Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







<ПИСЬМО> УМНС РФ по Волгоградской обл. от 12.11.1999 № 02-01/3
(вместе с "РАЗЪЯСНЕНИЯМИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РФ ОТ 27.12.1991 № 2116-1 "О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ" ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 12 ноября 1999 г. № 02-01/3

Управление МНС России по Волгоградской области направляет для практического применения в работе Разъяснения по применению Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" по налогообложению операций с ценными бумагами.
Возникающие по результатам выездных налоговых проверок налогоплательщиков замечания и предложения по совершенствованию данных Разъяснений просим направлять в УМНС России по Волгоградской области.

Зам. руководителя Управления -
государственный советник
налоговой службы III ранга
В.Я.КЛИМОВ





Приложение

РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РФ ОТ 27.12.91 № 2116-1
"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
(В РЕДАКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ОТ 31.07.98 № 141-ФЗ,
ОТ 29.12.98 № 192-ФЗ, ОТ 31.03.99 № 62-ФЗ)
ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ

1. Особенности налогообложения доходов по ценным
бумагам, обращающимся и не обращающимся
на организованном рынке ценных бумаг

В ходе развития и совершенствования рыночных отношений появилась и продолжает расти определенная группа предприятий, деятельность которых связана с операциями на финансово - фондовом рынке, прежде всего с ценными бумагами. В этой связи как у предприятий и организаций, так и у налоговых инспекций возникают многочисленные вопросы по налогообложению операций с ценными бумагами, прежде всего налогом на прибыль (доход). Много вопросов возникло в связи с принятием Федеральных законов от 31.07.98 № 141-ФЗ и от 29.12.98 № 192-ФЗ.
До вступления в силу Федерального закона от 31.07.98 № 141-ФЗ "О внесении дополнений в статью 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с 05.08.98) при налогообложении операций с ценными бумагами налогоплательщики - непрофессиональные участники рынка ценных бумаг - должны были руководствоваться прежней редакцией пункта 2.4 Инструкции ГНС РФ от 10.08.95 № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", в соответствии с которым отрицательный результат от продажи имущества (в том числе ценных бумаг) не уменьшал налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. А полученная прибыль (доход) от операций купли - продажи ценных бумаг облагалась налогом в соответствии с порядком, установленном ст. 2 и 9 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Расходы предприятий, связанные с приобретением ценных бумаг на основании п. 3.2 Порядка отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами, утвержденного приказом Минфина РФ от 15.01.97 № 2, относились на увеличение финансовых вложений. Аналогичные расходы при реализации ценных бумаг в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденных МФ РФ от 01.11.91 № 56, предприятия относили в дебет счета № 48 "Реализация прочих активов".
Профессиональные участники рынка ценных бумаг в 1998 г. (до 05.08.98) при реализации ценных бумаг, приобретенных для перепродажи, по цене ниже балансовой руководствовались требованиями п. 2.5 Инструкции ГНС РФ № 37, а при реализации на тех же условиях ценных бумаг, приобретенных для получения инвестиционного дохода, - п. 2.4 Инструкции № 37.
Расходы профессиональных участников рынка ценных бумаг, связанные с приобретением и реализацией ценных бумаг, приобретенных с целью получения дохода от реализации, на основании п. 3.2 Правил отражения профессиональными участниками рынка ценных бумаг и инвестиционными фондами в бухгалтерском учете отдельных операций с ценными бумагами, утвержденных постановлением ФКЦБ РФ от 27.11.97 № 40, относились на затраты, связанные с деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. А расходы при приобретении и реализации ценных бумаг, приобретенных с целью получения инвестиционного дохода, аналогично непрофессиональным участникам рынка ценных бумаг.
Кредитные организации в соответствии с пунктом 23 письма ГНС РФ от 23.09.94 № НП-6-01/362 и Минфина РФ от 21.09.94 № 130 "О порядке применения отдельных пунктов Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.94 № 490" убытки от реализации только государственных ценных бумаг по цене не ниже рыночной относили для целей налогообложения на финансовый результат. Комиссионные вознаграждения, выплачиваемые банками посредникам за приобретение и реализацию ценных бумаг, в соответствии с пунктами 28 и 39 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями относились на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Все первичные владельцы облигаций внутреннего государственного валютного займа при совершении операций на вторичном рынке с ОВВЗ в соответствии с Положением о налогообложении операций с облигациями внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ), утвержденного письмом ГНС РФ и Минфина РФ от 26.02.98 N№ АП-4-05/1н; 12н, отрицательный результат от реализации ОВВЗ (в случае реализации ОВВЗ по цене ниже балансовой стоимости, но в пределах рыночной стоимости) относили на уменьшение облагаемой базы налога на прибыль.
С 05.08.98 все участники рынка ценных бумаг, как профессиональные, так и непрофессиональные, должны руководствоваться п. 2.4 Инструкции № 37 в редакции изменений и дополнений ГНС РФ № 4 от 25.08.98 № БФ-3-02/210 и № 5 от 06.07.99 № АП-3-02/204, согласно которой прибыль (убыток) от реализации (выбытия) ценных бумаг определяется как разница между ценой реализации (выбытия) и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации. Причем убытки от реализации ценных бумаг на условиях, определенных Законами № 141-ФЗ и 192-ФЗ и Инструкцией ГНС РФ № 37, стало возможным относить на уменьшение доходов от реализации ценных бумаг.
Госналогслужба РФ по согласованию с Минфином РФ письмом от 18.12.98 № ВНК-6-05/890@ разъяснила применение Инструкции ГНС РФ № 37 в части операций с беспроцентными государственными облигациями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и беспроцентными облигациями органов местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, беспроцентные государственные облигации Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и беспроцентные облигации органов местного самоуправления, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения объединяются в единую категорию (далее - беспроцентные облигации).
Убытки, полученные от реализации (выбытия) беспроцентных облигаций с даты вступления в силу Закона от 31.07.98 № 141-ФЗ (с 05.08.98) по цене не ниже нижней установленной предельной границы колебания их рыночной цены, могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации (выбытия) облигаций данной категории. Убытки, полученные от реализации (выбытия) беспроцентных облигаций, не перекрытые доходами, полученными от реализации (выбытия) облигаций данной категории, не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на доход и налогу на прибыль в отчетном периоде.
При реализации (выбытии) беспроцентных облигаций ниже нижней установленной предельной границы колебания рыночной цены отрицательная разница между фактической ценой реализации (выбытия) и нижней установленной предельной границей колебания рыночной цены не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на доход и налогу на прибыль.
Согласно распоряжению ФКЦБ России от 05.10.98 № 1087-р предельная граница колебания рыночной цены для определения финансового результата от реализации (выбытия) эмиссионных ценных бумаг, допущенных к обращению на фондовой бирже или через организатора торговли на рынке ценных бумаг, имеющих соответствующую лицензию ФКЦБ России, установлена в размере 19,5%.
Пример.
Беспроцентные облигации реализованы по состоянию на 14.08.98:
- цена приобретения (без учета расходов по
оплате услуг по приобретению ценных
бумаг) 70
- расходы по оплате услуг:
- по приобретению ценных бумаг 15
- по реализации ценных бумаг 10
- рыночная (средневзвешенная) цена ценных
бумаг 60
- предельная граница колебания рыночной
цены 19,5%
- нижняя граница колебания рыночной цены: 48,3
60 - (60 x 0,195) = 60 - 11,7 = 48,3
- цена реализации (выбытия) (без учета
расходов по оплате услуг по реализации
ценных бумаг) 46,3
- результат от реализации (выбытия) ценных
бумаг (убыток): - 48,7
(46,3 - 70 - 15 - 10) = - 48,7
- убыток от реализации (выбытия) ценных
бумаг в пределах нижней границы
колебания рыночной цены: - 46,7
(48,3 - 70 - 15 - 10) = - 46,7
- убыток от реализации (выбытия) ценных
бумаг ниже установленной предельной
границы колебания рыночной цены, не
принимаемый на уменьшение
налогооблагаемой базы: - 2
(46,3 - 48,3 = - 2)
Примечание. При отсутствии в отчетном периоде доходов от реализации (выбытия) беспроцентных облигаций весь отрицательный результат от их реализации (выбытия) (как в пределах, так и ниже рыночной цены с учетом предельной границы ее колебания) не уменьшает налогооблагаемую базу.
Полученные после вступления в силу Закона доходы от реализации (выбытия) беспроцентных облигаций в течение отчетного года могут быть направлены на погашение убытков, полученных от реализации (выбытия) беспроцентных облигаций после вступления в силу Закона.

К расходам по оплате услуг по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг для целей налогообложения относятся суммы, уплачиваемые специализированным организациям за консультационные, информационные и регистрационные услуги; вознаграждения, уплачиваемые организациям, с участием которых приобретены ценные бумаги, и иные расходы, связанные с оплатой услуг по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг.
В целях налогообложения по ценным бумагам, как находящимся на балансе налогоплательщиков по состоянию на дату вступления в силу Закона от 31.08.98 № 141-ФЗ, так и приобретенным после вступления в силу Закона, расходы, связанные с оплатой услуг по приобретению ценных бумаг, не уменьшают налогооблагаемую базу. При реализации (выбытии) указанных ценных бумаг такие расходы учитываются в расчете результата от реализации (выбытия) ценных бумаг, определяемого в порядке, установленном пунктом 4 статьи 2 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
При этом по ценным бумагам, приобретенным кредитными учреждениями до даты вступления в силу Закона и находящимся на балансе налогоплательщика, расходы, связанные с их приобретением, ранее принимаемые в целях налогообложения в соответствии с Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 № 490, на уменьшение налогооблагаемой базы не уменьшают результат от реализации (выбытия) при продаже данных ценных бумаг после вступления в силу Закона № 141-ФЗ.
Порядок определения результата от переоценки облигаций по отдельным выпускам, установленный в пункте 2 "а" и втором абзаце пункта 5 письма Центрального банка РФ, Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 04.02.97 № 408/10/ВЕ-6-05/103, действует в отношении облигаций, реализованных до даты вступления в силу Закона (для кредитных организаций, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг и инвестиционных фондов, учетной политикой которых предусмотрено проведение переоценок). При этом необходимо учитывать, что отрицательная разница от переоценки отдельных выпусков одних облигаций не уменьшала положительную разницу о переоценке по другим ценным бумагам.
С даты вступления в силу Закона при исчислении результатов от переоценки беспроцентных облигаций, находящихся на балансе налогоплательщика, в налогооблагаемую базу по налогу на доход включается положительное сальдо от переоценки всех беспроцентных облигаций, относящихся к этой категории, образовавшееся за период с даты постановки таких облигаций на баланс налогоплательщиков по отчетную дату включительно. Сумма отрицательных разниц от переоценки беспроцентных облигаций, не перекрытая суммой положительных разниц от переоценки, не уменьшает валовую прибыль и налогооблагаемую базу по налогу на доход.
При реализации беспроцентных облигаций налогооблагаемая база по налогу на доход увеличивается на сумму отрицательных разниц от переоценки их балансовой стоимости по рыночной цене, ранее отнесенную на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на доход, и уменьшается на сумму положительных разниц от переоценки их балансовой стоимости по рыночной цене, ранее отнесенную на увеличение налогооблагаемой базы по налогу на доход.
При этом в целях налогообложения при определении результата от реализации (выбытия) беспроцентных облигаций следует использовать цену приобретения ценных бумаг по методу ФИФО, по которому списываются ценные бумаги, приобретенные первыми по времени, либо по методу ЛИФО, по которому списываются ценные бумаги, приобретенные последними по времени относительно даты реализации (указанный порядок не применяется первичными владельцами в отношении государственных облигаций, полученных в результате новации).
Выбор одного из двух методов оценки ценных бумаг осуществляется налогоплательщиком самостоятельно и отражается в его учетной политике.
Расчет налога на доходы, полученные по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, заполняется в соответствии с приложением № 1 к письму Госналогслужбы России от 30.04.97 № ВЕ-6-36/337 с учетом изменений, внесенных письмом ГНС РФ от 18.12.98 № ВНК-6-05/890@.
Согласно указанному письму Госналогслужбы порядок определения рыночной цены по облигациям внутреннего государственного валютного займа, установленный в Положении Минфина России и Госналогслужбы России от 26.02.98 N№ 12н; АП-4-05/1н "О налогообложении операций с облигациями внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ)", может применяться всеми участниками рынка ценных бумаг при совершении ими операций с ОВВЗ на вторичном рынке.
В целях налогообложения убытки от реализации ОВВЗ по цене не ниже нижней установленной предельной границы колебания рыночной цены могут быть приняты в пределах доходов, полученных от реализации облигаций, относящихся к категории "процентные государственные облигации Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и процентные облигации органов местного самоуправления, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг".
В связи с принятием Закона РФ от 29.12.98 № 192-ФЗ (вступил в силу с 31.12.98) изменился порядок налогообложения убытков по операциям с ценными бумагами, не имеющими рыночной котировки или не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль ..." (в ред. Федерального закона от 29.12.98 № 192-ФЗ) с 31.12.98 убытки, полученные от реализации таких ценных бумаг, могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации данной категории ценных бумаг.
Вопрос о том, на какие ценные бумаги распространяется это положение, однозначного ответа на сегодняшний день не имеет. В Инструкции ГНС РФ от 10.08.95 № 37 (в ред. Изменений и дополнений № 5, утвержденных приказом МНС РФ от 06.07.99 № АП-3-02/204 и зарег. Минюстом РФ от 20.08.99 № 1873) под "данной категорией ценных бумаг" понимаются акции и различные виды облигаций.
Минфин РФ в своем письме от 09.02.99 № 04-03-13 и МНС РФ от 23.09.99 № ВГ-6-05/751 разъяснили, что в целях налогообложения ценные бумаги, относящиеся к не обращающимся на ОРЦБ, следует подразделять на те же подгруппы, на которые делятся ценные бумаги, обращающиеся на ОРЦБ.
Указанный подход будет возможен только после внесения соответствующих изменений в Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и Инструкцию ГНС РФ № 37, т.к. согласно ст. 4 НК РФ нормативные правовые акты органов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Таким образом, с 31.12.98 убытки от реализации любых ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ, принимаются в целях налогообложения в пределах доходов от реализации любых не обращающихся на ОРЦБ ценных бумаг, в том числе государственных и органов местного самоуправления.
Следует иметь в виду, что при отсутствии в отчетном периоде доходов от реализации (выбытия) ценных бумаг, не имеющих рыночной котировки, весь отрицательный результат от их реализации (выбытия) не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

2. Определение рыночной цены ценной бумаги
и границ ее колебаний

Рыночная цена и предельная граница ее колебаний по ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ), рассчитываются организатором торговли в порядке, установленном распоряжением ФКЦБ РФ от 05.10.98 № 1087-р "Об утверждении порядка расчета рыночной цены эмиссионных ценных бумаг, допущенных к обращению на фондовой бирже или через организатора торговли на рынке ценных бумаг и установлении предельной границы колебаний рыночной цены". Согласно распоряжению предельная граница колебаний рыночной цены для определения финансового результата от реализации (выбытия) эмиссионных ценных бумаг, допущенных к обращению на фондовой бирже или через организатора торговли на рынке ценных бумаг, имеющих соответствующую лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (далее - организатор торговли), установлена в размере 19,5 процента.
Рыночная цена эмиссионных ценных бумаг, допущенных к обращению через организатора торговли, рассчитывается следующим образом:
в случае если в течение торгового дня на дату расчета рыночной цены по ценной бумаге было совершено десять и более сделок через организатора торговли, то рыночная цена рассчитывается как средневзвешенная цена (курс) одной ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение торгового дня через организатора торговли;
в случае если в течение торгового дня по ценной бумаге на дату расчета рыночной цены было совершено менее десяти сделок через организатора торговли (в том числе отсутствие сделок), то рыночная цена рассчитывается как средневзвешенная цена (курс) одной ценной бумаги по последним десяти сделкам, совершенным в течение последних 90 торговых дней через организатора торговли;
в случае если по ценной бумаге в течение последних 90 торговых дней через организатора торговли было совершено менее десяти сделок, то рыночная цена не рассчитывается.
Если по одной и той же ценной бумаге на дату расчета рыночной цены сделки совершались через двух и более организаторов торговли, то предприятие, организация вправе самостоятельно выбрать организатора торговли для расчета рыночной цены с целью определения финансового результата от реализации (выбытия) ценных бумаг (согласно пункту 3 Распоряжения № 1087-р и пункту 5.1 Правил отражения профессиональными участниками рынка ценных бумаг и инвестиционными фондами в бухгалтерском учете отдельных операций с ценными бумагами, утвержденных Постановлением ФКЦБ России от 27 ноября 1997 года № 40).
Следует иметь в виду, что для целей налогообложения ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, если данные бумаги допущены к обращению на ОРЦБ или прошли листинг у организатора торговли, имеющего лицензию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах или организатором торговли. В том случае если сделка с облигациями и акциями, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, совершена вне организованного рынка, рыночная цена определяется на основании данных организатора торговли на день совершения сделки. Раскрытие информации о рыночной цене, рассчитываемой организаторами торговли в установленном порядке, осуществляется ими в соответствии с требованиями федерального органа, осуществляющего регулирование их деятельности (п. 2.4 Инструкции ГНС РФ от 10.08.95 № 37).
На основании обращений в ФКЦБ России профессиональных участников рынка ценных бумаг с вопросами о порядке расчета рыночной цены эмиссионных ценных бумаг ФКЦБ России письмом от 20.04.99 № АК-02/2043 рекомендовала профессиональным участникам рынка ценных бумаг руководствоваться порядком расчета, установленным распоряжением ФКЦБ России от 5 октября 1998 года № 1087-р "Об утверждении порядка расчета рыночной цены эмиссионных ценных бумаг, допущенных к обращению на фондовой бирже или через организатора торговли на рынке ценных бумаг и установлении предельной границы колебаний рыночной цены" в следующих случаях:
при создании резерва под обесценение вложений в ценные бумаги (резервы под обесценение не создаются по ценным бумагам, подлежащим переоценке);
при переоценке вложений в ценные бумаги;
при определении рыночной цены эмиссионных ценных бумаг в целях определения финансового результата от реализации (выбытия) ценных бумаг.
Рыночная цена ценных бумаг рассчитывается организатором торговли, имеющим соответствующую лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (далее - организатор торговли), в порядке, установленном распоряжением. Информация о рыночной цене ценных бумаг публикуется организатором торговли в печатном издании Российской Федерации тиражом не менее 50 тысяч экземпляров не реже 1 раза в неделю.
В отношении облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ) необходимо отметить, что ОВВЗ реально не обращаются на организованном рынке ценных бумаг и никогда не проходили листинг ни на одной бирже. Основной рынок ОВВЗ - это дилинговая система агентства "Рейтер". Однако "Рейтер" - это информационная компьютерная сеть, но никак не организатор торговли с лицензией ФКЦБ РФ. Поэтому ГНС РФ и Минфин РФ в письме от 26.02.98 N№ АП-4-05/1н; 12н - для целей налогообложения операций с ОВВЗ ввели особый порядок определения рыночной цены.
В целях определения рыночной цены продажи облигаций может быть использована информация о ценах купли - продажи в ежедневных бюллетенях "Государственные ценные бумаги" и "Интерфакс - финансы" издания Агентства финансовой информации, Агентства "Рейтер", а также общероссийских изданиях "Финансовая газета", "Коммерсант - Дейли", "Экономика и жизнь". В качестве рыночной цены принимается средняя цена купли - продажи облигаций определенного транша (выпуска) на день совершения сделки, рассчитанная по данным одного из указанных источников информации.
Таким образом, рыночная цена ОВВЗ определяется не на основе котировок организаторов торговли, а на основе информации, публикуемой в различных финансовых изданиях.

3. Налогообложение доходов при осуществлении новации
Государственных краткосрочных облигаций
и облигаций федерального займа РФ

Одним из наиболее важных вопросов, который приходится в настоящее время решать большинству налогоплательщиков - инвесторов, является вопрос о порядке налогообложения доходов, возникающих в связи с осуществлением новации по государственным ценным бумагам.
Согласно пункту 1 статьи 414 ГК РФ под новацией понимается способ прекращения обязательства путем соглашения сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация).
Новация по государственным ценным бумагам проводится в соответствии с:
распоряжением Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. № 1787-р "О новации по государственным ценным бумагам";
положением о порядке осуществления новации по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до заявления Правительства РФ и ЦБ РФ от 17 августа 1998 г. путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства и частичной выплатой денежных средств, утвержденным Минфином РФ и Банком России 21.12.98 N№ 258, 375-Т.
В соответствии с распоряжением Правительства от 12 декабря 1998 г. № 1787-р "О новации по государственным ценным бумагам" новация по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенным в обращение до 17 августа 1998 г. производится путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства и частичной выплатой денежных средств. Результатом новации является совокупность обязательств по вновь выпускаемым государственным ценным бумагам и по выплате денежных средств Минфином России в порядке и на условиях, установленных Основными условиями, утвержденными указанным Распоряжением.
Сумма новых обязательств государства определяется путем дисконтирования номинальной стоимости государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г. исходя из доходности 50 процентов годовых в период с 19 августа 1998 г. до даты погашения, ранее объявленной в условиях выпуска. При этом по облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом в дисконтируемую величину включаются суммы невыплаченных купонных доходов. По необъявленным купонам ставка принимается равной 50 процентам годовых.
От данной суммы новых обязательств 70% (или 50% для некоторых категорий инвесторов) предоставляется долгосрочными облигациями федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) с доходностью 30% годовых в первый год выпуска номиналом 10 руб., 20% - облигациями федерального займа с нулевым купонным доходом (ОФЗ-ПД) номиналом 1000 руб., которыми можно погасить просроченную задолженность по платежам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшиеся по состоянию на 01.07.98, 10% (30%) - денежными средствами, которые в случае наличия у инвестора облигаций, срок погашения которых наступил до момента осуществления новации, увеличиваются из расчета 30% годовых.
Непосредственно денежными средствами согласно п. 4 Основных условий осуществления новации инвестор получает 1/3 часть, а 2/3 - в равных количествах государственными краткосрочными бескупонными облигациями со сроками обращения не более 3 и 6 месяцев и доходностью 30% годовых.
Итоги новации отражаются в отчетах дилеров об итогах замены старых обязательств на новые. Документом, удостоверяющим окончание новации, то есть исполнение Минфином обязательств по передаче владельцу заменяемых ГКО/ОФЗ вновь выпущенных госбумаг и денежных средств, является полученный участником новации "Отчет об итогах замены государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г. на вновь выпускаемые обязательства", составленный Банком России по форме, предусмотренной в Приложении № 6 совместного письма Министерства финансов России и Банка Россия от 21.12.98 № 258 и № 375-Т.
Таким образом, новация госбумаг, проводимая в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 1998 г. № 1787-р, является не просто обменом одних ценных бумаг на другие. В ходе новации производится замена долга Минфина России в виде ГКО/ОФЗ на новые обязательства Минфина, а именно: на обязательства Минфина по выдаче определенным образом рассчитанного количества вновь выпущенных госбумаг (новых выпусков ГКО, ОФЗ с постоянным доходом и ОФЗ с фиксированным доходом) и по выплате определенной суммы денежных средств.
В соответствии с Указанием Банка России от 5 февраля 1999 г. № 497-У "О порядке бухгалтерского учета операций замены ГКО/ОФЗ при новации государственных ценных бумаг, проводимой в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 1998 г. № 1787-р" инвесторы до особых указаний Банка России переоценку новых облигаций не осуществляют.
Порядок бухгалтерского учета операции по замене ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31.12.99 и выпущенных в обращение до 17.08.98 для организаций, не являющихся кредитными и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, не установлен. Такие организации руководствуются требованиями существующих законодательных и нормативных актов Минфина РФ.
Кредитные организации, участвующие в новации, осуществляют бухгалтерские проводки в порядке, предусмотренном Указанием Банка России от 5 февраля 1999 г. № 497-У "О порядке бухгалтерского учета операций замены ГКО/ОФ3 при новации государственных ценных бумаг, проводимой в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 1998 г. № 1787-р".
Порядок отражения в бухгалтерском учете профессиональными участниками рынка ценных бумаг и инвестиционными фондами новации по государственным облигациям определен письмом ФКЦБ РФ от 26.04.99 № ИБ-05/2158.
В соответствии с п. 4 Указания ЦБ РФ от 05.02.99 № 497-У и письмом ФКЦБ РФ от 26.04.99 № ИБ-05/2158 общая балансовая стоимость имущества, полученного при проведении новации облигаций (денежных средств и новых облигаций), приравнивается к общей балансовой стоимости заменяемых облигаций.
Так, кредитные организации при получении "Отчетов об итогах замены облигаций" в сроки, установленные в пункте 2.1 настоящего Указания, списывают балансовую стоимость заменяемых облигаций (скорректированную в соответствии с п. 1.2 настоящего Указания на сумму уплаченного накопленного купонного дохода) с одновременной постановкой на балансовый учет полученных при проведении новации от Минфина России облигаций (в дальнейшем - новые облигации).
При этом осуществляется следующая бухгалтерская проводка:
Дебет сч. № 47422 "Обязательства банка по прочим операциям", лицевой счет "Денежные средства, полученные при новации по госбумагам".
Дебет сч. № 50103, лицевые счета новых облигаций.
Кредит сч. № 50103, лицевые счета заменяемых облигаций.
Департамент операций на открытом рынке Банка России письмом от 12.03.99 № (без номера) пояснил, что при оформлении кредитными организациями бухгалтерскими проводками операций по новации госбумаг следует иметь в виду, что при новации ГКО/ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных до 17 августа 1998 г., не погашаются Минфином России и не продаются Минфину России, а обмениваются на новые обязательства Министерства финансов.
В ходе новации владельцы ГКО/ОФЗ и Минфин России заключают между собой не договоры купли - продажи гособлигаций, а договоры о замене одних обязательств Минфина на другие обязательства Минфина.
Владелец ГКО/ОФЗ, подписывая соглашение о новации (заявку на участие в новации), отказывается от требований по исполнению обязательств Минфина по обмениваемым госбумагам. В обмен на переданные ему госбумаги Минфин обязуется передать их бывшему владельцу некоторую сумму денежных средств и некоторое количество вновь выпущенных гособлигаций. Следует иметь в виду, что полученные при новации денежные средства нельзя считать выручкой от продажи или погашения ГКО/ОФЗ, подлежащих замене. Эти денежные средства являются частью новых обязательств Минфина России.
Таким образом, у кредитной организации, участвующей в новации госбумаг, нет никаких документальных оснований для того, чтобы оформлять в своем учете операции по новации в порядке, аналогичном порядку отражения в учете операций по получению выручки от продажи (погашения) облигаций с направлением этой выручки на покупку новых облигаций.
А профессиональные участники рынка ценных бумаг и инвестиционные фонды отражают в бухгалтерском учете проведение новации следующим образом:
В рамках счета 06 "Долгосрочные финансовые вложения" открывается субсчет "Блокировано для замены", в дебет которого списываются:
суммы фактических затрат на приобретение заменяемых облигаций в корреспонденции со счетами учета финансовых вложений (если производилась переоценка финансовых вложений - переоцененная стоимость заменяемых облигаций);
суммы купонного дохода, уплаченного при приобретении заменяемых облигаций, в корреспонденции с кредитом субсчета "Средства полученные и затраты, произведенные по облигационным процентам (доходам)".
Получение новых государственных ценных бумаг и денежных средств в результате новации отражается по кредиту счета 06 субсчет "Блокировано для замены" в корреспонденции с дебетом:
счетов учета денежных средств (на сумму полученных денежных средств с учетом остатков от замены по новации);
счетов учета ценных бумаг (на величину первоначальной стоимости новых обязательств, которая равна фактическим затратам на приобретение (переоцененной стоимости), включая уплаченный купонный доход заменяемых облигаций, уменьшенным на сумму денежных средств, полученных в результате новации, с учетом остатков от замены по новации).
Таким образом, указанными нормативными актами Банка России ФКЦБ РФ по отражению новации в бухгалтерском учете использование счетов реализации и, следовательно, финансовый результат от операции новации не предусматривается.
Вместе с тем порядок налогообложения налогом на прибыль (доход) результатов новации был установлен ст. 14 Федерального закона от 29.12.98 № 192-ФЗ и подпунктом 1 пункта 1, подпунктом 2 пункта 3, пунктом 4 ст. 1 Федерального закона от 31.03.99 № 62-ФЗ, внесших изменения и дополнения в Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Первоначально в соответствии с Законом № 192-ФЗ предполагалось, что погашение облигаций будет производиться только в денежной форме, все денежные средства от погашения будут поступать на специальные инвестиционные банковские счета организаций, с которых затем будут реинвестироваться в новые выпуски государственных ценных бумаг (ст. 2 - 4 Закона). Таким образом, в соответствии с указанным Законом операция погашения старых облигаций должна была отражаться на соответствующих счетах реализации. При этом финансовый результат от погашения ГКО и ОФЗ должен определяться как разница между суммой полученных от погашения денежных средств (поступивших как на инвестиционный банковский, так и на расчетный счета) и балансовой стоимостью погашаемых облигаций. В соответствии с положениями Закона № 192-ФЗ прибыль, полученная в связи с выкупом (погашением) ГКО и ОФЗ с постоянным и переменным купонным доходом со сроком погашения до 31 декабря 1999 года, выпущенных в обращение до 17 августа 1998 года, не включается в налогооблагаемую базу при условии реинвестирования полученных денежных средств от их погашения во вновь выпускаемые ценные бумаги (в доле, направленной на реинвестирование в новые выпуски государственных ценных бумаг, в том числе облигации Российской Федерации, номинированные в долларах США, а также сертификаты Сберегательного банка Российской Федерации).
Не включаются в налогооблагаемую базу по налогу на доход проценты, полученные в связи с выкупом (погашением) ОФЗ с постоянным и переменным купонным доходом, а также часть дохода в виде разницы между номинальной стоимостью и балансовой стоимостью ГКО со сроком погашения до 31 декабря 1999 года, выпущенных в обращение до 17 августа 1998 года, при условии реинвестирования полученных денежных средств от их погашения во вновь выпускаемые ценные бумаги (в доле, направленной на реинвестирование в новые выпуски государственных ценных бумаг, в том числе облигации Российской Федерации, номинированные в долларах США, а также сертификаты Сберегательного банка Российской Федерации).
При реализации ценных бумаг, полученных в результате реинвестирования, доход (убыток) определяется как разница между ценой реализации (за вычетом процентного дохода, подлежавшего выплате по ГКО и ОФЗ и включенного в номинальную стоимость ценных бумаг, полученных в результате реинвестирования) и первоначально оплаченной стоимостью выкупаемых (погашаемых) ГКО и ОФЗ с учетом затрат, связанных с их приобретением и реализацией. Под первоначально оплаченной стоимостью выкупаемых (погашаемых) ГКО и ОФЗ в целях применения Закона № 192-ФЗ следует понимать фактические затраты инвестора на приобретение указанных ценных бумаг.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в ред. Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 141-ФЗ и Федерального закона от 29 декабря 1998 г. № 192-ФЗ) убытки по операциям с ценными бумагами, обращающимся и не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, разрешено учитывать при налогообложении в уменьшение доходов, полученных по операциям с ценными бумагами соответствующей категории. Таким образом, убытки, полученные при новации или при реализации полученных в результате новации новых государственных ценных бумаг, могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации (выбытия) обращающихся на организованном рынке ценных бумаг и относящихся к соответствующей категории (с учетом предельной границы колебаний рыночной цены). Указанный порядок действовал до 01.04.99.

Пример 1.
На балансе организации числятся (счет № 58) ОФЗ с переменным купонным доходом номинальной стоимостью 1000 руб. в количестве 10 штук. В дальнейшем при осуществлении новации (в марте 1999 г.) организацией принято решение реинвестировать все средства в новые ценные бумаги. Погашение облигаций осуществлено на сумму 11000 руб., при этом накопленный купонный доход, выплаченный при погашении, составил 500 руб. Указанные операции отражаются в учете записями:
ДЕБЕТ 48 КРЕДИТ 58
- 10000 руб. - списаны погашенные ОФЗ;
ДЕБЕТ 55 субсчет "Специальный инвестиционный счет" КРЕДИТ 48
- 11000 руб. - получены денежные средства от погашения ОФЗ и накопленный купонный доход на специальный счет;
ДЕБЕТ 48 КРЕДИТ 80
- 1000 руб. - отражен финансовый результат от погашения ОФЗ (11000 - 10000);
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 55 субсчет "Специальный инвестиционный счет"
- 11000 руб. - средства от погашения ОФЗ направлены на приобретение новых государственных ценных бумаг;
ДЕБЕТ 58 КРЕДИТ 08
- 11000 руб. - оприходованы новые государственные ценные бумаги.
Если ранее прибыль, полученная от реализации (погашения) ОФЗ (без учета купонного дохода), которая в нашем примере составила 500 руб. (1000 - 500), облагалась налогом на прибыль в общеустановленном порядке, а купонный доход (500 руб.) - по ставке 15%, то теперь (с 31.12.98) не подлежат налогообложению при условии направления полученных от выкупа средств в новые государственные ценные бумаги.

Пример 2.
Инвестором в результате осуществления новации государственных краткосрочных бескупонных облигаций балансовой стоимостью 900000 руб. получены новые обязательства общей номинальной стоимостью 1000000 руб. Из них 50% суммы новых обязательств в виде ОФЗ-ФД на сумму 500000 руб., 20% суммы обязательств в виде ОФЗ-ПД на сумму 200000 руб. и 30% суммы обязательств в виде денежных средств на сумму 300000 руб. Кроме того, инвестору были начислены проценты за задержку исполнения обязательств эмитентом, исходя из расчета 30% годовых, на сумму 33000 руб. Общая сумма денежных обязательств эмитента составила 333000 руб.; из этой суммы выплата денежными средствами составила 111000 руб. (1/3), и на сумму 222000 руб. (2/3) выданы ГКО (в соответствии с п. 4 Основных условий осуществления новации).
Инвестору были выплачены денежными средствами следующие суммы: выплата в виде денежных средств - 111000 руб., выплата купонного дохода по новым выпускам облигаций - 5000 руб.
В данном примере расчет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (доход) осуществляется следующим образом:
1. Определяется потенциальный финансовый результат, возникающий в результате осуществления новации:
Сумма новых обязательств - Балансовая стоимость ценных бумаг, попадающих под новацию (1000000 - 900000) = 100000 руб.
2. Определяется доля выплаты в виде денежных средств (за вычетом произведенного увеличения суммы выплаты на 30% годовых в части денежных выплат) в общей сумме новых обязательств:
(111000 - 1/3 x 33000) / 1000000 = 0,1
3. Рассчитывается финансовый результат от операции новации, приходящийся на полученные инвестором выплаты в виде денежных средств:
Потенциальный финансовый результат от операции новации x Долю выплаты в виде денежных средств в общей сумме новых обязательств (100000 x 0,1) = 10000 руб.
4. Определяется сумма налога, уплачиваемая по ставке 15% в бюджет с дохода, полученного в результате осуществления новации:
10000 x 15% / 100 = 1500 руб.
5. Определяется сумма налога, уплачиваемая с суммы денежных выплат, приходящихся на увеличение денежных обязательств на 30% годовых (исходя из ставки 35 или 43%): (в соответствии с п. 6 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" указанные денежные выплаты должны включаться в состав внереализационных доходов):
1/3 x 33000 x 35% / 100 = 3850 руб.
6. Определяется сумма налога, уплачиваемая по ставке 15% в бюджет с купонных выплат по новым выпускам ОФЗ:
5000 x 0,15 = 750 руб.

В случае если инвестор направляет полученную полную сумму денежной выплаты на покупку новых государственных облигаций, уплату налога на прибыль (доход) необходимо осуществить только с суммы купонного дохода по новым облигациям.
Федеральным законом от 31.03.99 № 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (вступил в силу с 01.04.99) предусмотрен иной порядок налогообложения результатов новации и операций с новыми государственными ценными бумагами, полученными в результате новации.
В соответствии с указанным Законом не включается в налогооблагаемую базу прибыль, полученная в связи с выкупом (погашением), в том числе новацией государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом (ОФЗ) со сроком погашения до 31 декабря 1999 года, выпущенных в обращение до 17 августа 1998 года, при условии реинвестирования полученных средств от их погашения (новации) во вновь выпускаемые государственные ценные бумаги. Не включаются в налогооблагаемую базу денежные средства, выплачиваемые при выкупе (погашении), в том числе новации владельцам указанных ценных бумаг в качестве частичного возврата государством предприятию его затрат на приобретение ГКО и ОФЗ.
Таким образом, если инвесторы осуществляют новацию с 01.04.99 и в соответствии с условиями, установленными постановлением Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. № 1787-р "О новации по государственным ценным бумагам", то у них прибыль в виде разницы между стоимостью нового портфеля государственных ценных бумаг и фактическими затратами по приобретению заменяемых ГКО и ОФЗ не будет включаться в налогооблагаемую базу.
Кроме того, с 01.04.99 денежные средства, выплачиваемые в качестве частичного возврата государством предприятию его затрат на приобретение ГКО и ОФЗ и включающие 1/3 денежных средств, полученных в результате новации (в Примере 2 - 100000 руб.), 1/3 выплат по просроченным выпускам государственных обязательств в части увеличения обязательств из расчета 30% годовых (в Примере 2 - 11000 руб.), остатков от замены ГКО и ОФЗ при новации в полном объеме не включаются в налогооблагаемую базу.
Не будут включаться в налогооблагаемую базу по налогу на доход проценты, полученные в связи с выкупом (погашением), в том числе новацией, облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом (ОФЗ), а также часть дохода в виде разницы между ценой погашения и ценой приобретения государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) со сроком погашения до 31 декабря 1999 года, выпущенных в обращение до 17 августа 1998 года, при условии реинвестирования полученных средств от их погашения (новации) во вновь выпускаемые государственные ценные бумаги.
При реализации первичными владельцами государственных ценных бумаг, полученных в результате реинвестирования (новации), прибыль (убыток) определяется как разница между ценой реализации и их оплаченной стоимостью с учетом затрат, связанных с реализацией. Под оплаченной стоимостью государственных ценных бумаг, полученных в результате реинвестирования (новации), признается стоимость, равная фактическим затратам инвестора на приобретение ГКО и ОФЗ, погашаемых в результате выкупа или новации, уменьшенным на сумму денежных средств, полученных при реструктуризации (новации). Оплаченная стоимость одной государственной ценной бумаги, полученной в результате реструктуризации (новации), определяется как оплаченная стоимость всех полученных государственных ценных бумаг, деленная на их количество, включая погашенные 24.03.99 ГКО выпуска № 21132RMFS.
Таким образом, оплаченная стоимость - это особое понятие, она не совпадает с ценой приобретения новых облигаций.
С вступлением в силу Федерального закона от 31.03.99 № 62-ФЗ налогоплательщикам, осуществляющим новацию, целесообразно принимать к учету новые ГКО и ОФЗ согласно требованиям нормативных актов Банка России и ФКЦБ РФ, а списание стоимости заменяемых ценных госбумаг отражать в учете без использования счетов реализации. Такая схема учета облегчит бухгалтерам расчет "оплаченной стоимости" новых госбумаг для целей налогообложения.

Пример 3.
Пусть балансовая стоимость <*> ГКО и ОФЗ, подлежащих обмену, - 100 руб. Сумма обязательств государства перед инвестором при новации определена в размере 200 руб., из которых 180 руб. - новые ОФЗ, а 20 руб. - денежные обязательства. При этом выплата в виде денежных средств составляет 6,7 руб., а 13,3 руб. реинвестируются в новые ГКО.
Оплаченная стоимость новых госбумаг в примере составит 93,3 руб. (100 - 6,7).
   --------------------------------

<*> Для кредитных организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих переоценку гособлигаций, необходимо использовать сумму фактических затрат инвестора на приобретение ГКО и ОФЗ, погашаемых в результате выкупа или новации, до их переоценки.

При исчислении первичными владельцами дохода по государственным ценным бумагам, полученным в результате реинвестирования (новации), при их погашении, в том числе при направлении облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) на погашение просроченной задолженности по налогам, штрафам и пеням в федеральный бюджет, дополнительно из цены погашения (номинальной стоимости погашенных ценных бумаг) исключаются часть процентного дохода, подлежащего выплате по ОФЗ, и разница между ценой погашения и ценой приобретения по ГКО, включенные в номинальную стоимость государственных ценных бумаг, полученных в результате реструктуризации (новации), приходящиеся на одну ценную бумагу, полученную в результате реструктуризации (новации).
Противоречие между тем, как в рамках одного и того же налогового законодательного акта (Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций") понимается налогооблагаемый финансовый результат, связанный с осуществлением новации, проведенной до и после 01.04.99, в настоящее время не устранено. Существует мнение Минфина РФ, что предприятия, осуществившие новацию до 01.04.99, при определении налогооблагаемой базы по операции новации должны руководствоваться положениями Федерального закона № 62-ФЗ, т.к. п. 1 ст. 3 НК РФ установлено, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, следовательно, нормы Закона от 31.03.99 № 62-ФЗ должны применяться с 01.01.99. Это мнение в какой-то мере (частично) подтверждается разъяснениями Министерства РФ по налогам и сборам.
В связи с многочисленными запросами о порядке применения Федерального закона от 31.03.99 № 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" к операциям с новыми государственными ценными бумагами, полученными организациями до 01.04.99 в результате новации по государственным ценным бумагам, МНС РФ письмом от 21 июля 1999 г. № ВП-6-05/572@ сообщило, что прибыль (убыток) при реализации (погашении) государственных ценных бумаг, полученных в результате новации (ГКО, ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФД), определяется в порядке, установленном Федеральным законом от 31.03.99 № 62-ФЗ.
При этом при определении оплаченной стоимости государственных ценных бумаг, полученных в результате новации, к денежным средствам, уменьшающим фактические затраты инвестора на приобретение обмениваемых ГКО и ОФЗ, относятся выплаты в виде денежных средств, а также остатки от замены на новые обязательства ОФЗ-ФД, ОФЗ-ПД, ГКО, указанные после таблицы 2 по строкам 1, 3, 4, 5 приложений 6, 7 к Положению, утвержденному 21.12.98 Минфином РФ и Банком России N№ 258; 375-У.
В связи с тем, что обязательства, находящиеся в старом портфеле владельцев ценных бумаг, и новые обязательства, полученные ими в результате новации, различаются по видам, номиналу, количеству и т.д., возникает вопрос, как выделить при реализации новых обязательств затраты на их приобретение и проценты, подлежащие исключению из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль при погашении облигаций.
Для решения этого вопроса возможны два варианта:
1) оплаченная стоимость одной государственной ценной бумаги, полученной в результате реструктуризации (новации), определяется как оплаченная стоимость всех полученных государственных ценных бумаг, деленная на их количество;
2) в общей стоимости нового портфеля, которая равна количеству облигаций каждого вида, умноженному на номинал или цену размещения полученных новых госбумаг - ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФД, ГКО с 3-месячным и 6-месячным сроком погашения, следует определить удельный вес каждого вида облигаций и затем этим удельным весом распределить затраты на приобретение старых обязательств (уменьшенных на сумму денежных средств, полученных при новации) пропорционально каждому виду новых гособлигаций в расчете на одну ценную бумагу.
Если исходить из того, что оплаченная стоимость одной государственной ценной бумаги, полученной в результате реструктуризации (новации), определяется как оплаченная стоимость всех полученных государственных ценных бумаг, деленная на их количество, то оплаченная стоимость одной реализуемой ГКО или ОФЗ-ПД с номиналом 1000 руб. будет усредняться с ОФЗ-ФД номиналом 10 руб. Следовательно, при реализации ГКО или ОФЗ-ПД первичный владелец будет иметь прибыль, а при реализации ОФЗ-ФД - убытки.
Рассмотрим Пример № 2 исходя из положений Закона № 62-ФЗ.
В данном примере налогообложению по ставке 15% будет подлежать только купонный доход по новым выпускам облигаций в сумме 5000 руб., а денежные выплаты в сумме 111000 руб. не включаются в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (доход).
Оплаченная стоимость новых ГКО и ОФЗ составит 789000 руб. (900000 - 111000).
Определим оплаченную стоимость одной облигации, полученной в результате новации, для этого оплаченную стоимость всего пакета новых ГКО и ОФЗ разделим на количество облигаций: (789000 : 50453) = 15,64 руб.
Определим прибыль от реализации одной ГКО.
Прибыль от реализации первичным владельцем ценной бумаги, полученной в результате осуществления новации, определяется как ее продажная цена минус оплаченная стоимость и минус накладные расходы по реализации.
Пусть в отчетном периоде первым владельцем ГКО выпуска 21133RMFS (цена первичного размещения - 878,67 руб.) реализована одна облигация за 800 руб. при первоначально оплаченной стоимости 15,64 руб. Затраты на реализацию составили 10 руб. Доход (процент) с даты выпуска облигации составил 30 руб. и подлежит налогообложению по ставке 15%. Прибыль, подлежащая налогообложению по общеустановленной ставке, составит 744,36 руб. (800 - 30) - 15,64 - 10).
Рассмотрим Пример № 2 по определению оплаченной стоимости полученных от новации госбумаг и прибыли от реализации исходя из доли облигаций каждого вида в новом пакете.
1. Рассчитаем удельный вес облигаций каждого вида исходя из их номинала (цены размещения) и количества.
ОФЗ-ПД номиналом 1000 руб. получены в количестве 200 штук на сумму 200000 руб.
ОФЗ-ФД номиналом 10 руб. получены в количестве 50000 штук на сумму 500000 руб.
ГКО выпуска 21133RMFS по цене размещения 878,67 руб. в количестве 253 штуки на сумму 222000 руб. Всего по итогам новации получено облигаций на сумму 922000 руб.
Удельный вес облигаций каждого вида в новом пакете госбумаг составит соответственно: ОФЗ-ПД - 21,7%, ОФЗ-ФД - 54,2%, ГКО - 24,1%.

2. Рассчитаем оплаченную стоимость одной облигации каждого вида.
ОФЗ-ПД: (789000 x 0,217) : 200 = 856,065 руб.;
ОФЗ-ФД: (789000 x 0,542) : 500000 = 8,553 руб.;
ГКО: (789000 x 0,241) : 253 = 751,577 руб.
3. Определим прибыль от реализации ГКО.
Пусть в отчетном периоде первым владельцем ГКО выпуска 21133RMFS реализована одна облигация за 800 руб. при первоначально оплаченной стоимости 751,577 руб. Затраты на реализацию составили 10 руб. Доход (процент) с даты выпуска облигации составил 30 руб. и подлежит налогообложению по ставке 15%. Прибыль, подлежащая налогообложению по общеустановленной ставке, составит 8,423 руб. (800 - 30) - 751,577 - 10).
Приведенный пример расчета оплаченной стоимости одной новой облигации отличается от порядка, предусмотренного Законом № 62-ФЗ, что в свою очередь влияет на финансовый результат от реализации первым владельцем ГКО. До появления соответствующих разъяснений МПС РФ при определении оплаченной стоимости налогоплательщиком целесообразно руководствоваться вариантом 1 (МНС РФ письмом от 23.09.99 № ВГ-6-05/751 разъяснило для целей налогообложения порядок расчета оплаченной стоимости ценных бумаг, полученных в результате новации и невыплаченных процентов (дисконта). Порядок расчета, предлагаемый МНС РФ, аналогичен варианту 2).
В аналогичном порядке определяются и невыплаченные проценты (дисконт) по старым облигациям, включенные в номинальную стоимость новых ценных бумаг, в расчете на одну ценную бумагу каждого вида, полученную в результате новации.
При этом невыплаченный дисконт по старым ГКО определяется как разница между стоимостью, по которой был погашен портфель ГКО при новации с учетом дисконтирования, и фактическими затратами по их приобретению. Невыплаченные проценты по старым ОФЗ определяются как часть накопленного купонного дохода в виде разницы между суммой купонного дохода по ОФЗ, рассчитанного с учетом дисконтирования при определении общей суммы новых государственных обязательств при новации и суммой уплаченного купонного дохода по старым ОФЗ.
Необходимо иметь в виду то, что Министерство финансов Российской Федерации облигациями выпуска 21132RMFS оформило часть своих обязательств по выплате денежных средств, причитающихся владельцам подлежащих новации ГКО/ОФЗ.
После наступления даты погашения облигаций выпуска 21132RMFS Минфин России не выдает участникам новации указанные облигации, а исполняет свои обязательства по новации путем выплаты денежных средств.
При этом следует иметь в виду, что номинальная стоимость облигаций выпуска 21132RMFS больше, чем денежных обязательств Минфина РФ по новации. В соответствии с "Основными условиями осуществления новации по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенным в обращение до Заявления Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 17 августа 1998 г. путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства по вновь выпускаемым облигациям федеральных займов с фиксированным и постоянным купонным доходом и частичной выплатой денежных средств" (Приложение к Распоряжению Правительства от 12 декабря 1998 г. № 1787-р) стоимость указанных ГКО рассчитывается исходя из доходности 30% годовых.
Таким образом, нельзя сказать, что вся выплаченная в счет облигаций выпуска 21132RMFS сумма является доходами участника новации. Доходом является только сумма, превышающая денежные обязательства Минфина России по новации, то есть сумма, эквивалентная сумме дисконта по ГКО выпуска 21132RMFS, облагаемая налогом по ставке 15%.
Операции по дальнейшему выбытию (реализации, погашению) полученных по новации государственных ценных бумаг и доходов по ним должны отражаться в общеустановленном порядке на счетах реализации и счетах по учету доходов.
При реализации на вторичном рынке облигаций, полученных при новации, доход в виде процентов исчисляется в следующем порядке:
по облигациям ОФЗ-ФД доход в виде процентов исчисляется в виде разницы между суммой накопленного купонного дохода, полученного при реализации и включенного в цену сделки, и суммой накопленного купонного дохода, уплаченного при приобретении этих облигаций на вторичном рынке, а для первых владельцев облигаций - суммой накопленного купонного дохода, исчисленного с даты выпуска облигаций (даты начала начисления дохода по очередному купону) до даты реализации (погашения);
в связи с тем, что статьей 43 Налогового кодекса РФ процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления), по облигациям ГКО доход рассчитывается в зависимости от времени нахождения облигаций на балансе владельца исходя из доходности, заранее заявленной (установленной) в условиях выпуска, а для первых владельцев облигаций - суммой дохода, исчисленного с даты выпуска облигаций до даты реализации (погашения) (глобальным сертификатом ГКО выпуска № 21132RMFS предусмотрено, что срок обращения облигаций составляет 84 дня, номинальная стоимость одной облигации - 1000 руб., цена первичного размещения - 935,42 руб. Исходя из доходности 30% годовых к погашению, доход по указанному выпуску ГКО составит 64,58 руб. А по ГКО выпуска № 21133RMFS со сроком обращения 168 дней, номинальной стоимости одной облигации - 1000 руб. и цене первичного размещения - 878,67 руб., исходя из доходности 30% годовых к погашению, доход составит 121,33 руб.).
Проводимая реструктуризация ГКО-ОФЗ изменила ситуацию на рынке ценных бумаг. Вероятно, организации, получившие в результате новации новые государственные ценные бумаги с длительным сроком обращения, при их реализации будут нести убытки. В целях снижения негативных последствий для организаций, осуществивших реструктуризацию (новацию) ГКО-ОФЗ (первичных участников рынка ценных бумаг), разрешено убытки, полученные при реструктуризации (новации) или при реализации полученных в результате реструктуризации (новации) новых государственных ценных бумаг, принимать в уменьшение дохода от купли - продажи всех ценных бумаг как обращающихся, так и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг.
Указанный порядок нашел отражение в п. 3 ст. 1 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

Список
использованных законодательных и нормативных актов

1) Налоговый кодекс Российской Федерации;
2) Гражданский кодекс Российской Федерации;
3) Закон РФ от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
4) Федеральный закон от 31.07.98 № 141-ФЗ "О внесении дополнений в статью 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
5) Федеральный закон от 29.12.98 № 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики";
6) Федеральный закон от 31.03.93 № 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
7) Федеральный закон от 22.04.96 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";
8) Инструкция ГНС РФ от 10.08.95 № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций";
9) Порядок отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами, утвержденный приказом Минфина РФ от 15.01.97 № 2;
10) План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 01.11.91 № 56;
11) Правила отражения профессиональными участниками рынка ценных бумаг и инвестиционными фондами в бухгалтерском учете отдельных операций с ценными бумагами, утвержденные постановлением ФКЦБ РФ от 27.11.97 № 40;
12) Положение об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.05.94 № 490;
13) Распоряжение Правительства РФ от 12.12.98 № 1787-р "О новации по государственным ценным бумагам";
14) Письмо МНС РФ от 23.09.99 № ВГ-6-05/751;
15) Письмо МНС РФ от 21.07.99 № ВП-6-05/572@;
16) Письмо ГНС РФ от 18.12.98 № ВНК-6-05/890@;
17) Письмо ГНС РФ от 23.09.94 № НП-6-01/362 и Минфина РФ от 21.09.94 № 130 "О порядке применения отдельных пунктов Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.94 № 490";
18) Указание Банка России от 05.02.99 № 497-У "О порядке бухгалтерского учета операций замены ГКО/ОФЗ при новации государственных ценных бумаг, проводимой в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 1998 г. № 1787-р";
19) Распоряжение ФКЦБ РФ от 05.10.98 № 1087-р "Об утверждении порядка расчета рыночной цены эмиссионных ценных бумаг, допущенных к обращению на фондовой бирже или через организатора торговли на рынке ценных бумаг и установлении предельной границы колебаний рыночной цены";
20) Положение о порядке осуществления новации по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до заявления Правительства РФ и ЦБ РФ от 17 августа 1998 г. путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства и частичной выплатой денежных средств, утвержденное Минфином РФ и Банком России 21.12.98 N№ 258, 375-Т;
21) Письмо ФКЦБ РФ от 26.04.99 № ИБ-05/2158;
22) Письмо ФКЦБ России от 20.04.99 № АК-02/2043;
23) Положение о налогообложении операций с облигациями внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ), утвержденное письмом ГНС РФ и Минфина РФ от 26.02.98 N№ АП-4-05/1н; 12н.

Начальник отдела по работе
с кредитно - финансовыми
учреждениями и участниками
рынка ценных бумаг
В.А.БРЫНЗА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru