Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Волгоградского ТУ ГАК РФ от 15.07.1997
"ПО ДЕЛУ № 85 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВОЛГОГРАДСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМИТЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 15 июля 1997 года

ПО ДЕЛУ № 85 О НАРУШЕНИИ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Волгоградского территориального управления Государственного антимонопольного комитета РФ, рассмотрев дело № 85 о нарушении Волгоградским отделением Приволжской железной дороги (ВоПЖД) статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
1. Дело № 85 возбуждено 19.10.96 на основании заявления ООО "АгроЗерноРесурс", ТОО "Гелиопакс", ПКФ "Стройсервис". В заявлении содержались сведения о том, что начальник станции Филоново ВоПЖД А.С. Думина в принудительном порядке требует от своих клиентов, в частности от ООО "АгроЗерноРесурс", страховать отправляемые грузы, несмотря на то что обязательное страхование грузов не предусмотрено. К заявлению приложена копия заявки ООО "АгроЗерноРесурс" от 11.09.96 начальнику станции Филоново о выделении восьми зерновозов, на которой начальник станции А.С. Думина поставила следующую резолюцию: "Т/к! Пр. сд! Разрешаю предоставить на 17.09.96. Страхование груза - 50%. 16.09.96" (сокращения в резолюции обозначают соответственно должностных лиц станции: товарного кассира и приемо - сдатчика). К заявлению приложена также копия письма ООО "АгроЗерноРесурс" начальнику станции Филоново от 17.09.96 № 24 об отказе от принудительного страхования груза. Письмо получено адресатом в тот же день, о чем свидетельствует штамп станции.
На рассмотрении дела № 85 (протокол заседания Комиссии от 14.11.96) представители ООО "АгроЗерноРесурс" пояснили, что получали от начальника станции Филоново устное требование о страховании грузов (покупке страхового полиса Приволжского страхового агентства "Астра - Транс - Жасо") перед каждой из пяти погрузок на данной станции. При этом начальник станции Филоново напрямую не связывала выполнение такого требования с предоставлением вагонов под погрузку, однако создавалось впечатление, что такая связь существует. Так, по приложенной к заявлению заявке вагоны были предоставлены в неудобное (вечернее) время 17.09.96, когда их немедленная загрузка уже невозможна, а следовательно, ООО "АгроЗерноРесурс" вынуждено было оплатить штраф за сверхнормативный простой вагонов.
Представители ООО "АгроЗерноРесурс" считают (протокол заседания Комиссии от 14.11.96), что существует причинно - следственная связь между отказом ООО 17.09.97 застраховать груз и объявлением выговора товарному кассиру станции Филоново О.Н. Прошиной начальником станции 18.09.97, хотя в приказе ООО не упоминается. Названное взыскание вынесено приказом от 18.09.97 № 49 "О случаях оформления перевозки без страхования груза". Кроме взыскания, приказ содержит предупреждение о постановке вопроса о снятии с занимаемой должности О.Н. Прошиной в случае повторения нарушений, указанных в приказе. Согласно приказу, причинами объявления названного взыскания и предупреждения были действия О.Н. Прошиной по нестрахованию грузов предпринимателем А.А. Васильевым и АО "Выксунская птицефабрика", представители которых давали начальнику станции Филоново предварительное согласие произвести страхование грузов: тем самым "Прошина не выполнила договор и приказ № 39 от 20.07.96 "О страховании груза". <1>
   --------------------------------

<1> Приказом начальника станции Филоново от 20.07.96 № 39 были назначены ответственные лица за страхование грузов по ст. Филоново: товарные кассиры Т.Н. Капычева, О.Н. Прошина, Г.И. Блызнина.

В приказе начальника станции Филоново от 18.09.96 сделан вывод о невыполнении Трудового договора от 01.08.95 № В-2/3, заключенного между товарным кассиром О.Н. Прошиной и Приволжским страховым агентством "Астра - Транс - Жасо" (в дальнейшем - Агентство). Договор предусматривает: выполнение Прошиной (агентом) работ по заключению договоров страхования жизни и здоровья граждан, имущества и грузов юридических и физических лиц от имени Агентства; выплату Агентством агенту за выполненные работы комиссионного вознаграждения за страхование грузов (по 12000 руб. за каждую застрахованную отправку) и за страхование пассажиров, багажа и грузобагажа в размере 15% от суммы страхового платежа реализованных полисов. Договор "действует бессрочно до момента увольнения Агента с основного места работы".
Агентство имеет договорные отношения с начальником станции Филоново А.С. Думиной, которые также предусматривают материальную заинтересованность последней в увеличении объемов страхования (протокол заседания Комиссии от 14.11.96).
2. Согласно письменным объяснениям начальника станции Филоново А.С. Думиной от 28.10.96, "при предоставлении вагонов под грузовые операции руководством станции решался вопрос о страховании грузов с грузоотправителем на дипломатической основе. Отказа, задержек в предоставлении вагонов, оформления перевозочных документов не было".
3. Договоры аналогичного с описанным выше содержания заключены Агентством с подавляющим большинством товарных, билетных и багажных кассиров ВоПЖД и других отделений Приволжской железной дороги (письмо Агентства от 08.01.97 № 01/01). Кроме того, Агентство имеет договоры с первым заместителем начальника Приволжской железной дороги М.П. Лихачевым (от 25.07.96), начальником ВоПЖД Б.Л. Садовским (от 25.07.96), другими руководящими работниками ВоПЖД. Всего Агентством заключено с сотрудниками Приволжской железной дороги, участвующими в страховании, более пятисот договоров (письмо Агентства от 08.01.97 № 01/01).
Договоры с М.П. Лихачевым и Б.Л. Садовским предусматривают выполнение временными творческими коллективами Приволжской железной дороги и ВоПЖД, возглавляемыми названными лицами, за вознаграждение от имени и за счет Агентства юридических действий, связанных с заключением договоров добровольного страхования. Размер вознаграждения составляет 1,5% от общей суммы страховых платежей, полученных в результате страхования грузов (пассажиров) за отчетный период соответственно в целом по Агентству и по ВоПЖД. Вознаграждение распределяется между членами творческих коллективов.
4. Вышеописанная кооперация Приволжской железной дороги и ВоПЖД с Агентством по вопросам предоставления последним страховых услуг основана на ряде документов.
В деле имеется копия Генерального соглашения об основах взаимоотношения между Приволжской железной дорогой и Агентством от 16.03.95, предусматривающего следующее. Агентства и Дорога совместно организуют проведение различных видов страхования жизни и здоровья граждан, имущества и грузов юридических и физических лиц по единым Правилам, разработанным и утвержденным Агентством (п. 1.1). Агентство создает на предприятиях Дороги творческие коллективы для организации некоторых видов страхования, или руководители этих предприятий выделяют представителей, с которыми Агентство заключает прямые договоры о сотрудничестве в области страховой деятельности (п. 1.2). Агентство обязуется ежемесячно перечислять Дороге вознаграждение за оказание помощи в организации страхового дела в размере 30% суммы страховых платежей за реализацию страховых услуг, связанных с работой железнодорожного транспорта с удержанием налогов и учетом распределения в соответствии с приказом начальника Дороги (п. 2.1 "г"). Дорога обязуется содействовать Агентству в заключении договоров страхования с клиентурой и договоров о совместной деятельности с работниками Дороги, размещать и поддерживать в рабочем состоянии рекламную информацию об условиях страхования, представлять Страховым агентам на предприятиях Дороги помещения, места работы, оргтехнику, постоянную служебную телефонную и телетайпную связь (п. 2.2 "б" - "д").
В деле имеется копия Программы развития страховой деятельности на Приволжской железной дороге в 1996 - 1997 гг. Данная программа подписана Генеральным директором Агентства и утверждена и.о. начальника Приволжской железной дороги 18.09.96 Программа в том числе предусматривает:
увеличение объема застрахованных грузов с 1,6 до 6,0% от объема отправляемых (по тоннажу) для получения дополнительно 1500 млн. руб. прибыли, большая часть которой (1000 млн. руб.) должна быть направлена на увеличение уставного капитала Агентства (п. 1.1);
полный охват страхованием опасных и разрядных грузов для получения дополнительного страхового платежа 4,4 млрд. руб., часть которого (660 млн. руб.) будет направлена на обеспечение безопасности перевозок грузов (п. 1.3);
страхование имущества железной дороги, сдаваемого в аренду, за счет арендатора (п. 1.4).
В приказе начальника Приволжской железной дороги от 19.07.96 № 133/н подводятся итоги работы по страхованию грузов за 1995 год. Отмечено, что доля застрахованных грузов в общем объеме, перевозимом ПЖД, возросла и составила 3%, "однако не отвечает реальным возможностям и потребностям дороги". "В целях улучшения страховой деятельности, увеличения охвата страхованием перевозимых грузов, получения дополнительных средств" приказом назначены ответственные за вопросы развития страхового дела (первый заместитель начальника дороги, начальники отделений дороги); рекомендовано начальнику ЦФТО включать в договоры, заключаемые с клиентами на предоставление подвижного состава для осуществления перевозок, пункт о страховании груза <2>, оказывать содействие Агентству в работе с клиентами по вопросу реализации страховых услуг; определено ежемесячное проведение селекторных совещаний по вопросу страхования с участием лиц, ответственных за развитие страхового дела Управления и Отделений, руководства Агентства, руководителей ЦФТО (СФТО) и начальников станций.
   -------------------------------

<2> В форму Контракта на оказание комплекса транспортно - экспедиционных услуг по перевозке грузов, разработанной Приволжской железной дорогой, включен п. 2.2.5 следующего содержания: Заказчик обязуется "2.2.5. Страховать перевозимые в страны СНГ и на экспорт грузы в Приволжском страховом агентстве "Астра - Транс - Жасо" и его представительстве в г. Волгограде".

Согласно телеграмме заместителя начальника Приволжской железной дороги Мастерова от 04.11.96, начальнику ВоПЖД было поручено "вменить в функциональные обязанности товарных и багажных кассиров продажу страховых полисов по добровольному страхованию грузов, багажа и пассажиров через систему ЖАСО, предусмотрев материальное вознаграждение за проделанную работу". Данная телеграмма основывалась на рекомендации, содержащейся в Указании МПС РФ от 02.10.96 № 136у. Указание, кроме того, обязывала начальников железных дорог создать Попечительские советы для организации страховой деятельности через систему "ЖАСО" и распределения средств, полученных в результате страховой деятельности, на нужды дорог.
5. Агентство было зарегистрировано в форме ТОО 16.04.92 Доля уставного фонда, принадлежащая Приволжской железной дороге и ее отделениям составляла 72,6%. Железнодорожное акционерное общество "ЖАСО" внесло 20% доли. Остальную часть уставного капитала ТОО составили вклады частных лиц - в основном, руководителей Приволжской железной дороги и ее отделений, включая начальника ВоПЖД Б.Л. Садовского (Учредительный договор Агентства от 23.03.92). Учредительный договор Агентства предусматривает обязанность Приволжской железной дороги и отделений содействовать Агентству в заключении договоров добровольного страхования, размещать и поддерживать в рабочем состоянии рекламную информацию об условиях страхования.
В сентябре 1996 года Агентство было перерегистрировано в ЗАО. И в настоящее время Приволжская железная дорога вместе с отделениями распоряжается более 50% от общего количества голосов, приходящихся на акции: согласно письму Приволжской железной дороги от 16.01.97 № 2101, такая доля составляет 55%. В число акционеров входят руководящие работники Приволжской железной дороги и ВоПЖД, в том числе первый заместитель начальника дороги, другие заместители, главный инженер дороги, начальник ВоПЖД (письмо Агентства от 14.02.97 № 01/23).
6. В соответствии с приказом начальника Приволжской железной дороги от 19.07.96 № 133/н Управлением дороги и Агентством проводятся ежемесячные селекторные совещания, в которых в том числе принимают участие руководители ВоПЖД и станций. На данных совещаниях подводятся итоги по страхованию грузов за предыдущие месяцы, сравниваются показатели работы по страхованию грузов, распространяется иная информация о страховании.
7. Агентство выплачивало работникам ВоПЖД. Так, за 1996 и один месяц 1997 года начальник ВоПЖД Б.Л. Садовский получил от Агентства 1944073 руб., а его заместитель А.Е. Сюськин - 1726711 руб.
8. В соответствии с Генеральным соглашением Агентство перечисляло деньги Приволжской железной дороге. В письме Приволжской железной дороги от 16.01.96 № 2101 говорится о сумме 224 млн. рублей за 1995 - 1996 годы. Данные средства являются "дополнительным источником финансирования мер обеспечивающих безопасность движения поездов".
9. Федеральным законом "О железнодорожном транспорте" (п. 3 ст. 20) ответственность за сохранность перевозимых грузов возложена на железную дорогу, в структуру которой входит ВоПЖД.
Согласно Правилам страхования грузов, утвержденным Генеральным директором Агентства 07.08.92, и формам договоров страхования Агентства, страхователь имеет возможность получить возмещение за утраченный или поврежденный груз либо в Агентстве, либо на железной дороге.
Представители ВоПЖД и Агентства на рассмотрении дела объяснили выгодность услуги по страхованию груза для страхователя тем, что Агентство выплачивает компенсацию в течение 10 дней, а железная дорога в шестимесячный срок (в связи с недостатком средств последний срок может не выдерживаться).
10. К материалам дела приобщено заявление Совместного русско - греческого общества с ограниченной ответственностью "ЛМК" от 01.04.97 № 50/200, согласно которому "в последнее время участились случаи, когда под угрозой непредоставления вагонов под погрузку начальники железнодорожных станций в принудительном порядке заставляют производить страхование вагонов с металлом, отправляемых с этих станций". Такие действия производились на станциях Котельниково и Донская. На рассмотрении дела (протокол заседания Комиссии от 15.07.97) представитель ООО "ЛМК" А.К. Сабиров пояснил, что в ООО отправкой грузов занимаются работники, не имеющие доверенности на заключение каких-либо договоров, однако под угрозой неотправки груза они вынуждены подписывать договор страхования и уплачивать по нему деньги.
11. К материалам дела приобщено заявление ОАО "Волгоградская агропромышленная финансовая корпорация" от 31.03.97 № 01/211, согласно которому "на станциях железной дороги отказываются производить отгрузку и отправку грузов без страхования". Дополнительная информация по заявлению не была предоставлена.
12. В деле имеется анкета о страховании грузов, заполненная представителем ОАО "Волгоградметаллторг". Из анкеты следует, что начальник станции им. М. Горького обусловливал отправление грузов ОАО заключением договора страхования, в связи с чем ОАО было вынуждено в 1996 году 14 раз заключать покупать услуги страхования грузов. Представитель ОАО А.П. Миняйлова на рассмотрении дела (протокол заседания Комиссии от 15.07.97) пояснила, что такие предупреждения делались начальником станции в телефонных разговорах с ней. С марта 1997 года ОАО страхует отправляемые грузы без принуждения: дело в том, что согласно приказу начальника ВоПЖД при страховании грузов не взимается плата за внеплановое предоставление вагонов.
13. В деле имеется Акт сбора информации, заполненный по результатам беседы сотрудника Волгоградского ТУ ГАК России с руководителями ООО "Данко Бизнес ЛТД" от 16.06.97 и подписанный данными лицами. Из акта следует, что ряд должностных лиц ВоПЖД (начальник службы грузовой и коммерческой работы А.Н. Лужин, зам. начальника Ореховский Ю.А., зам. начальника Котокин, начальник станции Шпалопропитка) навязывали услуги по страхованию представителям ООО, которые были вынуждены заплатить за услуги по страхованию грузов за 1996 год около 18 миллионов рублей.
14. В деле имеется письмо ООО "Технополис" от 16.06.97 № 01-02/963, из которого следует, что ООО заключало договоры страхования грузов только в тех случаях, когда такое предложение поступало от работников железной дороги (3 раза). По собственной инициативе (24 отправки грузов) ООО договоры страхования грузов не заключало.
15. В деле имеется письмо АООТ "Промстройконструкция" от 28.04.97 № 22-13/27, согласно которому при отправке грузов со станции Шпалопропитка "в декабре 1996 и январе 1997 г. предприятие было вынуждено при отправке грузов ж/дорожным транспортом оплатить страховой взнос на общую сумму 1184000 руб.".
16. ВоПЖД занимает доминирующее положение на рынке грузовых перевозок и включено в Государственный реестр РФ объединений и предприятий монополистов (приказ ВТУ ГКАП России от 25.04.94 № 66).
Анализ вышеприведенных данных позволил Комиссии сделать следующие выводы:
1. Тот факт, что предприниматель А.А. Васильев и АО "Выксунская птицефабрика" во время оформления документов товарным кассиром не настаивали на оформлении договора страхования, свидетельствует об отсутствии заинтересованности первых в таком договоре (п. 1 установочной части Решения).
2. Содержание Трудового договора, заключаемого ЗАО "Астра - Транс - Жасо" со страховыми агентами, свидетельствует о заинтересованности ЗАО иметь в качестве своих агентов именно должностных лиц железной дороги: то есть работники железной дороги могут застраховать больше грузов, чем независимый агент. Есть основания полагать, что выбор такой стратегии связан с возможностью работников железной дороги прямо или косвенно обусловливать предоставление услуг железной дороги предоставлением услуг по страхованию грузов (п. 1 установочной части Решения).
3. Существует материальная заинтересованность железной дороги (включая ВоПЖД) в страховании грузов через ЗАО "Астра - Транс - Жасо": с первых снимается ответственность за утрату груза, ЗАО делится прибылью от своей деятельности с предприятиями железнодорожного транспорта (пункты 4, 5, 8, 9 установочной части Решения).
4. Существует материальная заинтересованность ответственных работников железной дороги (включая ВоПЖД) в увеличении доходов ЗАО "Астра - Транс - Жасо" от услуг по страхованию грузов на железнодорожном транспорте: работники железной дороги получают комиссионные и дивиденды от ЗАО (пункты 1, 3, 5, 7).
5. Существуют на железной дороге (включая ВоПЖД) меры дисциплинарного воздействия, направленные на содействие со стороны работников железной дороги и их участие в оказании страховых услуг через ЗАО "Астра - Транс - Жасо": приказы, указания, подведение итогов и сравнение результатов ведения страховой деятельности разными подразделениями железной дороги, вменение в обязанность должностных лиц железной дороги осуществлять содействие или участие в оказании страховых услуг, наказание лиц, не исполняющих такие обязанности (пункты 1, 4, 6 установочной части Решения).
6. Наличие названных видов материальной и административной заинтересованности железной дороги и работников железной дороги в увеличении объема страхования грузов делает очень вероятными действия работников ВоПЖД по принуждению грузовладельцев к страхованию грузов.
7. Есть основания полагать, что случаи навязывания услуг страхования грузов работниками ВоПЖД не носят индивидуальный характер (пункты 1, 10 - 15 установочной части Решения).
8. ВоПЖД оказывало содействие Агентству (ЗАО "Астра - Транс - Жасо") в предоставлении услуг по страхованию грузов (распространение отделением и работниками отделения на рабочих местах информации о страховых услугах Агентства, выполнение работниками отделения в рабочее время и на рабочих местах работ, связанных с предоставлением страховых услуг). Такие действия могли иметь своим результатом ущемление интересов хозяйствующих субъектов вследствие согласия заключить договор о продаже товара, на рынке которого ВоПЖД занимает доминирующее положение (перевозка грузов), лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров (услуги по страхованию грузов), в которых контрагент не заинтересован. Таким образом, названные действия ВоПЖД противоречат п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Руководствуясь статьей 12 и пунктом 1 статьи 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия решила:
1. Выдать предписание Волгоградскому отделению Приволжской железной дороги о прекращении нарушения антимонопольного законодательства:
со дня объявления настоящего Решения прекратить оказывать содействие предоставлению услуг по страхованию грузов (включая распространение через работников отделения в рабочее время или на рабочих местах информации о страховых услугах и страховых компаниях, выполнение отделением или работниками отделения в рабочее время или на рабочих местах каких-либо действий, связанных с предоставлением страховых услуг). Под данный запрет не подпадают действия ВоПЖД по предоставлению услуг по производству, размещению и распространению рекламы о страховых компаниях, услугах по страхованию грузов иными способами (не через работников ВоПЖД) и без оказания предпочтения одной или нескольким страховым компаниям;
в двухнедельный срок со дня получения предписания отменить нормативные акты Волгоградского отделению Приволжской железной дороги, направленные на содействие предоставлению услуг по страхованию грузов, и издать акты, запрещающие сотрудникам Волгоградского отделения Приволжской железной дороги в рабочее время или на рабочих местах оказывать содействие предоставлению услуг по страхованию грузов.
2. Направить материалы дела в Государственный антимонопольный комитет РФ и Саратовское территориальное управление ГАК России для рассмотрения вопросов о возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства МПС России и Управлением Приволжской железной дороги.

Председатель Комиссии
П.И.МИРОНЕНКО

Члены Комиссии
Ю.В.КАСЬЯНОВ
С.А.МАЛАХОВ





ПРЕДПИСАНИЕ
от 15 июля 1997 г. № 85

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Волгоградского территориального управления Государственного антимонопольного комитета РФ по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства на основании статьи 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и своего решения от 15.07.97 по делу № 85 о нарушении антимонопольного законодательства предписывает:
Волгоградскому отделению Приволжской железной дороги прекратить нарушение п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а именно:
1. Со дня объявления настоящего Решения прекратить оказывать содействие предоставлению услуг по страхованию грузов (включая распространение через работников отделения в рабочее время или на рабочих местах информации о страховых услугах и страховых компаниях, выполнение отделением или работниками отделения в рабочее время или на рабочих местах каких-либо действий, связанных с предоставлением страховых услуг). Под данный запрет не подпадают действия ВоПЖД по предоставлению услуг по производству, размещению и распространению рекламы о страховых компаниях, услугах по страхованию грузов иными способами (не через работников ВоПЖД) и без оказания предпочтения одной или нескольким страховым компаниям.
2. В двухнедельный срок со дня получения предписания отменить нормативные акты Волгоградского отделения Приволжской железной дороги, направленные на содействие предоставлению услуг по страхованию грузов, и издать акты, запрещающие сотрудникам Волгоградского отделения Приволжской железной дороги в рабочее время или на рабочих местах оказывать содействие предоставлению услуг по страхованию грузов.
О выполнении п. 2 настоящего Предписания письменно сообщить в Волгоградское территориальное управление Государственного антимонопольного комитета РФ в трехнедельный срок со дня получения настоящего предписания, приложив копии соответствующих актов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего Предписания законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность: штраф до 25000 минимальных размеров оплаты труда на организацию (ст. 23 Закона РСФСР "О конкуренции..."); предупреждение или штраф в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда на руководителя организации.

Председатель Комиссии
П.И.МИРОНЕНКО

Члены комиссии
Ю.В.КАСЬЯНОВ
С.А.МАЛАХОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru