за наличный расчет, то есть помимо средств избирательного фонда кандидата. После оплаты листовки были переданы инициативной агитационной группе Фроловского РК КПРФ для проведения агитационной работы. По данному факту секретарь Фроловского РК КПРФ Железняк В.М. и Данков В.В. привлечены судом к административной ответственности.
Следует отметить, что преждевременная агитационная деятельность влечет нарушение установленных законом правил финансирования избирательной кампании. Опыт предыдущих избирательных кампаний свидетельствует о том, что организациям телерадиовещания и другим распространителям агитационных, рекламных материалов в этих случаях выплачиваются значительные суммы помимо средств соответствующих избирательных фондов.
Проведение кандидатами, зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями противоправной предвыборной агитации, распространение ими не оформленных надлежащим образом либо оплаченных помимо избирательных фондов агитационных материалов является основанием для применения соответствующими избирательными комиссиями установленных законом мер, вплоть до отказа в регистрации либо отмены регистрации кандидата.

Руководители организаций, осуществляющих телерадиовещание, периодических печатных изданий, их должностные лица и творческие работники обязаны обеспечить неукоснительное соблюдение требований законодательства, касающихся определения сроков и субъектов проведения предвыборной агитации через средства массовой информации, порядка предоставления им эфирного времени и печатной площади, оплаты эфирного времени и печатной площади для этих целей исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, а также установленных законом правил освещения избирательной кампании.
Закон обязывает их принимать необходимые меры, исключающие выражение работниками средств массовой информации личных и корпоративных предпочтений по отношению к тому или иному кандидату, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению. В ином случае это может повлечь для организаций, осуществляющих телерадиовещание, редакций периодических печатных изданий, их должностных лиц предусмотренную законом ответственность.

Прокуратура Волгоградской области


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru