Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







<ПИСЬМО> ГНИ по Волгоградской обл. от 22.01.1998 № 14-08/4
<О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ САДОВОДЧЕСКИХ ТОВАРИЩЕСТВ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу.



ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 22 января 1998 г. № 14-08/4

Государственная налоговая инспекция по Волгоградской области, рассмотрев обращение по вопросам уплаты налогов и других обязательных платежей, разъясняет следующее.
Садоводческие товарищества, осуществляющие свою деятельность только за счет целевых взносов членов товариществ, являются плательщиками налога на имущество физических лиц, подоходного налога с физических лиц, земельного налога, страховых взносов в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды (Пенсионный, обязательного медицинского страхования, занятости населения), осуществляют платежи за пользование водными ресурсами и за загрязнение окружающей природной среды и местных налогов и сборов, устанавливаемых органами местного самоуправления на соответствующих территориях.
Законом Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Российской Федерации от 11.08.1994 № 25-ФЗ, от 27.01.1995 № 10-ФЗ) установлено, что плательщиками налога на имущество являются физические лица, имеющие в собственности строения, помещения и сооружения, независимо от гражданской принадлежности.
В соответствии с настоящим Законом объектом налогообложения в садоводческих товариществах является имущество, находящееся в собственности их членов, к которому относятся дачные домики, гаражи и другие сооружения, расположенные на территории товариществ.
Налог за указанные строения уплачивается ежегодно по ставке, установленной органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации в размере, не превышающем 0,1 процента от их инвентаризационной (страховой) стоимости.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Распоряжение Правительства РФ от 12.03.1992 имеет номер 469-р, а не 459-р.
   ------------------------------------------------------------------

При этом Законом Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1992 года № 459-р определено, что оценка названных строений производится органами жилищно-коммунального хозяйства, а именно бюро технической инвентаризации местных администраций (БТИ), в соответствии с Порядком оценки строений, утвержденным Приказом Минстроя Российской Федерации от 4 апреля 1992 года № 87.
Налог на имущество физических лиц исчисляется и предъявляется к уплате налоговым органом с зачислением суммы налога в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) садоводческого товарищества.
По истечении установленных сроков уплаты налогов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени в размере 0,3% за каждый день просрочки.
В случае неуплаты физическим лицом налога на имущество по месту нахождения (регистрации) этого имущества взыскание недоимки производится налоговым органом по месту жительства налогоплательщика.
Для отдельной категории граждан Законом предусмотрены льготы. Например: от уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, военнослужащие, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и др.
При этом граждане, имеющие право на льготы, должны сами представлять необходимые документы в налоговый орган.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 07.12.1991 № 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (с изменениями и дополнениями) садоводческие товарищества обязаны производить исчисление и удержание подоходного налога с выплачиваемых гражданам сумм, к которым относятся: заработная плата членов правления и других штатных работников товарищества, оплата работ по договорам и другие выплаты отдельным гражданам. Удержанные суммы подоходного налога следует перечислять в местные бюджеты по месту нахождения (регистрации) садоводческих товариществ.
Названным Законом для некоторой категории граждан предоставлена льгота в виде необлагаемого минимума дохода, который облагается по минимальной налоговой ставке (в настоящее время необлагаемый минимум составляет 12,0 млн. руб.).
Садоводческие товарищества, штатные работники которых содержатся за счет взносов их членов или платы за оказанные услуги, согласно действующему законодательству являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе осуществляют обязательные отчисления в размере одного процента с заработной платы штатных работников.
Сохранен льготный тариф для садоводческих товариществ в 1997 году в размере 20,6% по отношению к выплатам, начисленным по всем основаниям, независимо от источника финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.
В соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1 "Вопросы Пенсионного Фонда Российской Федерации", страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда (в денежном или натуральном выражении) по всем основаниям, из которых в соответствии с Законом РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" начисляется пенсия, в том числе и на вознаграждения за выполненные работы по договорам подряда и поручениям.
Порядок определения фонда заработной платы для налогообложения разъяснен Инструкцией Госкомстата России "О составе фонда заработной платы и выплат социального характера", в котором дан закрытый перечень выплат, включаемых в фонд заработной платы (раздел 2 вышеназванной Инструкции).
В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11 октября 1991 года № 1738-1 (с изменениями и дополнениями) садоводческие товарищества обязаны уплачивать земельный налог со всей площади участка, включая и земли общего пользования.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Инструкция Госналогслужбы РФ № 29 издана 17.04.1995, а не 04.04.1995.
   ------------------------------------------------------------------

Впредь до выдачи гражданам документов, удостоверяющих право собственности на земельные участки, плательщиком земельного налога является правление товарищества. Начисление и уплата земельного налога должны производиться с площади, согласно ранее выданному документу при отводе земельного участка, за исключением площадей, занимаемых членами товарищества, которым в соответствии с названным законом предоставлены льготы (до проведения сплошной приватизации данных участков), и исключением их доли из площадей земель общего пользования. Порядок исчисления и уплаты земельного налога, а также сроки представления расчетов в налоговый орган предусмотрены Федеральным законом от 9 августа 1994 года № 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю", Инструкцией Госналогслужбы Российской Федерации от 4 апреля 1995 года № 29 по применению Закона Российской Федерации "О плате за землю", а также Законом Волгоградской области от 7 февраля 1997 года № 103-ОД "О налоговой системе на территории Волгоградской области", где установлены размеры и ставки земельного налога по районам области.
Взимание платежей с садоводческих товариществ в случае добычи ими подземных вод производится в порядке, предусмотренном Инструкцией Минфина России от 4 февраля 1993 года № 8, Госналогслужбы России от 30 января 1993 года № 17 и Госгортехнадзора России от 4 февраля 1993 года № 01-17/41 "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за пользование недрами", по ставкам, устанавливаемым в лицензиях на право пользования недрами при добыче подземных вод.
При отсутствии лицензии за самовольное пользование недрами предприятия и организации, в том числе и садоводческие товарищества, несут уголовную, а также административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы садоводческими товариществами при добыче подземных вод производится в порядке, предусмотренном Инструкцией Госналогслужбы России от 31 декабря 1996 года № 44 "О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы", зарегистрированной в Минюсте Российской Федерации 23 мая 1997 года (рег. № 1311), по ставке, установленной Федеральным законом от 30 декабря 1995 года № 224-ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы", в размере 5 процентов от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного с фактически добытых подземных вод, независимо от наличия у товарищества лицензии на право пользования недрами.
При этом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 1996 года № 597 право освобождения от платежей за пользование недрами, в том числе и по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, предоставлено территориальному органу управления государственным фондом недр, представляющим лицензии на право пользования недрами (Волгоградгеолком).
Обязанность уплаты садоводческими товариществами платежей за загрязнение окружающей природной среды установлена статьей 1.3 "Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды", утвержденных Минприродой, Минфином и Минэкономики России и зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации 24 марта 1993 года (рег. № 190), в которых определено, что эти платежи взимаются с предприятий, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
При этом ст. 7 названной Инструкции определено, что понижение ставок или освобождение от платы за загрязнение окружающей природной среды отдельных природопользователей осуществляется законодательными органами власти субъекта РФ (в данном случае Волгоградской областной Думой) в пределах суммы, зачисляемой в областной бюджет.
В соответствии с Порядком направления 10% платы за загрязнение окружающей среды в доход федерального бюджета, утвержденным Минприродой России 3 марта 1993 года № 04-15/61-638, Минфином России 3 марта 1993 года № 19 и Госналогслужбой Российской Федерации 27 мая 1993 г. № ВГ-6-02/10, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 27 мая 1993 года, а также Постановлением Администрации Волгоградской области от 1 апреля 1996 г. № 156 "Об освобождении от платы и понижении размеров платы за загрязнение окружающей среды" льготы по платежам за загрязнение окружающей природной среды для садоводческих товариществ на 1997 год не предоставлены.
Садоводческие товарищества, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в том числе получающие доходы от внереализационных операций, таких, как сдача в аренду имущества товарищества, являются при перечисленных выше налогах, плательщиками налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество предприятий и налога на пользователей автомобильных дорог в общеустановленном порядке.
В связи с тем, что названные налоги в соответствии со статьями 19 и 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" отнесены к федеральным налогам и налогам субъектов Российской Федерации, то размеры их ставок и налоговые льготы устанавливаются законодательными органами Российской Федерации в форме законов и постановлений по вопросам налогообложения и нормативными актами законодательных органов субъектов РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не подлежит налогообложению прибыль товарищества, направленная на обслуживание и ремонт имущества, находящегося в его собственности.
Кроме того, ставка налога на прибыль товарищества понижается на 50 процентов при условии, что в составе его штатных работников инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников, а также этим товариществом используется не менее половины прибыли на социальные нужды инвалидов товарищества.
При определении права на получение указанной льготы в среднесписочную численность работников товарищества не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
Сумма налога на прибыль товарищества определяется на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно в соответствии с Письмом Минфина Российской Федерации от 25 октября 1996 года № 92 "О ведении бухгалтерского учета и отчетности садоводческими товариществами".
При этом Федеральным законом от 10 января 1997 года № 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено, что органам законодательной (представительной) власти субъектов РФ предоставляется право на установление ежеквартальной уплаты налога на прибыль для садоводческих товариществ, исходя из фактически полученной прибыли за истекший квартал.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 1 апреля 1996 года № 25-ФЗ "О налоге на добавленную стоимость" предприятия, реализующие товары (работы, услуги) как освобожденные от налога на добавленную стоимость, так и облагаемые указанным налогом, имеют право на получение льгот, предусмотренных указанным Законом, только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг).
Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" определено, что законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 4 названного Закона данным налогом не облагается имущество предприятий, в которых инвалиды составляют 50% от общего числа работников.
Данным Законом, а также соответствующими статьями Закона Волгоградской области от 7 февраля 1997 года № 103-ОД "О налоговой системе на территории Волгоградской области на 1997 год" льготы по налогу на имущество садоводческих товариществ (за исключением товариществ, не занимающихся предпринимательством) на 1997 год не установлены.
В связи с тем, что садоводческие товарищества имеют статус юридических лиц, то в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" перечень юридических лиц, освобожденных от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, определяется Правительством Российской Федерации, а налогов с владельцев транспортных средств и на приобретение автотранспортных средств еще и законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Законом РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" и Законом Волгоградской области от 7 февраля 1997 года № 103-ОД "О налоговой системе на территории Волгоградской области" льготы по уплате указанных налогов в 1997 году для садоводческих товариществ не предусмотрены.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в РФ" предусмотрено, что порядок уплаты местных налогов и сборов, а также предоставление льгот по их уплате для отдельных категорий плательщиков устанавливаются решениями представительных органов местного самоуправления территорий, на которых расположены эти товарищества.
При определении необходимости уплаты товариществами местных налогов, вводимых органами местного самоуправления, следует руководствоваться решениями этих органов на соответствующих территориях.
Одновременно сообщаем, что по конкретным вопросам, связанным с исчислением и уплатой налогов в бюджеты всех уровней, следует обращаться за разъяснениями в налоговые инспекции по месту постановки садоводческих товариществ на налоговый учет.

Начальник инспекции
Е.С.КУЗНЕЦОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru