Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Волгоградского ТУ ГАК РФ от 31.07.1998
<ПО ДЕЛУ № 135 О НАРУШЕНИИ НИЖНЕ-ВОЛЖСКОЙ ТАМОЖНЕЙ ЗАКОНА РСФСР "О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВОЛГОГРАДСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМИТЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 31 июля 1998 года

(извлечение)

Комиссия ВТУ ГАК России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 135 о нарушении Нижне-Волжской таможней п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
1. Дело № 135 возбуждено по заявлению ОАО "Волгоград-Лада" в отношении Нижне-Волжской таможни по признакам нарушения п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Своим письмом от 17.03.98 № 01/20/1562 Нижне-Волжская таможня уведомила заявителя о том, что прекращает прием заключений специалистов ОАО "Волгоград-Лада" о стоимости перемещаемых через границу транспортных средств. Причина отказа состоит в том, что Нижне-Волжская таможня заключила контракт с ГУП "Волга-Терминал" на проведение оценочных работ.
Заявитель считает, что данные действия Нижне-Волжской таможни приводят к монополизации деятельности ГРП "Волга-Терминал" и ущемляют его права, так как препятствуют ОАО "Волгоград-Лада" заниматься деятельностью, оговоренной уставом предприятия и подтвержденной лицензией на право осуществления оценочной деятельности, а также права граждан, так как отсутствие конкуренции позволяет ГРП "Волга-Терминал" завышать цены на оказываемые услуги.
Заявитель просит рассмотреть действия Нижне-Волжской таможни на соответствие антимонопольному законодательству и принять соответствующие меры.
К заявлению приложена копия письма Нижне-Волжской таможни от 17.03.98 № 01/20/1562.
2. Согласно ответу Нижне-Волжской таможни от 07.05.98 № 06-06/2655 таможенная стоимость транспортного средства, ввозимого на территорию Российской Федерации, заявляется таможне физическим лицом (декларантом) самостоятельно и должна основываться на достоверной и документально подтвержденной информации. В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 21.05.93 № 5003-1 "О таможенном тарифе" таможня осуществляет контроль за заявленной таможенной стоимостью и вправе принимать решения о правильности заявленной физическим лицом таможенной стоимости. При отсутствии документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость или при наличии оснований полагать, что представленные документы недостоверны, таможня вправе самостоятельно определить таможенную стоимость ввозимого транспортного средства. Участие организаций, производящих оценку стоимости транспортных средств, возможно только при спорных вопросах физического лица с таможней. В Волгоградской области экспертную оценку производят три организации - ОАО "Волгоград-Лада", ГУП "Волга-Терминал" и судмедэкспертиза.
В соответствии с письмом Нижне-Волжской таможни от 08.06.98 № 13-09/3378 декларант в качестве средств доказывания достоверности заявленной таможенной стоимости имеет право использовать наряду с прочими документами заключение эксперта соответствующей организации. На заседании Комиссии установлено, что в законодательстве отсутствует норма, определяющая статус организаций, имеющих право выдавать данные заключения (протокол от 08.06.98).
Таким образом, при таможенном оформлении транспортного средства таможенный орган принимает декларацию либо от физического лица, либо от организации-декларанта на договорной основе. Физическое лицо в качестве средств доказывания заявленной стоимости транспортного средства может представлять заключение экспертной организации.
3. ГУП "Волга-Терминал" привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица, так как, согласно заявлению, с ним заключен договор Нижне-Волжской таможней на проведение оценочных работ. В соответствии с уставом ГУП "Волга-Терминал" является государственным унитарным предприятием, созданным Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее - ГТК России) от 24.01.94 № 33. Предметом деятельности ГУП "Волга-Терминал" в том числе являются: сооружение и эксплуатация таможенных складов, складов временного хранения, оказание брокерских услуг по таможенному оформлению и выполнению других посреднических функций в области таможенного дела. В устав ГУП "Волга-Терминал" 20.11.97 были внесены дополнения, позволяющие ГУП "Волга-Терминал" проводить экспертную оценку товаров и транспортных средств в целях определения их таможенной стоимости. Кроме того, ГУП "Волга-Терминал" имеет свидетельство Нижне-Волжской таможни № 06500/03 от 27.01.93 о признании его декларантом товаров, перемещаемых через границу, на право осуществления деятельности декларанта на договорной основе.
Помимо ГУП "Волга-Терминал" данное свидетельство, позволяющее осуществлять деятельность декларанта на договорной основе, имеют еще семь хозяйствующих субъектов на территории Волгоградской области.
В соответствии с уставом ОАО "Волгоград-Лада" производит технические экспертизы с оформлением документов по возмещению ущерба, связанного с ремонтом и восстановлением автомобилей. ОАО "Волгоград-Лада" имеет лицензию от 14.05.98 № 00007 на осуществление деятельности по оценке машин и оборудования, в том числе транспортных средств. Свидетельства о признании ОАО "Волгоград-Лада" декларантом товаров не имеет.
4. По сведениям, полученным на заседании Комиссии, установлено, что Нижне-Волжская таможня не заключала с контракта с ГУП "Волга-Терминал". Согласно устным пояснениям и.о. начальника Нижне-Волжской таможни Хоботова Г.В. в письме от 17.03.98 № 01/20/1562, направленном ОАО "Волгоград-Лада", речь идет не о контракте или ином соглашении с ГУП "Волга-Терминал", а об изменениях устава ГУП "Волга-Терминал" от 20.11.97, позволяющих ему заниматься экспертной оценкой товаров и транспортных средств в целях определения их таможенной стоимости. В связи с этим ГУП "Волга-Терминал" перестало нуждаться в услугах ОАО "Волгоград-Лада" по оценочной деятельности транспортных средств (протокол заседания от 08.06.98).
Согласно договору, заключаемого ГУП "Волга-Терминал" с лицами, осуществляющими перемещение транспортных средств (заказчиками), в обязанности ГУП "Волга-Терминал" входит в том числе и осмотр транспортного средства в целях уточнения таможенной информации, используемой для таможенного оформления: соответствие заявленных и имеющихся существенных характеристик, влияющих на определение таможенной стоимости, производит ее предварительный расчет. Причем заказчик несет полную юридическую ответственность за достоверность и точность документов и сведений, представляемых ГУП "Волга-Терминал".
5. Приказом Нижне-Волжской таможни от 05.09.97 № 442 утверждена Технологическая схема таможенного оформления транспортных средств. Согласно п. 3.3 Технологической схемы должностное лицо таможенного органа принимает от декларанта декларацию с пакетом документов, подтверждающих законность перемещения транспортного средства и его таможенную стоимость. В качестве одного из документов указан акт экспертной оценки. Перечень документов, указанный в п. 3.3, закрытый. Кроме того, пункт 4.2 определяет, что если документы, подтверждающие таможенную стоимость (акт экспертизы), отсутствуют или заявленная в декларации таможенная стоимость явно занижена, то должностное лицо, ответственное за определение таможенной стоимости, определяет ее по имеющимся в его распоряжении справочникам.
На заседании Комиссии представителями Нижне-Волжской таможни было заявлено, что на данный момент акты экспертной оценки декларантам представлять не обязательно (протокол от 30.06.98). Однако никаких документов, подтверждающих данное заявление, не представлено. В Технологической схеме также нет никаких оговорок об обязательности или необязательности представления акта экспертной оценки.
6. Согласно справке, представленной ОАО "Волгоград-Лада", от 08.07.98 № 158 в период с 01.01.96 по 01.1.98 организацией было оформлено 6170 оценочных заключений стоимости транспортных средств, что составляет около 770 заключений в квартал. В период с 01.01.98 по 25.03.98 (то есть до момента получения письма Нижне-Волжской таможни) - 511 заключений. Сокращение числа выданных заключений можно отнести за счет выхода на рынок нового субъекта - ГУП "Волга-Терминал", получившего право проведения экспертной оценки товаров и транспортных средств. Однако с 25.03.98 по 08.07.98 ОАО "Волгоград-Лада" было оформлено всего лишь 197 заключений, то есть почти в 4 раза меньше, чем в 1996-1997 гг. и в 2,5 раза меньше, чем за 1 квартал 1998 г. Формулировка текста письма Нижне-Волжской таможни позволяет сделать вывод о том, что таможенные органы не будут принимать никакие экспертные заключения ОАО "Волгоград-Лада", в том числе представленные декларантами в качестве средства доказывания заявленной таможенной стоимости. Следствием данного письма явилось резкое сокращение выданных заключений о стоимости транспортного средства.
Таким образом, действия Нижне-Волжской таможни, а именно некорректный отказ ОАО "Волгоград-Лада" в приеме заключений, создали для данного хозяйствующего субъекта дискриминирующие условия по сравнению с другими организациями, осуществляющими оценочную деятельность товаров и транспортных средств, ущемили его интересы и могли иметь своим результатом ограничение конкуренции.
7. На заседании Комиссии 08.07.98 представители ОАО "Волгоград-Лада" заявили о том, что ОАО "Волгоград-Лада" был заключен договор с Внештрансом, являющимся декларантом на договорной основе, о проведении экспертной оценки транспортных средств при определении таможенной стоимости. Прием заключений экспертов ОАО "Волгоград-Лада" Нижне-Волжской таможней производится, все спорные вопросы урегулированы.
Выслушав заявления участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам:
1. Отказ Нижне-Волжской таможни в принятии заключений о стоимости транспортных средств, выданных ОАО "Волгоград-Лада", при оформлении таможенной декларации направлен на создание благоприятствующих условий деятельности ГУП "Волга-Терминал" и дискриминирующих - для ОАО "Волгоград-Лада" и имеет своим результатом ограничение конкуренции на рынке услуг по оценке транспортных средств, то есть Нижне-Волжская таможня нарушила п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. В процессе рассмотрения Нижне-Волжская таможня приняла меры к добровольному устранению нарушения. В связи с чем заявлено ходатайство о прекращении производства.
Учитывая вышесказанное, а также принимая во внимание добровольное устранение Нижне-Волжской таможней нарушения антимонопольного законодательства, руководствуясь п. 1 ст. 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия решила:
1. Нижне-Волжская таможня нарушила п. 1 ст. 7 Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Учитывая добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства, предписание по делу № 135 не выдавать.
3. Рекомендовать Нижне-Волжской таможне привести п. 3.3 Технологической схемы таможенного оформления транспортных средств, утвержденной Приказом от 05.09.98 № 442, в соответствие с действующим таможенным и антимонопольным законодательством, не допускающими двоякого толкования обязанности декларантов представлять акты экспертной оценки стоимости транспортных средств.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в арбитражном суде, за исключением требований, на которые исковая давность не распространяется.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
И.Н.МИРСАЛИМОВА
А.А.СУХАНОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru