Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 05.06.2000
<ПО ДЕЛУ № 219 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИЕЙ Г. ВОЛГОГРАДА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 5 июня 2000 года

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 219, возбужденное 17 мая 2000 г. в отношении администрации г. Волгограда по признакам нарушения статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
ООО "Айрус" (свидетельство о государственной регистрации № 3902 серия ВД-365) и ООО "Инфофарм" (свидетельство о государственной регистрации № 1877 серия ВД-363) обратились в ТУ МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия с жалобами на действия департамента здравоохранения администрации г. Волгограда, который отказал им в выдаче разрешений на открытие аптек по адресам, указанным заявителями.
В обоснование жалобы заявители указали, что отказ департамента здравоохранения администрации г. Волгограда выдать разрешения на открытие аптек является необоснованным, лишает их возможности получить лицензию на фармацевтическую деятельность, поскольку для получения лицензии требуется разрешение органа местного самоуправления на открытие аптеки.
Представитель администрации г. Волгограда Максимчук И.В. с доводами жалобы не согласился, ссылаясь на то, что в компетенции администрации находятся вопросы местного значения, в том числе и обеспечение населения лекарственными препаратами, администрация заинтересована в равномерном обеспечении лекарственными средствами жителей на всей территории Волгограда.
Департамент здравоохранения администрации г. Волгограда заявил ходатайство (письмо от 05.06.00 № 10-935) об отложении рассмотрения дела в связи с отсутствием официального уведомления о дате рассмотрения дела и неготовностью к участию в нем. Комиссия ходатайство не удовлетворила, поскольку согласно абз. 2 п. 2.7 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства рассмотрение дела может быть отложено "в связи с мотивированным ходатайством стороны по делу об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки представителя на заседание по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами". Стороной по делу является администрация г. Волгограда. Департамент здравоохранения администрации г. Волгограда, будучи структурным подразделением администрации г. Волгограда, стороной по делу не является, а был привлечен к участию в деле в качестве лица, могущего располагать информацией.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, ТУ МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия находит, что жалобы заявителей подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
1. В соответствии с пунктом 5 статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" решение об открытии нового аптечного учреждения принимается органом местного самоуправления.
Администрация г. Волгограда в соответствии со статьей 4 Устава города-героя Волгограда является органом местного самоуправления. Постановлением администрации г. Волгограда от 03.11.98 № 1371 "Об упорядочении открытия новых аптечных учреждений на территории Волгограда" комитету по здравоохранению администрации Волгограда было передано право на принятие решений об открытии новых аптечных учреждений (аптек, аптек учреждений здравоохранения, аптечных пунктов, аптечных магазинов, аптечных киосков) на территории Волгограда. Пункт 3 данного постановления предписывает производить регистрацию новых аптечных учреждений как юридических лиц только при наличии решения комитета по здравоохранению.
В соответствии с Постановлением администрации г. Волгограда от 06.12.99 № 1633 комитет по здравоохранению администрации Волгограда был преобразован в департамент здравоохранения администрации Волгограда с 01.12.99 и является его правопреемником в отношении всех прав и обязательств, вытекающих из предыдущей деятельности комитета по здравоохранению. Департамент здравоохранения администрации Волгограда является ее структурным подразделением.
ООО "Инфофарм" не требуется представлять в лицензирующий орган для получения лицензии на фармацевтическую деятельность разрешение органа местного самоуправления на открытие аптечного учреждения, поскольку оно не указано среди документов, перечисленных в пункте 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности и оптовой торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.04.99 № 387).
2. ООО "Инфофарм" 11.04.2000 обратилось в департамент здравоохранения администрации г. Волгограда с заявлением об открытии аптечного пункта по адресу г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, 4. В ответ на заявление заместитель руководителя департамента здравоохранения Сучков А.В. сообщил, что "открытие нового аптечного учреждения по вышеуказанному адресу считаю нецелесообразным ввиду перенасыщенности Ворошиловского района, а ул. Рабоче-Крестьянской особенно, торговыми предприятиями аптечного профиля" (письмо от 14.04.2000 № 09-580).
ООО "Айрус" 31.03.2000 обратилось в департамент здравоохранения администрации г. Волгограда с заявлением об открытии аптечного павильона на пересечении улиц Невской и Пархоменко. В ответ на заявление заместитель руководителя департамента здравоохранения Сучков А.В. сообщил, что "открытие нового аптечного учреждения по вышеуказанному адресу считаю нецелесообразным" (письмо от 07.04.2000 № 09-529).
Таким образом, департамент здравоохранения отказывает по мотиву нецелесообразности в открытии новых аптечных учреждений в Ворошиловском и Центральном районах г. Волгограда.
3. Обязанность регистрации новых аптечных учреждений как юридических лиц только при наличии решения комитета по здравоохранению администрации Волгограда (п. 3 Постановления администрации г. Волгограда от 03.11.98 № 1371) является незаконной.
Абзац 2 пункта 1 статьи 51 ГК РФ устанавливает нормативно-явочный, а не разрешительный порядок образования юридических лиц. Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утв. Указом Президента РФ от 08.07.94 № 1482, устанавливается определенный перечень документов, которые представляются в регистрирующий орган, и среди них нет разрешения органа местного самоуправления. Предъявление регистрирующими и другими государственными органами иных требований к заявителям и учредительным документам, представляемым ими для регистрации, кроме предусмотренных настоящим Положением, не допускается (п. 5 Положения). Отказ в регистрации предприятия (предпринимателя) допускается только в случаях несоответствия состава представленных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям Положения (п. 10 Положения).
Отказ администрации г. Волгограда в открытии новых аптечных учреждений в Центральном и Ворошиловском районах г. Волгограда по мотиву нецелесообразности является необоснованным, поскольку данное основание отказа не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.
Отказ администрации г. Волгограда в выдаче разрешения ООО "Айрус" и ООО "Инфофарм" на открытие аптечных учреждений противоречит: части 1 статьи 34 Конституции РФ, согласно которой "каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности"; пункту 2 статьи 49 ГК РФ, в соответствии с которым "юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренном законом".
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" "федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан", в том числе запрещается "необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере" (абз. 3 п. 1. ст. 7 Закона).
Установление обязанности регистрации новых аптечных учреждений только при наличии решения комитета по здравоохранению администрации Волгограда (п. 3 Постановления администрации г. Волгограда от 03.11.98 № 1371) и отказ в выдаче ООО "Инфофарм" и ООО "Айрус" разрешений на открытие аптечных учреждений противоречат пункту 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Рассматриваемые действия администрации г. Волгограда имеют своим результатом ограничение конкуренции на рынке розничной продажи лекарственных средств, ограничивают самостоятельность ООО "Айрус" и ООО "Инфофарм", необоснованно препятствуют осуществлению их деятельности в сфере фармацевтической деятельности, что имеет своим результатом ущемление их интересов.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать администрацию г. Волгограда нарушившей пункт 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Выдать администрации г. Волгограда предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Т.В.КОСЯК
О.А.ГЛУХОВА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 5 июня 2000 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего решения от 5 июня 2000 г. по делу № 219 о нарушении администрацией г. Волгограда статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предписывает:
Администрации г. Волгограда прекратить нарушение статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а именно:
1. В момент получения предписания прекратить отказывать в выдаче разрешений на открытие аптечных учреждений по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством.
2. В течение 5 дней с момента получения предписания выдать, при отсутствии законных оснований к отказу в выдаче, ООО "Инфофарм" разрешение на открытие аптечного пункта по адресу: г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, 4, ООО "Айрус" - разрешение на открытие аптечного павильона на пересечении улиц Невской и Пархоменко в Центральном районе г. Волгограда.
3. В течение 10 дней с момента получения предписания отменить пункт 3 Постановления администрации г. Волгограда от 3 ноября 1998 г. № 1371 "Об упорядочении открытия новых аптечных учреждений на территории Волгограда".
О выполнении настоящего предписания сообщить до 28 июня 2000 г.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии со статьями 23 и 24 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" коммерческие и некоммерческие организации и их руководители, должностные лица органов исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Т.В.КОСЯК
О.А.ГЛУХОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru