Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 17.08.2000
"ПО ДЕЛУ № 232 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 августа 2000 года

ПО ДЕЛУ № 232 О НАРУШЕНИИ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела № 232, возбужденного 28 июля 2000 года в отношении ГУП "Волга-Терминал" (400048, г. Волгоград, пр. Маршала Жукова, 139) по признакам нарушения ст. 5 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившимся во взимании платы в долларах, а не в ЕВРО (ЭКЮ), как установлено Письмом ГТК России от 20.11.1995 № 05-11/16418, в результате чего ГУП "Волга-Терминал" нарушает установленный порядок ценообразования, установила:
Заявитель, ЗАО ПИИ "УзДЭУавто-Саратов" (413112, Саратовская обл., г. Энгельс, 12, а/я 12), и ГУП "Волга-Терминал" согласно ст. 66 ГК РФ являются коммерческими организациями и в соответствии со ст. 4 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" - хозяйствующими субъектами.
Заявитель обратился в Территориальное управление МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия (далее - Управление) с заявлением, в котором обжаловал действия ГУП "Волга-Терминал", выразившиеся в следующем:
В соответствии с Приказом ГТК России от 12.10.1999 № 694 "Об определении мест доставки и таможенного оформления легковых автомобилей" таможенное оформление автомобилей, ввезенных на территорию Российской Федерации, производится с помещением на склад временного хранения. Таким складом на территории Волгоградской области является ГУП "Волга-Терминал".
Согласно п. 1.2 устава ГУП "Волга-Терминал" с изменениями, зарегистрированными администрацией Дзержинского района г. Волгограда за № 1584 от 23.04.1998, ГУП подведомственно ГТК России и оперативно подчиняется Северо-Кавказскому таможенному управлению.
В соответствии с Письмом ГТК России от 20.11.1995 № 05-11/16418 за хранение товаров, помещенных на склад временного хранения, взимается плата в сумме, эквивалентной 3 ЭКЮ за единицу (автомобиль) в сутки. С ЗАО ПИИ "УзДЭУавто-Саратов" ГУП "Волга-Терминал" за услуги склада временного хранения взимало плату в размере 3,5 доллара.
На момент заключения с ЗАО ПИИ "УзДЭУавто-Саратов" договора хранения грузов на складе временного хранения за № 32 от 19.04.2000 и подписанного 15.05.2000 1 доллар = 28,28 руб., а 1 ЕВРО (ЭКЮ) = 25,94 руб.
Таким образом, взимая плату в долларах, а не в ЕВРО (ЭКЮ), как установлено Письмом ГТК России от 20.11.1995 № 05-11/16418, ГУП "Волга-Терминал" нарушает установленный порядок ценообразования, что содержит в себе признаки нарушения антимонопольного законодательства, так как ущемляет интересы хозяйствующих субъектов.
Заявитель усмотрел в вышеуказанных действиях ГУП "Волга-Терминал" признаки нарушения Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
ГУП "Волга-Терминал" представило следующее объяснение (исх. № 241 от 15.08.2000) по факту, послужившему основанием для возбуждения дела:
"ГУП "Волга-Терминал" в соответствии с п. 3 устава оказывает услуги по временному хранению грузов и имеет соответствующую лицензию № 065/000124А от 15.05.2000 на учреждение склада временного хранения, выданную Северо-Кавказским таможенным управлением. На территории Волгоградской области помимо ГУП "Волга-Терминал" аналогичные лицензии имеют еще 38 организаций. Доля товаров от общего количества поступающих по импорту грузов, оформленных Нижне-Волжской таможней, помещаемых на СВХ ГУП "Волга-Терминал", составляет:
в 1998 г. - 0,26%;
в 1999 г. - 0,29%;
в 1-м полугодии 2000 г. - 0,16%.
В соответствии со ст. 8 Таможенного кодекса РФ к таможенным органам относятся:
Государственный таможенный комитет РФ;
региональные таможенные управления;
таможенные посты.
В связи с этим нарушить установленный порядок ценообразования на услуги СВХ предприятие не могло, т.к. Письмо ГТК РФ № 05-11/16418 от 20.11.1995 регламентирует таможенные сборы за хранение товаров и транспортных средств, помещаемых на СВХ, учрежденных таможенными органами.
В своей деятельности в части образования цен на оказываемые услуги ГУП "Волга-Терминал" руководствуется п. 4.3 устава, в соответствии с которым самостоятельно устанавливает цены на продукцию и услуги, что не противоречит основному нормативному акту по регулированию цен (тарифов), которым является Постановление Правительства РФ № 239 от 07.03.1995 "О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)". Согласно данному постановлению в перечне услуг, на которые производится государственное регулирование цен (тарифов), услуга временного хранения товаров отсутствует.
Имеющийся на предприятии прейскурант цен на услуги СВХ был разработан еще в 1997 г. с учетом сложившейся конъюнктуры цен на складские услуги, заполняемости складских площадей и прочих экономических факторов, к которым относится солидарная ответственность по уплате таможенных платежей. И лишь 17 августа 1998 г. предприятие произвело пересчет действующего прейскуранта на цены в валютном эквиваленте.
На действующие расценки никак не повлияло то обстоятельство, что СВХ "Волга-Терминал" был включен в перечень складов временного хранения, являющихся местом доставки легковых автомобилей, ввозимых на территорию России юридическими лицами (Приказ ГТК РФ № 694 от 12.10.1999 "Об определении мест доставки и таможенного оформления легковых автомобилей", зарегистрирован в Министерстве юстиции 24.11.1999 № 1992). Перечень данных складов определял Государственный таможенный комитет РФ. В соответствии с вышеуказанным приказом ГТК РФ аналогичные склады находятся в г. Ростове, в г. Нижнем Новгороде, в г. Москве и др. городах России, куда и могли обратиться заявители.
Однако ЗАО ПИИ "УзДЭУавто-Саратов" выбрало склад ГУП "Волга-Терминал" и 15 мая 2000 г. по краткой декларации поместило на него 101 автомобиль. Копия договора № 32 от 19.04.2000 на услуги СВХ подписана двумя сторонами без оформления каких бы то ни было разногласий. Груз после таможенного оформления по краткой декларации 20.05.2000 выдан поклажедателю. При этом ГУП "Волга-Терминал" была дана отсрочка поклажедателю по платежам за услуги СВХ.
Учитывая вышеизложенное, ГУП "Волга-Терминал" не нарушало требований ст. 5 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В случае несогласия представителей ЗАО ПИИ "УзДЭУавто-Саратов" в соответствии с п. 8 договора между названными организациями спор может быть решен на основании действующего гражданского законодательства, а не через обращение в антимонопольное ведомство.
На рассмотрении дела представитель ЗАО ПИИ "УзДЭУавто-Саратов" сообщил следующее (протокол заседания Комиссии от 17 августа 2000 г.):
"Вопрос по данному делу должен быть поставлен несколько шире. До заключения договора № 32 существовал предварительный договор, в котором ГУП "Волга-Терминал" была установлена оплата за услуги хранения автомашин на СВХ в размере 1 доллара (без НДС). Условия предварительного договора ЗАО ПИИ "УзДЭУавто-Саратов" устраивали. Однако при заключении предварительного договора в качестве стороны договора выступало не ЗАО ПИИ "УзДЭУавто-Саратов", а его филиал, что ЗАО не устраивало, и предварительный договор ЗАО ПИИ "УзДЭУавто-Саратов" с ГУП "Волга-Терминал" не был подписан. После прихода груза условия договора были фактически изменены, и ЗАО ПИИ "УзДЭУавто-Саратов" было вынуждено согласиться с ними и подписать договор № 32, поскольку иного склада для хранения автомашин на территории Волгоградской области в связи с изданием Приказа ГТК РФ № 694 от 12.10.1999, которым ограничен перечень складов, осуществляющих таможенное оформление автомобилей, ввезенных на таможенную территорию РФ, нет. ГУП "Волга-Терминал" вынудило ЗАО ПИИ "УзДЭУавто-Саратов" заключить кабальный договор и заплатить завышенную цену, о которой ранее ЗАО не было известно, в чем и проявилась его монопольная власть на рынке услуг СВХ".
Комиссия рассмотрела представленные объяснения сторон, материалы дела и пришла к следующим выводам:
В соответствии с п. 12.3 Приказа ГТК РФ от 7 октября 1993 г. № 388 "Об утверждении положения о временном хранении (складах временного хранения)", зарегистрированного в Минюсте РФ 18 октября 1993 г. № 368 (в ред. Приказа ГТК РФ от 18.12.1995 № 751), склад временного хранения, учреждаемый таможенным органом, является структурным подразделением таможенного органа, в зоне деятельности которого находятся помещения, предназначенные для склада.
Согласно п. 1.3 устава ГУП "Волга-Терминал" "является юридическим лицом, имеет свой расчетный счет, печать со своим наименованием и приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации". Государственная регистрация ГУП "Волга-Терминал" произведена 25.12.1991. Следовательно, согласно ст. 48, 51 ГК РФ ГУП "Волга-Терминал" является самостоятельным юридическим лицом, а не структурным подразделением таможенных органов.
На основании п. 12.10 вышеназванного Приказа ГТК РФ за хранение товаров и транспортных средств на складе временного хранения, владельцем которого является таможенный орган, взимаются таможенные сборы:
за хранение транспортных средств - сумма, эквивалентная 3 ЭКЮ, за единицу (морское, речное или воздушное судно, вагон, автомобиль и т.п.) в сутки.
В соответствии со ст. 113 ГК РФ имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.
Согласно п. 4.3 устава ГУП "Волга-Терминал" вправе самостоятельно устанавливать цены на продукцию и услуги, реализуемые ГУП.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 239 от 07.03.1995 "О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)" услуги СВХ не подпадают под государственное регулирование цен (тарифов).
Следовательно, цены (тарифы) на услуги СВХ являются свободными и устанавливаются ГУП "Волга-Терминал" самостоятельно на основании договора.
ГУП "Волга-Терминал" заключило предварительный договор с филиалом ЗАО ПИИ "УзДЭУавто-Саратов", а не с самим ЗАО. Согласно п. 2 ст. 429 ГК РФ предварительный договор должен быть заключен в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Договор ЗАО ПИИ "УзДЭУавто-Саратов" с ГУП "Волга-Терминал" в письменной форме заключен не был. Несоблюдение правил о форме предварительного договора в соответствии с п. 2 ст. 429 ГК РФ влечет его ничтожность.
Таким образом, утверждение ЗАО ПИИ "УзДЭУавто-Саратов" о понуждении ГУП "Волга-Терминал" к заключению договора на хранение автомашин на условиях, отличающихся от предварительного договора, является несостоятельным.
В соответствии с п. 8 Прейскуранта цен на услуги по обработке грузов на таможенном складе "Волга-Терминал", введенного с 20.08.1998, ГУП "Волга-Терминал" определена плата за хранение легковых автомашин на территории склада в размере 3,5 у.е. Следовательно, ЗАО ПИИ "УзДЭУавто-Саратов" при заключении договора была известна цена, назначаемая ГУП "Волга-Терминал" за оказание услуг СВХ.
ГТК РФ, издав Приказ № 694 от 12.10.1999, ограничивающий перечень складов временного хранения, на которых производится таможенное оформление автомобилей, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, создало условие для возникновения доминирующего положения ГУП "Волга-Терминал". Однако Управлением было установлено, что нарушения ГУП "Волга-Терминал" требований ст. 5 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", таких, как нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования, установление монопольно высокой цены на услуги СВХ, отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и пунктом 2.15 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия определила:
Дело № 232 о нарушении ст. 5 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в отношении ГУП "Волга-Терминал" производством прекратить.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Т.В.КОСЯК
Э.П.КОПЫЛОВА
Г.А.МАРИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru