Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Волгоградского ТУ ГАК РФ от 26.01.1998
"ПО ДЕЛУ № 122 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВОЛГОГРАДСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМИТЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 26 января 1998 года

ПО ДЕЛУ № 122 О НАРУШЕНИИ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Волгоградского территориального управления ГАК России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 122 о нарушении п. 1 ст. 7 и ст. 8 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" Администрацией Кировского района г. Волгограда и п. 1 ст. 5 и ст. 8 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" МУП "Радоница", установила:
Дело № 122 было возбуждено 14 ноября 1997 г. на основании заявления ТОО "Ритуал" от 17.10.97, в котором заявитель жаловался на действия Администрации Кировского района г. Волгограда и МУП "Радоница", препятствовавших осуществлению предпринимательской деятельности "Ритуалом", что выразилось в следующем.
ТОО "Ритуал" с 1987 г. работает на рынке ритуальных услуг, имеет лицензию № 020 - 054 от 31.01.97, разрешающую осуществлять захоронение и перезахоронение при наличии договора с администрацией кладбища. После издания постановления Администрации Кировского района от 06.02.97 № 102-п МУП "Радоница" препятствует "Ритуалу" производить откоп могил на кладбище Кировского района, т.к. это стало прерогативой МУП "Радоница". "Радоница" неоднократно не выполняла свои обязательства по своевременной подготовке могил для производства захоронений "Ритуалом". "Ритуал" же готов оказывать услугу рытья могил по цене более низкой, чем предусмотрено областной администрацией.
Заключить с МУП "Радоница" договор о праве производить захоронение и перезахоронение на Кировском кладбище невозможно ввиду того, что "Радоница" выдвигает не приемлемое для "Ритуала" требование о содержании нескольких ставок рабочих кладбища. Наконец, "Радоница" практикует выделение участков худшего качества для захоронений, производимых "Ритуалом", и взыскание "благотворительного взноса" на содержание кладбища.
В дополнение к заявлению были представлены следующие документы:
копия лицензии № 020-054 от 31.01.97, выданной Жилищно-коммунальным комитетом Администрации Волгоградской области ТОО "Ритуал" и разрешающей ему осуществление деятельности по оказанию ритуальных услуг (прием заказа и заключение договора на организацию похорон, изготовление деревянных гробов, захоронение и перезахоронение);
копия решения ЖКК от 31.01.97 № 8 о выдаче ТОО "Ритуал" вышеупомянутой лицензии с условием, что захоронение и перезахоронение разрешается осуществлять при наличии разрешения (договора) собственника (владельца) кладбища;
гарантированный перечень услуг по погребению с указанием цен, предусмотренных распоряжением Администрации Волгоградской области от 03.02.97 № 101-р;
текст постановления Администрации Кировского района г. Волгограда от 06.02.97 № 102-п "Об организации погребения умерших и оказании ритуальных услуг в районе";
объяснительные организаторов похорон.
Из текста постановления Администрации Кировского района г. Волгограда от 06.02.97 № 102-п следует:
организация погребения умерших и оказание ритуальных услуг в Кировском районе с 01.02.97 возлагаются на МУП "Радоница" (п. 1);
на МУП "Радоница" возлагается ответственность за содержание и благоустройство кладбища в поселке Старая Отрада (п. 3);
за МУП "Радоница" закрепляется оказание услуг гражданам по выделению участка под захоронение и подготовку могилы. Дополнительные услуги, связанные с захоронением, могут производить и другие предприятия независимо от форм собственности при наличии лицензии и договора с МУП "Радоница" (п. 6).
В объяснительных гр. Котлярова А.М. и Собакинских Н.А. сообщается, что 06.09.97 и 09.09.97 МУП "Радоница" не выполнила своевременно свои обязанности по подготовке 2 могил, в результате чего похороны были задержаны.
На заседании Комиссии заявитель подтвердил содержащуюся в заявлении информацию и требование обеспечить ему возможность свободного оказания ритуальных услуг, в том числе и откоп могил.
Представитель МУП "Радоница" не опроверг фактов запрета ТОО "Ритуал" производить рытье могил и требования заключить договор для предоставления мест под захоронения с условием оплаты расходов по содержанию кладбища. Эти свои действия "Радоница" считает правомерными, т.к. они основаны на постановлении Кировской районной администрации от 06.02.97 № 102-п и постановлении Администрации г. Волгограда от 13.03.96 № 139.
Представитель Администрации Кировского района пояснил, что постановление от 06.02.97 № 102-п принято на основании постановления Администрации г. Волгограда от 13.03.96 № 139 и что в соответствии с Уставом г. Волгограда Кировская администрация является структурным подразделением городской администрации, в связи с чем решения городской администрации обязательны для нее.
Представитель Администрации г. Волгограда признал, что постановление от 13.03.96 № 139 в п. 1 содержит некорректные по отношению к Федеральному закону "О погребении и похоронном деле в Российской Федерации" формулировки и является нарушением антимонопольного законодательства.
Выслушав участников и исследовав представленные ими доказательства, Комиссия установила:
1. Постановление Кировской районной администрации от 06.02.97 № 102-п было принято во исполнение постановления Администрации г. Волгограда от 13.03.96 № 139, которым предусмотрено возложение организации похоронного дела в Кировском районе на МУП "Радоница". Постановлением Администрации г. Волгограда от 22.05.96 № 361 земельный участок для содержания кладбища в Кировском районе был передан МУП "Радоница" в бессрочное пользование. Поскольку "Радоница" представляет собой муниципальное предприятие - коммерческое юридическое лицо, ее хозяйственная деятельность направлена прежде всего на извлечение прибыли. Оказываемые ею ритуальные услуги не ограничиваются гарантированным перечнем, предусмотренным законом "О погребении...". С целью увеличения своего дохода и вытеснения конкурентов с рынка ритуальных услуг "Радоница" может воспользоваться своими правами бессрочного владельца. Например, определять выгодный ей режим деятельности на территории кладбища иных хозяйствующих субъектов, оказывающих ритуальные услуги, взимать с них сборы "на благоустройство территории", "на содержание работников кладбища".
Наделение муниципального предприятия землей на праве бессрочного владения создает для него благоприятствующие условия и противоречит действующему законодательству:
согласно ч. 2 ст. 113 ГК РФ, МУП может быть наделено муниципальным имуществом лишь на праве хозяйственного ведения. В то же время МУП в соответствии с ч. 5 ст. 113 ГК РФ отвечает по обязательствам всем своим имуществом. Значит, при определенных обстоятельствах кладбищенское имущество может быть передано кредиторам в порядке возмещения долга, что противоречит ч. 2 ст. 15 закона "О погребении...";
в отношении МУП "Радоница" со стороны Администрации г. Волгограда имели место распорядительные действия (постановление от 22.05.96 № 361 о передаче земельного участка), договор же о содержании кладбища не заключен.
Тем самым Администрация г. Волгограда нарушила норму абз. 7 п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", запрещающую органам местного самоуправления принимать акты и совершать действия, которые создают благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, в частности, предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара, если такие акты могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
2. Во исполнение постановления Администрации г. Волгограда от 13.03.96 № 139 "О погребении и похоронном деле в г. Волгограде" было принято постановление Администрации Кировского района г. Волгограда от 06.02.97 № 102-п "Об организации погребения умерших и оказании ритуальных услуг в районе". Пункт 1 данного постановления фактически представляет собой извлечение из п. 1 постановления № 139. Пункт 3 постановления № 102-п возлагает ответственность за содержание и благоустройство районного кладбища в поселке Старая Отрада на МУП "Радоница". По утверждению представителя Администрации Кировского района, данная норма принята на основании постановления Администрации г. Волгограда от 22.05.96 № 361, передающего территорию этого кладбища в бессрочное пользование МУП "Радоница". Данный акт, как установлено Комиссией ВТУ ГАК России, был издан с нарушением п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции...".
Пункт 6 постановления Администрации Кировского района г. Волгограда от 06.02.97 № 102-п закрепляет за МУП "Радоница" монопольное право на "оказание услуг гражданам по выделению участка под захоронение и подготовку могилы" на кладбище поселка Старая Отрада; иные предприятия могут производить "дополнительные услуги, связанные с захоронением ... при наличии лицензии и договора с МУП "Радоница".
Комиссия ВТУ ГАК России считает необходимым в первую очередь отметить, что выделение участка под захоронение не является ритуальной услугой, это обязанность администрации кладбища, следующая из ч. 3 ст. 18 закона "О погребении...". Другим подтверждением данного вывода может служить приложение № 10 к постановлению главы Администрации Волгоградской области от 26.11.97 № 661, согласно которому в гарантированный перечень услуг по погребению выделение участка под захоронение не входит даже в качестве бесплатной услуги.
Во-вторых, согласно тому же перечню, подготовка могилы входит в подгруппу услуг "погребение" и представляет собой единый комплекс услуг, включающий рытье могилы вручную (без надмогильных сооружений), разметку и расчистку места для могилы. Выделение участка под захоронение, по мнению ВТУ ГАК России, - это предусмотренное п. 15 Правил работы муниципальных кладбищ г. Волгограда внесение записи в книгу захоронений с указанием ФИО покойного и номера участка с выдачей удостоверения организатору похорон. Разметка же места для могилы - это определение ее положения на участке размером 5 кв. м по отношению к соседним захоронениям и границам участка.
В-третьих, подготовка могилы - самая дорогостоящая из услуг гарантированного перечня (224 р. 90 коп). Закрепляя монопольное право на ее оказание за отдельным предприятием (независимо от того, в чьем ведении находится кладбище), Администрация Кировского района предоставляет этому предприятию существенную льготу - искусственно завышает его доход и тем самым ограничивает конкуренцию на рынке данной услуги.
Требование п. 6 постановления Администрации Кировского района г. Волгограда от 06.02.97 № 102-п об обязательном заключении договоров между предприятиями, желающими оказывать "дополнительные услуги, связанные с захоронением" на кладбище пос. Старая Отрада, и МУП "Радоница" основано на сложившейся практике работы сектора лицензирования ЖКК Администрации Волгоградской области. В представленной заявителем копии решения ЖКК от 31.01.97 № 8 о выдаче лицензии ТОО "Ритуал" содержится условие, согласно которому захоронение и перезахоронение разрешается осуществлять при наличии разрешения (договора) собственника (владельца) кладбища. Однако Положением о порядке лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг (утверждено постановлением Правительства РФ от 26.12.95 № 1272) договор такого рода не указан в качестве обязательного условия выдачи лицензии. Также в распоряжении ВТУ ГАК России имеется акт сбора информации от 11.10.96, в котором заведующий сектором лицензирования ЖКК признает сложившуюся практику "изобретением" Комитета, введенным по просьбе "владельцев кладбищ" (т.е. муниципальных предприятий, имеющих в бессрочном владении землю, где располагаются кладбища). Таким образом, требование об обязательном заключении договора на право оказания ритуальных услуг на кладбище пос. Старая Отрада с МУП "Радоница" является незаконным.
Комиссия ВТУ ГАК России расценивает издание п. 6 постановления Администрации Кировского района г. Волгограда от 06.02.97 № 102-п как предоставление МУП "Радоница" льготы, обеспечивающей ему:
доминирующее положение на рынке услуг по подготовке могил на кладбище пос. Старая Отрада в Кировском районе;
возможность своими действиями создавать себе благоприятные условия деятельности на рынке иных ритуальных услуг (в тех же территориальных границах), навязывая конкурентам невыгодные условия договоров, тем самым вытесняя их с рынка или устанавливая барьер для входа на него.
Таким образом, Администрация Кировского района г. Волгограда нарушила абз. 7 п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", запрещающий органам местного самоуправления принимать акты, создающие благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, в частности, предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту льготы, ставящие его в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара, если такие акты могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
3. Как установлено Комиссией ВТУ ГАК России, п. 3 постановления Администрации Кировского района г. Волгограда от 07.02.07 № 102-п возлагает ответственность за содержание и благоустройство районного кладбища в поселке Старая Отрада на МУП "Радоница". Еще раньше эта обязанность была предусмотрена договором на оказание ритуальных услуг и услуг по содержанию и благоустройству районного кладбища между "Радоницей" и МУП УЖКХ от 01.07.96. Это позволяет утверждать, что МУП "Радоница" занимает доминирующее положение на рынке данной услуги. Помимо этого, пунктом 6 постановления Администрации Кировского района г. Волгограда от 07.02.07 № 102-п "Радонице" предоставлено право безусловно требовать от хозяйствующих субъектов, желающих оказывать "дополнительные" ритуальные услуги на указанном кладбище, заключения с ней специальных договоров.
В распоряжение Комиссии были представлены копия такого договора с ТОО "Ритуал" от 10.11.95 № 1 (утратил силу с 01.01.97) и проект договора на 1997 г., разработанного "Радоницей" (отвергнут "Ритуалом" как невыгодный). Согласно первому, "Радоница" обязуется предоставлять места под захоронение в соответствии с планом кладбища и осуществлять работы по содержанию и благоустройству территории кладбища. "Ритуал" обязуется осуществлять захоронения на указанных "Радоницей" местах с соблюдением санитарных норм, регистрировать захоронения и уплачивать "Радонице" 50000 руб. с каждого захоронения. Условия проекта нового договора в отличие от действовавшего предусматривали, что "Радоница" выделяет участки уже с подготовленными могилами, а сумма, подлежащая уплате "Ритуалом" "на уход и содержание кладбища", выросла до 106000 руб. с каждого захоронения.
Таким образом, оба договора содержат нарушения действующего законодательства, т.к. предусматривают условия, ущемляющие интересы ТОО "Ритуал". Договором между "Радоницей" и МУП УЖКХ предусмотрено финансирование деятельности по содержанию кладбища из районного бюджета. Следовательно, никакие поборы на эти цели с других хозяйствующих субъектов недопустимы. Ссылка "Радоницы" на недостаточное финансирование и сокращение соответствующей статьи районного бюджета не может быть принята во внимание, т.к. речь идет не о кредитовании, а о требовании безвозвратной передачи денежных средств "Ритуалом". Вопрос финансирования должен решаться с заказчиком услуги по содержанию кладбища, а не с хозяйствующими субъектами, действующими на рынке.
Предоставленное "Радонице" право бессрочного пользования территорией кладбища, право контроля за содержанием кладбища и право осуществлять подготовку могил обеспечивают ей доминирующее положение на рынке услуг по подготовке могил и по содержанию кладбища. Доля "Радоницы" на этих рынках в 1997 г. составила 100%. Пользуясь доминирующим положением на рынке услуг по содержанию кладбища, "Радоница" предъявляет "Ритуалу" не приемлемое для него требование о передаче дополнительных денежных средств, которое может привести к уходу с рынка ритуальных услуг в границах кладбища поселка Старая Отрада и соответственно к ограничению конкуренции. По мнению Комиссии ВТУ ГАК России, тем самым "Радоница" нарушила норму абз. 3 п. 1 ст. 5 Закона "О конкуренции...", запрещающую хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, совершать действия, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора.
4. Предварительный вывод о нарушении Администрацией Кировского района г. Волгограда и МУП "Радоница" ст. 8 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в заседании Комиссии не нашел подтверждения.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия решила:
1. Выдать Администрации г. Волгограда предписание о прекращении нарушения п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции...".
2. Выдать Администрации Кировского района г. Волгограда предписание о прекращении нарушения п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции...".
3. Выдать МУП "Радоница" предписание о прекращении нарушения п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции...".

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Т.В.КОСЯК
Ю.В.КАСЬЯНОВ
А.А.ЛЕГКИЙ





ПРЕДПИСАНИЕ
от 26 января 1998 г. № 122а

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

На основании своего решения от 26.01.98, вынесенного по делу № 122 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Волгоградского территориального управления ГАК России и в соответствии со ст. 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предписывает:
1. Администрации г. Волгограда прекратить нарушение абз. 7 п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках":
- возложить функцию содержания кладбищ в г. Волгограде на некоммерческую организацию (организации) либо решить вопрос о проведении конкурса на право заключения договора (договоров) о содержании кладбищ и внести соответствующие изменения в п. 1 постановления Администрации г. Волгограда от 13.03.96 № 139 "О погребении и похоронном деле в г. Волгограде".
Срок исполнения предписания - 2 месяца с момента получения.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в ВТУ ГАК России до 13 апреля 1998 г.
Примечание. Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 157.2 Кодекса об административных правонарушениях, ст. 24 Закона РСФСР "О конкуренции..." должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации несут административную ответственность.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Т.В.КОСЯК
Ю.В.КАСЬЯНОВ
А.А.ЛЕГКИЙ





ПРЕДПИСАНИЕ
от 26 января 1998 г. № 122б

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

На основании своего решения от 26.01.98, вынесенного по делу № 122 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Волгоградского территориального управления ГАК России и в соответствии со ст. 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предписывает:
1. Администрации Кировского района г. Волгограда прекратить нарушение абз. 7 п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а именно - отменить пункт 6 постановления Администрации Кировского района г. Волгограда от 06.02.97 № 102-п "Об организации погребения умерших и оказании ритуальных услуг в районе".
Срок исполнения предписания - 2 месяца с момента получения.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в ВТУ ГАК России до 13 апреля 1998 г.
Примечание. Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 157.2 Кодекса об административных правонарушениях, ст. 24 Закона РСФСР "О конкуренции..." должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации несут административную ответственность.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Т.В.КОСЯК
Ю.В.КАСЬЯНОВ
А.А.ЛЕГКИЙ





ПРЕДПИСАНИЕ
от 26 января 1998 г. № 122в

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

На основании своего решения от 26.01.98, вынесенного по делу № 122 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Волгоградского территориального управления ГАК России и в соответствии со ст. 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предписывает:
1. МУП "Радоница" прекратить нарушение абз. 3 п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а именно - предоставлять участки под захоронения на кладбище поселка Старая Отрада любым хозяйствующим субъектам, имеющим лицензии, без заключения специальных договоров и без взимания денежных средств на содержание кладбища.
Срок исполнения предписания - 2 недели с момента получения.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в ВТУ ГАК России до 2 марта 1998 г.
Примечание. Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 157.2 Кодекса об административных правонарушениях, ст. 24 Закона РСФСР "О конкуренции..." должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации несут административную ответственность.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Т.В.КОСЯК
Ю.В.КАСЬЯНОВ
А.А.ЛЕГКИЙ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru