Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 13.07.1999
<ПО ДЕЛУ № 174 О НАРУШЕНИИ АДМИНИСТРАЦИЕЙ ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 13 июля 1999 года

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 174 о нарушении администрацией Дзержинского района г. Волгограда п. 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
1. Заявители - ООО "ВТС", ИЧП "ВЭНС" (юр. адрес: Волгоград, ул. 8-й Воздушной Армии, 47-71), ООО "Омега" (юр. адрес: Волгоград, ул. Огарева, 15, комн. 104) ООО "Синдикат" (юр. адрес: Волгоград, ул. Краснополянская, 38), ТОО "СЛЭК" (юр. адрес: Волгоград, ул. Днестровская, 12-31), частные предприниматели Бутенко С.Н. (свидетельство о государственной регистрации № 12008 от 13.10.1998, юр. адрес: Волгоград, ул. 8-й Воздушной Армии, 39-31) и Маринин С.А. на основании статей 23, 66 Гражданского кодекса РФ являются коммерческими организациями и в соответствии со ст. 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" относятся к хозяйствующим субъектам.
Лицо, в отношении которого возбуждено дело, - администрация Дзержинского района г. Волгограда, в соответствии с пп. 1.2, 1.3 Положения об администрации Дзержинского района г. Волгограда, утвержденного Постановлением администрации г. Волгограда от 02.03.1998 № 269 "Об утверждении Положений об администрациях районов Волгограда", является территориальным структурным подразделением администрации Волгограда и осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Положением, как исполнительный орган местного самоуправления и наделено всеми правами юридического лица.
2. Дело № 174 возбуждено по коллективному заявлению предпринимателей, арендующих у администрации Дзержинского района г. Волгограда (далее - администрация) земельные участки под временные сооружения - киоски, на территории пересечения ул. Ангарской и ул. Рокоссовского, на остановке "Станция переливания крови". Согласно заявлению администрация, ссылаясь на свое постановление, потребовала от предпринимателей переноса киосков с занимаемых ими мест на территорию рынка ООО "Волга-Сто".
Строительство рынка ведется по ул. Ангарской на территории между станцией переливания крови и областной клинической больницей. В настоящее время строительство рынка не закончено. В связи с отсутствием инфраструктуры рынка, в том числе действующих торговых рядов, которые привлекли бы внимание покупателей, его неудобным расположением (отсутствие подъездных путей, неудобное расположение остановок городского транспорта) данное место торговли является неприемлемым для переноса на него киосков. Помимо этого, администрация рынка устанавливает по сравнению с администрацией более высокие ставки арендной платы за места на рынке. Так, в районный бюджет в качестве арендной платы в настоящее время перечисляется около 400 рублей. Арендная плата на рынке, по словам директора рынка, будет составлять 500 рублей, а в дальнейшем повысится до 1000 рублей. Кроме того, при установке киосков на рынок их владельцам придется заплатить 3000 рублей с каждого киоска за подключение к электроэнергии.
По мнению заявителей, требование администрации о переносе киосков на рынок ООО "Волга-Сто" ограничивает их самостоятельность в выборе места торговли, ущемляет их интересы, а также создает благоприятствующие условия деятельности для ООО "Волга-Сто".
3. На заседание Комиссии стороны по делу представили следующую информацию и документы.
Администрация Дзержинского района г. Волгограда:
1) перенос киосков, расположенных на пересечении ул. Ангарской и ул. Рокоссовского, а также киосков с территории, прилегающей к областной клинической больнице, осуществляется на основании пункта 3 Постановления администрации Дзержинского района г. Волгограда № 1036 от 16.06.1998 "Об организации рынка, утверждении схемы генплана рынка "Волга" ТОО "Волга-Сто" по ул. Ангарской и передислокации торговых киосков на территорию рынка" и на основании распоряжения администрации Дзержинского района г. Волгограда № 312-р от 01.07.1998 "О благоустройстве территории зеленого рынка по ул. Ангарской".
Кроме того, существует Постановление администрации Дзержинского района г. Волгограда № 1524 от 18.09.1997 "О демонтаже и вывозе временных сооружений с территории, прилегающей к областной клинической больнице", согласно которому всем владельцам торговых киосков и павильонов, расположенных по ул. Ангарской на территории, прилегающей к областной клинической больнице, в течение месяца со дня выхода данного постановления необходимо демонтировать и вывезти временные сооружения собственными силами;
2) строительство рынка "Волга" по ул. Ангарской на территории между областной клинической больницей и станцией переливания крови осуществляет ООО "Волга-Сто" (свидетельство о государственной регистрации № 7458, рег. номер 2662 от 29.09.1994; юридический адрес: 400117, Волгоград, бульвар Победы, 39; директор Аверин Петр Иванович). Размещение рынка "Волга" на указанной территории согласовано с администрацией г. Волгограда, что подтверждается Постановлением администрации г. Волгограда № 644 от 21.05.1998 "О предварительном согласовании места размещения объекта ТОО "Волга-Сто". В настоящее время строительство рынка не закончено. В связи с этим акта ввода в эксплуатацию указанного рынка и документов, подтверждающих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество - рынок "Волга", в настоящее время нет;
3) срок действия договоров аренды, заключенных с заявителями, в том числе с ООО "Синдикат" (договор № 153 от 15.05.1997, пролонгирован до 01.05.1999), ИЧП "ВЭНС" (№ 180 от 10.06.1997, пролонгирован до 01.04.1999), ТОО "СЛЭК" (№ 282 от 02.02.1998, пролонгирован 01.04.1998), ЧП Бутенко С.Н. (№ 437 от 01.02.1999, пролонгирован до 01.05.1999), ТОО "Омега" (№ 295 от 24.02.1998, пролонгирован до 01.05.1999) в настоящее истек. Дальнейшей пролонгации договоров не будет, так как администрация считает необходимым полностью освободить указанную территорию от киосков. Одной из причин переноса киосков с остановки является создание неблагоприятных условий для работы транспорта (менее 4 метров от киосков до трамвайной линии), непосредственная их близость к станции переливании крови, а также жалобы граждан на некачественную торговлю;
4) данными о строительстве павильона на территории остановки "Станция переливания крови", а также о проведении (отсутствии) конкурса на право аренды земельного участка для строительства павильона представитель администрации не располагает.
Заявители:
1) договоры аренды земельных участков на указанной территории с администрацией заключались на протяжении 1997 - 1998 гг. сроком на 1 год и регулярно пролонгировались, претензии со стороны администрации отсутствовали. Начиная с 1998 г. договоры стали заключаться сроком на 2 - 3 месяца. По мнению заявителей, это связано с решением о начале строительства рынка "Волга" ООО "Волга-Сто" и, соответственно, с решением администрации перенести киоски на данный рынок. Причем администрация настойчиво требует переноса киосков именно на рынок "Волга";
2) согласно устному заявлению главы администрации Дзержинского района, сделанному на встрече с предпринимателями, перенос киосков на территорию рынка будет осуществлен только после окончания его строительства и ввода в эксплуатацию. В настоящее время строительство рынка не завершено. Однако в настоящее время демонтаж киосков и их перенос требуют осуществить в срок до 15.07.1999;
3) администрация района требует переноса с территории остановки "Станция переливания крови" не всех киосков. В частности, переносу не подлежит киоск "Колбасы", принадлежащий ЧП Арутюняну. По сведениям, на месте киосков, подлежащих переносу, начато строительство торгового павильона. Конкурс на право аренды земли под торговый павильон администрацией не проводился. Ряд заявителей в течение 1998 года обращался в администрацию с заявлением на право аренды земли под строительство павильона, в том числе была коллективная заявка. Ответ на данные обращения от администрации не получен;
4) киоски рассчитаны на продажу товаров импульсной покупки, которые продаются во многих местах и приобретаются покупателями без предварительного планирования и поиска. В силу этого такие торговые точки имеют специфический ассортимент - мороженое, кондитерские изделия, напитки, продукты быстрого приготовления, кофе, чай, табачные изделия и т.п., то есть товары повседневного спроса, которые потребитель обычно покупает часто, без раздумий и с минимальными затратами на их сравнение между собой. Поэтому объекты торговли товарами импульсной покупки, в частности киоски, должны располагаться в местах массового скопления потенциальных покупателей, у них "на глазах", иначе потребитель мог бы и не подумать об их приобретении. Например, в ожидании транспорта покупатель может приобрести газеты, табачные изделия и т.п. Неудобное расположение рынка, отсутствие на нем инфраструктуры и действующих торговых рядов, которые могли бы привлечь на рынок потенциальных покупателей товаров импульсной покупки, делают его непривлекательным для продажи данной категории товаров.
Кроме того, основная выручка в киоски поступает в вечернее время суток, то есть после закрытия магазинов, также торгующих товарами повседневного спроса. Из практики известно, что покупки на рынках, в том числе зеленых, потребители производят в утренние и дневные часы и преимущественно в выходные дни. В это время покупатели, пришедшие на рынок, являются и потенциальными потребителями товаров импульсного спроса, реализуемых в киосках. После окончания на рынке торговли основными продуктами резко сокращается основной поток покупателей, и киоски лишаются вечерней выручки, составляющей значительную часть их дохода. Учитывая, что традиционными местами расположения киосков являются остановки городского транспорта и улицы с интенсивными пешеходными потоками, перенос киосков на рынок, неблагоприятно расположенный по отношению к развязке остановок городского транспорта, жилому сектору и оживленным улицам, лишит их владельцев преимущественной части выручки и, возможно, разорению большинства предпринимателей;
5) помимо затрат, которые предпринимателям придется произвести в связи с переносом киосков на рынок (демонтаж, транспортировка, установка, подключение к коммуникациям) и возможной сменой ассортимента, владельцы киосков уже произвели ряд затрат, связанных с организацией торговли на территории остановки "Станция переливания крови" (представлен расчет на содержание торгового киоска), а именно:
- оплатили лицензию на право торговли алкогольной продукцией. В настоящее время администрация в связи с переносом киосков на рынок исключила указанные киоски из дислокации предприятий, реализующих алкогольные напитки. Таким образом, предприниматели, понеся определенные затраты, не могут осуществлять торговлю данным товаром и, соответственно, окупить свои затраты;
- произвели "добровольные" взносы в Фонд социального развития района каждый раз при получении разрешения на право торговли в размере 100 - 150 рублей с каждого киоска, так как торговый отдел администрации без предъявления документа, подтверждающего внесение взносов, не выдает разрешения на торговлю.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия пришла к следующим выводам:
1. ООО "Волга-Сто", ведущее строительство рынка "Волга" по ул. Ангарской на территории между станцией переливания крови и областной клинической больницей, является коммерческой организацией и, соответственно, должно осуществлять свою предпринимательскую деятельность самостоятельно, на свой риск.
ООО "Волга-Сто", организовав рынок, должно самостоятельно, используя рыночные механизмы, привлекать на него потенциальных клиентов, которые будут арендовать на рынке земельные участки под временные сооружения (киоски), а также нести риск возможных непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества в связи со случайным изменением условий экономической деятельности и неблагоприятными обстоятельствами, в том числе отсутствием желающих арендовать земельные участки на территории рынка.
2. Подпункт "г" пункта 3.13 Положения об администрации Дзержинского района г. Волгограда, утвержденного Постановлением администрации г. Волгограда от 02.03.1998 № 269, наделяет ее полномочиями по созданию условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, работами или иными услугами, организации районных рынков и ярмарок. Однако осуществление указанных полномочий должно происходить в рамках действующего законодательства и не ущемлять права и законные интересы хозяйствующих субъектов и граждан.
3. В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 29 января 1992 г. № 65 "О свободе торговли" установлено, что предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена, аэропортов, пассажирских судов и поездов, вокзалов, территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления, детских дошкольных и школьных учреждений. Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе (принимая во внимание особенности своей деятельности) самостоятельно выбирать место торговли из числа установленных органами исполнительной власти и реализовывать свое свободное право собственника, использовать по своему усмотрению имеющиеся ресурсы и деньги.
4. Администрация Дзержинского района г. Волгограда, закрепив в указанном выше Постановлении № 1036 от 16.06.1998 передислокацию торговых киосков, расположенных на пересечении ул. Ангарской и ул. Рокоссовского, и с территории, прилегающей к областной клинической больнице, на территорию рынка "Волга", фактически обеспечила ООО "Волга-Сто" часть клиентов, которые будут арендовать не рынке земельные участки и, соответственно, приносить арендодателю регулярный доход. Тем самым администрация исключила вероятность возникновения у ООО "Волга-Сто" потерь, связанных с отсутствием хозяйствующих субъектов, желающих арендовать у ООО "Волга-Сто" земельные участки под временные сооружения (киоски).
Следовательно, администрация Дзержинского района г. Волгограда, издав Постановление № 1036 от 16.06.1998 "Об организации рынка, утверждении схемы генплана рынка "Волга-Сто" по ул. Ангарской и передислокации торговых киосков на территорию рынка", в котором закреплен обязательный перенос киосков на территорию рынка, ограничила самостоятельность хозяйствующих субъектов, арендующих земельные участки под временные сооружения (киоски) на территории пересечения ул. Ангарской и ул. Рокоссовского и территории, прилегающей к областной клинической больнице, в праве выбора мест торговли из числа установленных органами местного самоуправления, создала ООО "Волга-Сто" благоприятствующие условия деятельности. Данные действия администрации Дзержинского района имеют либо могут иметь своим результатом ущемление интересов хозяйствующих субъектов, чьи киоски переносятся на территорию рынка "Волга".
Руководствуясь п. 1 ст. 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать действия администрации Дзержинского района г. Волгограда, выразившиеся в принятии п. 3 Постановления № 1036 от 16.06.1998 "Об организации рынка, утверждении схемы генплана рынка "Волга-Сто" по ул. Ангарской и передислокации торговых киосков на территорию рынка", нарушением п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Выдать администрации Дзержинского района г. Волгограда предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
- внести изменения в Постановление главы администрации Дзержинского района г. Волгограда № 1036 от 16.06.1998 "Об организации рынка, утверждении схемы генплана рынка "Волга-Сто" по ул. Ангарской и передислокации торговых киосков на территорию рынка", исключив пункт 3 указанного постановления.
3. Рекомендовать администрации Дзержинского района г. Волгограда не принимать радикальных действий, в том числе снос киосков, расположенных на территории пересечения ул. Ангарской и ул. Рокоссовского и территории, прилегающей к областной клинической больнице, до принятия решения о выборе места торговли из числа установленных органами исполнительной власти.
4. По фактам, изложенным заявителями на рассмотрении дела, но не подтвержденным письменными доказательствами, продолжить расследование.
Решение Комиссии вступает в силу с момента его оглашения.
Решение и предписание Комиссии по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства может быть обжаловано в течение шести месяцев с момента его вынесения.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Т.В.КОСЯК
А.А.СУХАНОВА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 13 июля 1999 г. № 174

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Территориального управления Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего решения от 13 июля 1999 г. по делу № 174 о нарушении администрацией Дзержинского района г. Волгограда п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предписывает:
Администрации Дзержинского района г. Волгограда прекратить нарушение п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а именно: внести изменения в Постановление главы администрации Дзержинского района г. Волгограда № 1036 от 16.06.1998 "Об организации рынка, утверждении схемы генплана рынка "Волга-Сто" по ул. Ангарской и передислокации торговых киосков на территорию рынка", исключив пункт 3.
Представить доказательства исполнения предписания в течение двух недель с момента его получения.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнения предписания или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 23, 24 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" коммерческие и некоммерческие организации и их руководители, должностные лица органов исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Т.В.КОСЯК
А.А.СУХАНОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru