Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







"МЕТОДИКА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРЕДЕЛАХ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА"
(утв. председателем Госкомэкологии Волгоградской обл. 17.02.1997)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






Утверждаю
Председатель Госкомэкологии
Волгоградской области
В.Ф.ЖЕЛТОБРЮХОВ
17 февраля 1997 года

МЕТОДИКА
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В
ПРЕДЕЛАХ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды", Земельным кодексом РФ, Указом Президента РФ "Об усилении госконтроля за использованием и охраной земельных ресурсов при проведении земельной реформы", Инструкцией по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы землепользователи обязаны не допускать засоления, загрязнения, захламления, нарушения и порчи плодородного слоя почвы, а также других процессов, ухудшающих состояние почв, кроме того, организовать контроль за их использованием.
1.2. Целью государственного контроля за состоянием земельных ресурсов является качественная и количественная характеристика состояния почвогрунтов и оценка степени их загрязнения.
1.3. Государственный контроль осуществляется подготовленными и компетентными специалистами во взаимодействии с контрольно - инспекционными службами Роскомзема, санитарного и архитектурного надзора, правоохранительными, лесохозяйственными, водохозяйственными, сельскохозяйственными и другими органами.
1.4. Настоящая Методика позволяет районным инспекциям Государственного экологического контроля по единой схеме проводить качественную и количественную оценку загрязненных, захламленных и нарушенных земель, необходимую для разработки мероприятий по их рекультивации, предъявлению штрафных санкций, расчету ущерба, причиненного окружающей природной среде, и предъявлению иска.
1.5. Попадание нефти, нефтепродуктов и других токсичных веществ в почву вызывает изменения ее химических, физических и микробиологических свойств. Поэтому данное обязательство обязывает считать контроль за загрязнением земельных ресурсов предприятиями нефтегазового комплекса обязательным для районных инспекций Государственного экологического контроля.
1.6. Основными нарушениями законодательных актов по охране и рациональному использованию земель на предприятиях нефтегазового комплекса являются: механическое нарушение почвенного покрова, изъятие и уничтожение плодородного слоя почвы, загрязнение плодородного слоя почвы нефтью, промысловыми пластовыми водами, буровыми сточными водами, химреагентами, ГСМ, захламление бытовыми и промышленными отходами.
1.7. Оценка загрязнения почв нефтью, нефтепродуктами и другими загрязнителями осуществляется согласно предельно (ПДК) - или ориентировочно (ОДК) - допустимым концентрациям их в почве, а в случае их отсутствия - путем сравнения с фоновыми (естественное состояние) показателями в соответствии с Порядком определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами, М., 1993 г.

2. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
И НАРУШЕНИЯ ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА

2.1. Загрязнение почвенного покрова нефтью, нефтепродуктами, промысловыми пластовыми водами, буровыми сточными водами приводит к нарушению экологического равновесия в почвенной системе, вызывает изменение морфологических, физико - химических характеристик почвенных горизонтов, снижает ее продуктивность.
2.2. К основным источникам загрязнения природной среды относятся: буровые площадки, буровые и промысловые амбары, факелы, нефте-, водо- и газопроводы, естественные поля испарения, нефтехранилища, хвосто- и шламохранилища.
2.3. Нарушение почвенного покрова связано со следующими видами работ: подготовка и планировка площадок для монтажа бурового оборудования, объектов сбора и подготовки нефти, сооружение шламовых амбаров, строительство временных складов для хранения материалов, прокладка трубопроводов, транспортировка оборудования, хаотичное передвижение транспортных средств.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ

3.1. Из существующих методов контроля: визуальный, инструментальный (физико - химические методы анализа), биологический (метод биоиндикации) наиболее приемлемым для районных инспекций государственного экологического контроля является визуальный контроль.
3.2. Контроль осуществляется от начала проектирования до эксплуатации месторождений, используя те или иные методы.
3.3. Контроль до начала обустройства месторождения включает снятие фоновых показателей почвы и проводится первым, получение информации о месторождении, т.е. географическое положение, рельеф, площадь горного и земельного отводов, уровень грунтовых вод, вероятность затопления, вид хозяйственного использования территории (пашня, пастбище, луг, сенокос, выгон, земля промпредприятия, лес и т.д.), характеристика возможных источников загрязнения почвы (вид загрязнений, степень загрязнения ГОСТ 17.4.3.06-86). Инструментальным методом проектирующими организациями определяются физико - механические свойства почв. Отбор почвенных проб осуществляется согласно ГОСТ 17.4.3.01-83.
3.4. Контроль в процессе строительства скважин.
3.4.1. С целью охраны почвенного покрова производство работ в процессе строительства скважин необходимо осуществлять только в пределах территорий, отведенных предприятием УБР во временное или постоянное пользование.
3.4.2. Обустройство территории, выделенной под строительство скважины, начинается с освобождения ее от древесно - кустарниковой растительности. Затем снимается плодородный (гумусовый) слой и складируется на границе строительной площадки. Нормы снятия плодородного слоя устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушенных почв. Снятие плодородного слоя почвы и его нанесение после окончания строительства осуществляется только в теплый период времени.
3.4.3. Движение транспорта должно осуществляться только по дорогам. При строительстве трасс временных дорог необходимо максимально использовать существующую дорожную сеть.
3.4.4. На территориях, где существует угроза затопления их паводковыми или нагонными водами, необходимо проводить обвалование по контуру участка буровой.
3.4.5. В процессе бурения скважины проверяется исправность циркулярной системы, блока приготовления бурового раствора, склада хранения химреагентов, наличие емкостей (безамбарное бурение) или амбаров с гидроизоляцией, складов ГСМ и других привышечных сооружений, где возможна утечка жидкости, содержащей токсичные вещества.
3.4.6. Перевозка материалов для буровых и цементных растворов должна производиться в исправной таре, ГСМ - в герметичных емкостях с последующей закачкой в склад ГСМ. Сбор и вывоз отработанных ГСМ осуществляется в специальных емкостях.
3.4.7. Продукты испытания скважин (нефть, минерализованная вода) должны собираться в емкости с последующим их вывозом в специально отведенные места, а при строительстве эксплуатационных скважин - закачкой их в нефтяной коллектор.
3.5. Контроль после строительства скважин.
3.5.1. Образующиеся в процессе строительства скважин отработанные и избыточные буровые и тампонажные растворы, буровой шлам должны быть утилизированы или обезврежены и захоронены в местах, согласованных с органами Госкомэкологии.
3.5.2. После окончания бурения и испытания скважин проводится рекультивация земель в соответствии с Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. № 525/67.
3.5.3. Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для дальнейшего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливается органами, представляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение Государственной экологической экспертизы.
3.5.4. Территориальные органы Госкомэкологии России в пределах своей компетенции могут утверждать необходимые инструктивно - методические документы и давать разъяснения по вопросам рекультивации нарушенных земель, учитывающие особенности законодательных и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
3.5.5. Рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их сельскохозяйственных, лесохозяйственных, рекреационных, природоохранных и санитарно - оздоровительных целей и выполняется в два этапа: технический и биологический.
3.5.6. Технический этап рекультивации предусматривает:
демонтаж сборных фундаментов;
удаление монолитных фундаментов, бетонированных площадок и вывоз их для повторного использования или в места свалок, согласованные с местными органами, захоронение их в амбарах;
очистку территории от металлолома и других материалов;
удаление загрязненных нефтью и химреагентами грунтов, их обезвреживание, захоронение или размещение в специально отведенных местах;
ликвидацию шламовых амбаров;
рыхление поверхности;
планировку территории;
нанесение плодородного слоя почвы.
3.5.7. Биологический этап рекультивации включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
3.6. Контроль в период эксплуатации месторождения.
3.6.1. Сущность контроля заключается в осмотре территории месторождения и выявлении мест нарушения, загрязнения и захламления земель, оценка состояния растительности. Выполняется инспекторами Госкомэкологии, а также операторами НГДУ. Магистральные трубопроводы патрулируются согласно Положению о воздушном патрулировании магистральных нефтепроводов (РД 39-30-743-82).
3.6.2. Контроль за состоянием земельных ресурсов ведется на эпизодических и режимных пунктах наблюдения.
3.6.3. Эпизодические пункты определяются по необходимости для уточнения конкретного источника загрязнения, по сообщениям населения, а также по требованию Госкомэкологии Волгоградской области. Частота наблюдений определяется в зависимости от поставленной задачи.
3.6.4. Режимные пункты наблюдений устанавливаются на местах аварийных разливов, участков после ликвидации (засыпки) шламовых амбаров и захоронения отходов, территориях действующих факелов, резервуаров для хранения нефти и захоронения отходов и у полей естественного испарения сточных вод вблизи населенных пунктов, лесных массивов, около водоемов и рек.
3.6.5. Определяют площадь и конфигурацию участков, наносят их на карту (план) месторождения, присваивают номер, который сохраняется на все годы наблюдений. Продолжительность наблюдений должна быть не менее 3-х лет.
3.6.6. Отбор проб почв для химического анализа на режимных пунктах наблюдений проводят весной после оттаивания почвы и осенью. Глубина взятия проб 0 - 20 см, 20 - 40 см, объем - 400 г. Для сравнимости результатов важно, чтобы выбор пунктов и способы отбора проб были идентичны.
3.6.7. Для выявлении глубины просачивания нефти и нефтепродуктов закладывают почвенные разрезы размером 0,8 x 1,5 x 2,0 м с отбором образцов. Отбор образцов осуществляют из нижних генетических горизонтов, постепенно переходя к верхним. С каждого горизонта берется один образец.
3.6.8. При аварийных разливах почвенные пробы отбирают по диагонали участка через каждые 8 - 10 м начиная с края. Загрязненность почвы от воздействия факела контролируется отбором почвенных проб через каждые 500 м общей протяженностью до 3 км, учитывая розу ветров. Во всех остальных случаях - по периметру участка, также через 8 - 10 м, отступая от границы загрязненного участка на 10 м.
3.6.9. Сеть режимных наблюдений должна быть динамичной и ежегодно пересматриваться с учетом данных химических анализов и других сведений.

4. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ

4.1. Материалы натурных обследований, результаты анализов почв своевременно систематизируются с целью выделения масштабов и причин загрязнения земель, принятия эффективных мер по его предупреждению и устранению.
4.2. Оценка степени загрязнения почвы осуществляется на основании сравнения среднего содержания ингредиентов (определенного аналитически) с утвержденными нормативами (ПДК), а при их отсутствии - с фоновым содержанием.
4.3. Сведения о результатах многолетних исследований на одних и тех же участках УБР или НГДУ представляются в виде рабочих таблиц, куда заносятся данные всех лет. Отмечается тенденция изменения степени загрязнения почв и возможные причины этих тенденций.
4.4. Ответственность за своевременный и полный объем проведения исследований и контроля за состоянием почв возлагается на районные инспекции Государственного экологического контроля.

Базовые нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в подземные и поверхностные воды, за размещение отходов определяются согласно Постановлению от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении Порядка платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия" (Таблица 1.2.3), ("Экономика природопользования", М., 1994 г.).

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды".
2. Земельный кодекс РФ.
3. Указ Президента РФ "Об усилении госконтроля за использованием и охраной земельных ресурсов при проведении земельной реформы".
4. Инструкция по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России.
5. Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы.
6. ГОСТ 17.4.3.06-86. "Охрана природы. Почвы".
7. ГОСТ 17.4.3.01-83. "Охрана природы. Почвы".
8. ГОСТ 17.4.4.02-84. "Охрана природы. Почвы".
9. ГОСТ 17.4.2.01-81. "Охрана природы. Почвы".
10. Стандарт СЭВ. "Охрана природы. Почвы". Общие требования к отбору проб.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru