Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Волгоградского ТУ ГКАП РФ от 16.03.1995
<ПО ДЕЛУ № 56 ОТ 07.02.1995 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАЧАТОМУ ПО ЗАЯВЛЕНИЮ АООТ "КАЛАЧЕВСКИЙ РЫБОЗАВОД" В ОТНОШЕНИИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВОЛГОГРАДСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ НОВЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР

РЕШЕНИЕ
от 16 марта 1995 года

(извлечение)

Комиссия Волгоградского территориального управления ГКАП России рассмотрела материалы по делу № 56 от 07.02.95 о нарушении п. 1 ст. 7, ст. 8 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", начатого по заявлению АООТ "Калачевский рыбозавод" в отношении органов управления и хозяйствующих субъектов, представители которых участвовали 10.11.94 в качестве членов в заседании научно-промыслового совета при Цимлянскрыбводе: администрации Волгоградской и Ростовской областей, управления Цимлянскрыбвод, АООТ "Волгоградрыбком", АООТ "Ростоврыбком", Волгоградского отделения ГосНИОРХ, Волгоградского и Ростовского комитетов по охране природы, ПО "Донрыба", рыбколхозов "Рыбачий", им. Игнатьева, "Приморец", "Трудовой Дон" Волгоградской области и "Вешенский", ТОО "15 лет Октября" Ростовской области.
Комиссия установила:
1. Цимлянский научно-промысловый совет (в дальнейшем - НПС) на заседании 10 ноября 1994 г. при рассмотрении вопроса о распределении лимитов вылова рыбы в Цимлянском водохранилище на 1995 г. принял решение отказать в их выделении АООТ "Калачевский рыбозавод" (в дальнейшем - Калачевский рыбозавод). Данное решение было принято членами НПС единогласно (письмо управления "Цимлянскрыбвод" от 14.02.95).
Калачевский рыбозавод (заявление от 20.01.95 № 10) считает, что названные действия членов НПС ограничивают его самостоятельность (лишают права на ведение добычи рыбы), создают дискриминирующие ему и, напротив, благоприятствующие условия деятельности хозяйствующим субъектам, которым были выделены лимиты, и ущемляют интересы рыбозавода (упущенная выгода - 34 млн. рублей, согласно справке Калачевского рыбозавода от 07.02.95).
2. АООТ "Волгоградрыбком" (письмо от 17.02.95 № 4-07/32) и рыбколхоз "Рыбачий" (письмо от 20.02.95 № 6), руководители которых являются членами НПС, назвали одной из основных причин отказа Калачевскому рыбозаводу в выделении лимитов то обстоятельство, что все промысловые участки Цимлянского водохранилища закреплены за рыболовецкими колхозами. Закрепление оформлено десятью договорами между управлением Цимлянскрыбвод и соответствующими рыбодобывающими организациями, которые предусматривают передачу последним в бесплатное и бессрочное пользование участков Цимлянского водохранилища. Лишь два из представленных девяти договоров имеют ограничение срока действия - 5 лет.
Договор может быть расторгнут лишь в случае "систематического нарушения "Пользователем участка" правил рыболовства и настоящего договора" (п. 6 договора). Таким образом исключается возможность передачи части участков водоема другим пользователям в случае изменения традиционных пропорций распределения лимитов или входа на рынок добычи рыбы нового хозяйствующего субъекта.
Согласно объяснениям управления Цимлянскрыбвод от 03.03.95 № 03-20"б": "Данные договора были заключены на основании Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 15.09.58 № 1045, с изменениями и дополнениями на 01.01.88". Пункт 4 Положения предусматривает: "Органы рыбоохраны определяют в рыбохозяйственных водоемах промысловые участки и предоставляют право ведения на них промыслового лова рыбы и добычи других водных животных и растений бессрочно в первую очередь государственным предприятиям рыбной промышленности, рыболовецким и другим колхозам, сдающим рыбу государственным предприятиям, и во вторую очередь другим рыбозаготовительным организациям... Условия ведения рыбного хозяйства на указанных водоемах и участках определяются договорами, заключаемыми соответствующими предприятиями с организациями рыбоохраны...".
Приведенные выдержки из Положения и, следовательно, заключенные в соответствии с ними договоры противоречат законодательным актам РФ:
Закон РСФСР от 19.12.91 "Об охране окружающей природной среды" не предусматривает заключение подобных договоров, а согласно статьям 18 и 19 Закона, территория и объемы природопользования должны указываться в лицензии (лицензия на право лова рыбы выдает Комитет РФ по рыболовству, согласно п. 7 Положения о Комитете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.03.93 № 208);
Положение о Комитете РФ по рыболовству не предусматривает право Комитета или его структурных подразделений, к которым относится управление Цимлянскрыбвод, заключать договоры на отвод рыбопромыслового водоема, участка;
традиционно лимиты на добычу рыбы распределяются на один год, что также предусмотрено Временным порядком наделения квотами на добычу водных биологических ресурсов (п. 10), утвержденным Комитетом рыбного хозяйства при Минсельхозе РФ от 23.06.92 № 144 (в дальнейшем - Временный порядок);
заключенные бессрочно или на срок, превышающий один год, договоры на отвод рыбопромыслового водоема, участка являются препятствием доступу на рынок добычи рыбы новым хозяйствующим субъектам, что запрещено Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (ст. 8).
3. Калачевский рыбозавод имеет производственные мощности по добыче рыбы, как того требует п. 3 Временного порядка, а именно: теплоход "Громов" (Т-63 м), теплоход 2543 (376У), ПТС "Кристалл" (697ТБ), ПТС "Дон" (697ТБ), сети с разрешенным размером ячеи - 180 штук при средней длине 60 м каждая (письмо Калачевского рыбозавода от 06.03.95). Участвующие в рассмотрении дела лица не подвергли сомнению технические возможности Калачевского рыбозавода осуществлять лов рыбы.
4. На рассмотрение дела представителем администрации области и представителями рыбколхозов было высказано опасение, что наделение лимитами занимающего доминирующее положение на рынке переработки рыбы Калачевского рыбозавода приведет к существенному ущемлению интересов окружающих рыбозавод рыбодобывающих предприятий.
Отделом анализа товарных рынков Волгоградского ТУ ГКАП России проведен анализ рынка переработки рыбы, результаты которого изложены ниже.
Доминирование определяется способностью хозяйствующего субъекта ограничивать свободу экономической деятельности предприятий - конкурентов в определенных границах, используя свою высокую рыночную долю. Калачевский рыбозавод действует на рынке рыбной продукции на субрынках сырой рыбы в качестве покупателя и переработанной в качестве продавца. В связи с тем что по существующей технологии переработки, в период путины, рыба сначала складируется в холодильниках (осуществляется первичная переработка) и только затем осуществляется глубокая переработка (копчение, вяление и т.д.); для рыбоперерабатывающего предприятия товаром - заменителем сырой рыбы является рыба охлажденная и мороженая. Таким образом, продуктовые границы рынка для Калачевского рыбозавода определяются сырой, охлажденной и мороженой рыбой.
Географические границы рынка для охлажденной рыбы определяются условиями ее сохранности при транспортировке (в рефрижераторах) и равны приблизительно тысяче километров. Географические границы рынка для мороженой рыбы значительно больше, практически неограниченны и зависят только от сложившейся конъюнктуры рынка на данный момент. Поэтому географические границы рынка уточнялись по 1994 году из фактически сложившихся поставок мороженой рыбы у ряда заводов. Опросы хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке, показали, что поставки с астраханских рыбоперерабатывающих и рыбодобывающих предприятий осуществлялись в дальнее зарубежье (авиатранспортом), Сибирь (рефрижераторами); с ростовских - в Краснодар, Ставрополь, Волгоград, Липецк, Марийскую область; с Краснослободского рыбозавода - в Санкт-Петербург; с Калачевского рыбозавода - в Москву; саратовские предприятия работали большей частью на океанском сырье.
Таким образом, реально сложившийся рынок значительно больше административных границ Волгоградской области и включает в себя практически всю европейскую часть России.
Опровержимая презумпция наличия доминирующего положения действует при превышении рыночной доли предприятия размеров в 65%. При рыночной доле предприятия менее чем 35% действует неопровержимая презумпция отсутствия доминирующего положения.
Объемы переработки Калачевского рыбозавода по 1994 год составили 800 т, по другим рыбозаводам Волгоградской области:
Серафимовичский - 176 т;
Краснослободский - 733 т;
Дубовский - 565 т;
Волгоградрыба - 734 т.
Таким образом, доля Калачевского рыбозавода только в границах Волгоградской области и только среди рыбоперерабатывающих предприятий составила 26,6%. Учитывая, что только в пределах Астраханской области действует 8 специализированных рыбоперерабатывающих заводов и 25-30 рыбодобывающих предприятий, которые занимаются первичной переработкой рыбы, и которые по совокупности значительно превышают объемы не только Калачевского рыбозавода, но и всех волгоградских рыбоперерабатывающих предприятий, вместе взятых; кроме того, подобные предприятия действуют в Саратовской, Ростовской и других областях; рыбопереработкой занимаются многие рыбодобывающие предприятия, реальная рыночная доля Калачевского рыбозавода значительно меньше и составляет менее 1%.
Таким образом, в отношении Калачевского рыбозавода действует неопровержимая презумпция отсутствия доминирующего положения.
Характерной чертой развития данного рынка является вертикальная интеграция его участников, т.е. выход вдоль технологической цепочки на соседние субрынки. Так, в Астраханской области на рынок переработанной рыбы вышли многие рыбодобывающие предприятия; вышли на рынок переработанной рыбы и волгоградские рыбодобывающие предприятия, в частности, в 1994 году объемы переработки на рыбодобывающих предприятиях, являющихся акционерами "Волгоградрыбкомпании", составили:
"Фронтовик" - 268 т (из них 269 т охлажденной рыбы);
"Рыбачий" - 63,6 т (из них 42,7 т охлажденной рыбы);
"Ударник" - 67,5 т (из них 67,5 т охлажденной рыбы);
им. Игнатьева - 756,2 т. (из них 470,5 т охлажденной и 6,5 т мороженой);
"Трудовой Дон" - 228,1 т (из них 89,1 т охлажденной);
"Приморец" - 1734 т (из них 56 т охлажденной и 798,3 т мороженой).
Итого по 6 рыбодобывающим предприятиям объем переработки составил 3118,4 т, т.е. больше, чем по специализированным рыбоперерабатывающим предприятиям.
Таким образом, стремление Калачевского рыбозавода выйти на рынок добычи рыбы вызвано отчетливо складывающейся тенденцией у рыбодобывающих предприятий к усилению вертикальной интеграции и повышению тем самым конкурентоспособности своей продукции в условиях непрерывно снижающегося спроса.
5. Рыбодобывающими предприятиями Волгоградской области в 1994 г., при лимитах 6340 т фактически выловлено в Цимлянском водохранилище 4743,4 т рыбы. Недолов в размере 1596,6 т складывается из следующих недоловов рыбопромысловых организаций: "Фронтовик"- 18 т, "Рыбачий" - 191,7 т, "Ударник" - 658,8 т, им. Игнатьева - 592,9 т, "Трудовой Дон"- 45,8 т, "Приморец" - 89,4 т (письмо управления Цимлянскрыбвод от 14.02.95 № 03-48). В 1995 г. среди рыбодобывающих предприятий Волгоградской области было распределено лимитов в объеме 6145 т, из них лимитируемых - 2960 т, в т.ч. леща - 2600 т, синца - 105 т, судака - 255 т (протокол заседания НПС от 10.11.94).
Калачевский рыбозавод подавал заявку на выделение лимитов в объеме 173 т: судак - 20 т, синец - 3 т, лещ - 150 т.
6. Согласно письму управления Цимлянскрыбвод от 14.02.95 № 03-48: "рыбодобывающими организациями Волгоградрыбкомпании в 1994 г. на мелиоративные работы в бассейне реки Дона и Цимлянского водохранилища на территории Волгоградской области из средств рыболовецких предприятий израсходовано 80200 тыс. рублей в ценах на 01.01.94 вместо запланированных 37500 тыс. рублей. Кроме того, Волгоградрыбкомпания совместно с Ростоврыбкомпанией финансируют хоздоговорную тему Волгоградскому отделению ГосНИОРХ по определению рыбных запасов и биологическое обоснование вылова рыбы по годам в Цимлянском водохранилище".
Обязанность природопользователей выполнять мероприятия по охране окружающей природной среды предусмотрена ст. 20 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды".
Представитель Калачевского рыбозавода заявил о том, что в случае выделения лимитов на вылов рыбы рыбозавод обязуется выполнять природоохранные мероприятия наравне с другими природопользователями.
7. Свое желание получить лимит на вылов рыбы Калачевский рыбозавод объясняет следующими причинами:
"в последние годы рыболовецкие колхозы в системе объединения "Волгоградрыбхоз" занимаются строительством новой, реконструкцией существующей производственной базы по переработке рыбы, самостоятельно занимаются реализацией охлажденной рыбы в неограниченных объемах. Пример тому: перерабатывающий цех в р/к им. Игнатьева, строительство холодильников в р/к "Ударник", установка холодильных камер и др. ... В связи с этим на рыбозавод поступает ограниченное количество рыбы с ухудшенным породным составом, где доминирующее значение имеют густера и густера мелкая. Все это крайне отрицательно сказывается на экономике и финансовом положении рыбозавода, подрывает его базу, приводит к остановке производства, что недопустимо в условиях рыночной экономики... Коллектив АООТ "Калачевский рыбозавод" видит путь выхода из сложившейся кризисной ситуации в организации собственного вылова рыбы для собственной промпереработки" (заявка Калачевского рыбозавода от 15.09.94 № 89, направленная в управление Цимлянскрыбвод);
традиционные поставщики рыбы-сырца Калачевского рыбозавода рыбколхозы им. Игнатьева и "Фронтовик" перестали в 1994 г. сдавать ему рыбу, несмотря на наличие договоров (письмо Калачевского рыбозавода от 06.03.95).
8. Таким образом действия органов управления и хозяйствующих субъектов, представители которых высказались за отказ в выделении лимитов Калачевскому рыбозаводу, являются нарушением ст. 8 Закона РСФСР "О конкуренции...", предусматривающей: "Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) органов власти или управления с другими органами власти или управления либо с хозяйствующим субъектом, которые имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на ... раздел рынка по территориальному принципу..., ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов".
9. Рекомендованное НПС распределение лимитов было утверждено Комитетом РФ по рыболовству (по информации, полученной от представителей администрации области и управления Цимлянскрыбвод).
Тем самым совершено нарушение п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции...", которая предусматривает: "Органам власти и управления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют и (или) могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе запрещается: ... необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, ... необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности".
Кроме того, названные действия Комитета РФ по рыболовству противоречат ст. 8 Закона РСФСР "О конкуренции...".
Руководствуясь ст. 12 Закона РСФСР "О конкуренции..." и в соответствии с Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными приказом ГКАП России № 53 от 12 мая 1994 года, Комиссия решила:
1. Выдать предписание Комитету РФ по рыболовству о прекращении нарушения антимонопольного законодательства: выделить лимиты на вылов рыбы в Цимлянском водохранилище АООТ "Калачевский рыбозавод".
2. Выдать предписания управлению Цимлянскрыбвод и хозяйствующим субъектам, с которыми были заключены договоры на отвод промыслового водоема, участка в Цимлянском водохранилище, о расторжении названных договоров.
3. Выдать предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства органам управления и хозяйствующим субъектам, представители которых проголосовали за отказ в выделении лимитов Калачевскому рыбозаводу.

Председатель Комиссии
С.А.МАЛАХОВ

Члены Комиссии
Ю.В.КАСЬЯНОВ
Ю.Н.ХУДЯКОВ
М.В.ПИВОВАРОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru