ПОСТАНОВЛЕНИЕ администрации г. Волгограда от 24.06.1997 № 725
"О ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И МОЛОДЕЖИ ВОЛГОГРАДА И РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С НАРКОЗАВИСИМОСТЬЮ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВОЛГОГРАДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 1997 г. № 725
О ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ СРЕДИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И МОЛОДЕЖИ ВОЛГОГРАДА И
РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С НАРКОЗАВИСИМОСТЬЮ
В связи с ростом наркологических заболеваний среди подростков и молодежи города и с целью проведения разъяснительной, профилактической и антинаркологической пропаганды, оказания им помощи в лечении и реабилитации, а также для объединения усилий и координации деятельности государственных, общественных и других структур Волгограда постановляю:
1. Утвердить Комплексную программу профилактики наркологических заболеваний среди несовершеннолетних и молодежи Волгограда и реабилитации подростков с наркозависимостью на 1997-1998 гг. (прилагается).
2. Финансовому управлению Волгограда предусмотреть финансирование Комплексной программы профилактики наркологических заболеваний среди несовершеннолетних и молодежи Волгограда и реабилитации подростков с наркозависимостью в 1997 году согласно смете расходов за счет средств городского бюджета (прилагается).
3. Возложить на комиссию по делам несовершеннолетних при администрации Волгограда ответственность по координации деятельности учреждений и ведомств - исполнителей Программы.
4. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации города Егина А.И.
Глава администрации
Ю.В.ЧЕХОВ
Утверждаю
в сумме 2,051,6 млн. рублей
Глава администрации
Волгограда
Ю.В.ЧЕХОВ
СМЕТА
РАСХОДОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И МОЛОДЕЖИ ВОЛГОГРАДА
И РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С НАРКОЗАВИСИМОСТЬЮ
---T-------------------------------T---------------T-------------¬
¦ ¦ ¦ на 1997 г. ¦ на 1998 г. ¦
+--+-------------------------------+---------------+-------------+
¦1.¦Правовые и организационные меры¦ 18,0 млн. ¦ 30,0 млн. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.¦Осуществление мер по социальной¦ ¦ ¦
¦ ¦профилактике наркологических¦ ¦ ¦
¦ ¦заболеваний среди несовершенно-¦ ¦ ¦
¦ ¦летних и молодежи Волгограда ¦ 18,6 млн. ¦ 194,6 млн. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.¦Меры по организации лечения,¦ ¦ ¦
¦ ¦созданию необходимых условий¦ ¦ ¦
¦ ¦для медицинского обслуживания¦ ¦ ¦
¦ ¦подростков с наркозависимостью¦ 2 млрд. ¦ 0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.¦Меры реабилитации подростков с¦ ¦ ¦
¦ ¦наркозависимостью ¦ 0 ¦ 0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5.¦Массовые мероприятия под деви-¦ ¦ ¦
¦ ¦зом "Город без наркотиков" ¦ 15,0 млн. ¦ 0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ Итого: ¦ 2,051,6 млн. ¦ 224,6 млн. ¦
L--+-------------------------------+---------------+--------------
Ответственный секретарь комиссии
по делам несовершеннолетних
Н.А.ЯИКОВА
Утверждена
Постановлением главы
администрации Волгограда
от 24 июня 1997 г. № 725
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ СРЕДИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И МОЛОДЕЖИ ВОЛГОГРАДА И РЕАБИЛИТАЦИИ
ПОДРОСТКОВ С НАРКОЗАВИСИМОСТЬЮ НА 1997-1998 ГГ.
I. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Наркомания - это не только тяжелейшее хроническое психическое заболевание, требующее на протяжении длительного времени многосторонней поддержки наркозависимых и их родных врачами, психологами, социальными работниками и юристами, но и социально-общественная проблема: попытка уйти от неблагополучной действительности, отсутствие жизненных перспектив и др.
В 1996 году ситуация, связанная со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом в РФ, оставалась сложной, имея выраженную тенденцию к обострению.
Высокими темпами росла численность потребителей наркотических веществ. В 1996 году в наркологических учреждениях наблюдалось более 217 тыс. человек, что на 48% больше, чем в прошлом году, причем с диагнозом "наркомания" - более 90 тыс. человек. По данным социологических исследований, около 2 миллионов граждан страны регулярно потребляют наркотики, почти 4 миллиона - пробовали их, а расчетная численность больных наркоманией составляет около 220 тыс. По экспертным оценкам, до половины лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, употребляют производные опийной группы, каждый третий - наркотики, изготовляемые из конопли. Особую озабоченность вызывает рост числа потребителей амфетаминов и барбитуратов.
Наиболее подвержены наркомании лица, не имеющие постоянного источника доходов. Доля предпринимателей и интеллигенции составляет в структуре потребителей наркотиков всего лишь 0,1%, однако их количество быстро прогрессирует. Преобладающее число потребителей наркотиков (76%) - молодежь в возрасте до 30 лет.
Наркологическая ситуация в Волгограде остается напряженной.
По статистическим данным неуклонно идет рост заболеваемости алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией.
Показатели учтенной заболеваемости алкоголизма в городе с 1993 года по 1995 год возросла в 1,7 раза, наркомании - в 1,8 раза.
Отмечаются высокие показатели приобщения к алкоголю, наркотическим и ненаркотическим средствам подростков.
В сравнении с 1993 г. в 1995 г. число обратившихся за помощью среди подростков увеличилось в 10 раз. Ежегодно отмечается рост алкогольных психозов в структуре наркозаболеваний, что привело к увеличению инвалидности и смертности.
Число несовершеннолетних, официально состоящих на учете у нарколога:
1993 год - 1470 человек;
1994 год - 1670 человек;
1995 год - 1710 человек;
1996 год - 2640 человек.
Отмечен рост у подростков:
алкоголизма - в 4 раза;
наркомании - в 6 раз.
Впервые в 1995 году зарегистрированы дети, страдающие хроническим алкоголизмом в возрасте до 14 лет - 249 человек, наркоманией - 16 человек, токсикоманией - 243 человека. Эти данные не полностью отражают суть трагедии. Большинство больных наркоманией до сих пор не состоят на учете у нарколога.
Проверка, проведенная по инициативе волгоградских родителей, показала, что наркотики употребляет в той или иной степени каждый девятый подросток. По прогнозам специалистов, если ситуация кардинально не изменится, то к 2000 году каждый второй российский подросток будет наркоманом. Исследования 1995 года, проведенные среди учащихся 9 - 11-х классов г. Волгограда, показали, что пробовали наркотические или токсические вещества 19,7% мальчиков и 8% девочек (это группа риска). А по уровню распространенности алкоголизации среди учащихся г. Волгоград занял самое высокое (1-е место) среди городов Российской Федерации. В целом по 9-м, 10-м, 11-м классам он составил 81,1% среди мальчиков и 87,2% среди девочек.
Выявленное потребление наркотиков врачами-наркологами не отражает объективной картины состояния наркологического заболевания, т.к. значительная часть потребителей психоактивных веществ по - прежнему остается вне поля зрения. Практика свидетельствует, что наиболее опасный возраст для приобщения к токсикомании - 9 - 12 лет, наркомании - 13 - 16 лет. Кроме того, необходимо иметь в виду, что каждый наркоман втягивает в свой круг за год не менее 5 - 10 подростков, а в современных условиях стойкая наркомания, как правило, неизлечима и добиться можно только более или менее устойчивой ремиссии.
Как следствие - влияние наркомании на осложнение общей криминальной обстановки в городе. За последние пять лет преступность по линии наркомании и количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за этот вид преступлений, возросли в 3 раза.
Распространение наркотиков по характеру воздействия соответствует биологическому оружию и носит характер "наркологической агрессии". Специфика действия наркотических средств приводит к гражданской смерти вчера еще активного человека. Наркоман до своей биологической смерти заражает вокруг себя близких и друзей, активно и целенаправленно, ибо он не может существовать в вакууме без подпитки наркотической и финансовой. Это явление паразитирует, захватывая наиболее ценную часть нации, ее генофонд - молодежь. По отношению к сказанному термин "наркотический терроризм молодежи" - лишь отчасти определяет ситуацию. Так, от наркотической агрессии в России:
в 1990 г. умерло 27,5 тыс. человек,
в 1993 г. - 44,3 тыс.,
в том числе от 15 до 19 лет - 21%,
от 20 до 24 лет - 19,7%.
Из 20,3 млн. школьников - 7 млн. наркоманов (40%).
Масштабы и темпы распространения наркомании свидетельствуют о низкой результативности принимаемых мер. Нуждается в пересмотре существующая система взаимодействия между государственными структурами и общественными организациями. До настоящего времени медиками и психологами не разработаны эффективные методы лечения и реабилитации больных наркоманией, требует совершенствования республиканское и местное законодательство.
Выраженная степень пронаркогенного заражения у подростков во многом объясняется и низким уровнем антинаркогенной работы, проводимой различными инстанциями. На сегодняшний день опубликованы лишь отдельные, самого общего характера методические рекомендации по предупреждению одурманивания у подростков, составленного врачами - наркологами. Антинаркотическая пропаганда, осуществляемая средствами массовой информации, не имеет какой-либо серьезной концептуальной основы, четкой возрастной направленности и часто вызывает прямо противоположный эффект - порождает у детей и подростков нездоровое любопытство, желание поэкспериментировать, приобщиться к одурманиванию.
Остается неясным вопрос о том, к чьей компетенции (врачей, психологов, соц. педагогов) относится реализация антинаркогенной работы в школе.
В сложившихся условиях, когда буквально каждый ребенок проходит через искус наркотиками, особая роль в деле профилактики одурманивания принадлежит самым близким для школьников людям - родителям и учителям. Именно они реально способны предотвратить наркогенное заражение несовершеннолетних. Но ни родители, ни учителя неготовы к такой работе, т.к. не владеют приемами и методами профилактической деятельности, не знают, как относиться к различным аспектам наркологических заболеваний.
Таким образом работа по предупреждению любых негативных проявлений в подростковой и молодежной среде, предупреждение девиантного поведения наркологических заболеваний, токсикомании и др. становятся одними из важнейших направлений деятельности не только и не столько правоохранительных органов и органов здравоохранения, как это было и во многом остается до недавнего времени, сколько иных государственных и общественных структур и институтов, в том числе социальных служб для молодежи, общественных фондов и организаций, общественности в целом.
II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основной целью Программы является объединение усилий государственных, общественных и др. организаций и учреждений города и области для проведения разъяснительной и профилактической пропаганды среди подростков и молодежи, привлечение к этой работе родителей, самих подростков и молодых людей, а также целенаправленное использование спортивной, культурной базы, подростковых клубов, социальных служб города, других учреждений, специалистов (медиков, психологов, соц. работников и педагогов) к работе по реабилитации наркоманов в период ремиссии.
Данная программа, реализуемая на территории г. Волгограда, исходит из следующих принципов:
1. Администрация города Волгограда считает одним из приоритетных направлений деятельности учреждений и ведомств, входящих в государственную систему профилактики, развитие единой городской системы по предупреждению девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи города, поддержки духовно-нравственного, интеллектуального, психологического и физического здоровья подрастающего поколения.
2. Администрация города Волгограда проводит политику поддержки государственных, общественных и других организаций, деятельность которых направлена на обеспечение полноценного здоровья, предупреждения девиантных проявлений и прежде всего наркологических заболеваний среди детей и подростков путем постепенной замены репрессивного механизма ранней профилактикой девиантного поведения, мерами по социально-психологической адаптации подростков и молодежи.
3. Администрация города способствует последовательному дополнению методов профилактики наркологических заболеваний среди подростков и молодежи медико-психологическими и социально-педагогическими приемами коррекции отклоняющегося поведения, оказание соответствующих социальных услуг.
4. Администрация города способствует созданию среды общения подростков по месту жительства путем организации одноименных клубов общения, переориентации работы подростковых клубов по принципу деятельности социально-досуговых центров, внедрению новых форм социальной работы с молодежью.
5. Администрация города организационно и финансово поддерживает создание оптимальных условий для проведения лечения и реабилитации подростков с наркозависимостью.
III. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Финансово-экономическое обеспечение предусмотрено осуществить за счет средств областного бюджета, городского бюджета, средств учреждений и ведомств - исполнителей программы, общественных организаций, сформированных из добровольных взносов юридических и физических лиц.
IV. СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ
Реализация данной Программы будет способствовать удовлетворению потребностей подростков, молодежи и их родителей в получении эффективной и своевременной помощи детям, подросткам и молодежи девиантного поведения, а также решение проблем снижения подростковой преступности и правонарушений через эффективную систему по организации социальной, медицинской, досуговой, образовательной деятельности по месту учебы, работы, жительства подростков и молодежи, защиту их прав и законных интересов.
V. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа определяет следующие приоритетные направления деятельности:
1. Организационные и правовые меры по подготовке специалистов (соц. работников, социальных педагогов, преподавателей, учителей, воспитателей и др.) социально-психологическим методам (техникам) работ с подростками девиантного поведения, разработка программ и методических рекомендаций;
2. Осуществление мер по социальной профилактике наркологических заболеваний среди детей, подростков и молодежи;
3. Меры по организации лечения наркоманов, создания необходимых условий для медицинского обслуживания подростков с наркозависимостью;
4. Меры по реабилитации подростков и молодежи с наркозависимостью;
5. Проведение массовых мероприятий под девизом "Город без наркотиков";
6. Обеспечение необходимых мер по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.
VI. КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Исполнители Программы несут ответственность за своевременное выполнение мероприятий, рациональное использование выделенных средств.
Контроль исполнения Программы осуществляет комиссия по делам несовершеннолетних администрации Волгограда.
Комитеты и ведомства, указанные первыми в графе "исполнители" мероприятий Программы, являются ответственными за выполнение соответствующих мероприятий. По результатам работы за квартал комиссия по делам несовершеннолетних Волгограда заслушивает руководителей комитетов и ведомств - исполнителей Программы. По итогам заслушивания принимается решение, обязательное для исполнителей Программы.
В целом меры по противодействию злоупотреблению наркологическими средствами и их незаконному обороту осуществляются по отдельному плану работы подразделения ОНОН ГУВД.
Комиссия по делам
несовершеннолетних
при администрации
Волгограда