Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Волгоградской обл. от 17.10.2007 по делу № А12-12713/07с60
<СТАТЬЯ 172 НК РФ НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ КОНКРЕТНОГО И ЗАКРЫТОГО ПЕРЕЧНЯ ДОКУМЕНТОВ, ОБОСНОВЫВАЮЩИХ ВЫЧЕТЫ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ ИМЕЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ИСТРЕБОВАТЬ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ШИРОКИЙ И НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ КРУГ ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫЕ ОБОСНОВЫВАЮТ ВЫЧЕТЫ ПО НДС, В ТОМ ЧИСЛЕ И ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Содержание документа соответствует официальному тексту документа.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 октября 2007 г. по делу № А12-12713/07с60

Арбитражный суд Волгоградской области
в составе:
судьи Любимцевой Ю.П.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Любимцевой Ю.П.,
рассмотрев дело по иску ОАО "Территория промышленного развития "ВгТЗ"
к Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области
о признании недействительным ненормативного акта
при участии в заседании:
от истца - Г. - доверенность от 23.05.07 г. № 11/57
от ответчика - С. - доверенность от 12.03.07 г.
ОАО "Территория промышленного развития "ВгТЗ" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области от 15.05.2007 г. № 14-10/2330 о привлечении к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 200 руб. на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ.
Ответчик против иска возражает.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

22.02.2007 г. ОАО "Территория промышленного развития "ВгТЗ" (далее - ОАО "ТПР "ВгТЗ") в Межрайонную ИФНС России № 9 по Волгоградской области была представлена налоговая декларация по НДС за январь 2007 года.
В ходе проведения камеральной проверки данной декларации налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено требование от 27.02.2007 г. № 14-10/30793 о предоставлении в соответствии со статьями 31, 88, 93 НК РФ следующих документов для подтверждения правильности исчисления налога:
- книги покупок за январь 2007 г.;
- книги продаж за январь 2007 г.;
- журналов-ордеров по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по субконто Контрагента за январь 2007 г.;
- журналов-ордеров по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" за январь 2007 г.
Требование налогового органа в установленный законом срок налогоплательщиком не исполнено.
В ответ на требование налогового органа ОАО "ТПР "ВгТЗ" направлено письмо от 19.03.2007 г. № 170/06, в котором налогоплательщик выразил отказ в предоставлении истребованных документов ввиду необоснованности данного требования.
Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области было принято решение от 15.05.2007 г. № 14-10/2330 о привлечении ОАО "ТПР "ВгТЗ" к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 200 руб. по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок документов, необходимых для проведения налогового контроля.
Истец считает, что данное решение является неправомерным, несоответствующим требованиям налогового законодательства, нарушает его права и законные интересы, в связи с чем, просит признать его недействительным.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что требование истца не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
По смыслу пунктов 1 и 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету) в силу закона.
При этом по общему правилу налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (пункт 7 статьи 88 НК РФ).
Вместе с тем, в исключение из этого правила налоговый орган может истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие:
- право на получение налоговых льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ),
- право на возмещение НДС (абз. 1 п. 8 ст. 88 НК РФ),
- правомерность применения налоговых вычетов (абз. 2 п. 8 ст. 88 НК РФ),
- документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ).
При этом следует отметить, что абзац 2 пункта 8 статьи 88 НК РФ, устанавливающий право налоговых органов истребовать документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, является самостоятельной правовой нормой. В самом абзаце 2 пункта 8 статьи 88 НК РФ никак не ограничены случаи его применения, в нем не сказано, что право налогового органа истребовать документы, подтверждающие вычеты, действует лишь в случае, когда налогоплательщик подает декларацию по НДС с суммой налога к возмещению.
То, что в первом абзаце пункта 8 названной статьи указано, что камеральная проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, означает лишь, что при камеральной проверке налоговой декларации с суммой налога к возмещению налоговый орган вправе потребовать указанные документы. Однако это не означает, что в иных случаях, при камеральной проверке налоговой декларации с суммой налога к уплате, истребовать документы, подтверждающие правомерность вычетов, нельзя. Согласно абзацу 2 пункта 8 статьи 88 НК РФ налоговый орган имеет на это право, и абзац 1 пункта 8 статьи 88 НК РФ указанное право никак не ограничивает.
Буквальное содержание названной нормы права позволяет сделать вывод о том, что при проведении камеральной проверки налоговые органы вправе требовать документы, подтверждающие правомерность вычета по НДС, в любых случаях, когда в декларации заявлены вычеты: как при представлении налогоплательщиком декларации с суммой налога к возмещению, так и при представлении декларации с суммой налога к уплате.
При этом следует отметить, что статья 172 НК РФ не предусматривает конкретного и закрытого перечня документов, обосновывающих вычеты. Следовательно, налоговые органы имеют возможность истребовать при проведении камеральной проверки широкий и неопределенный круг документов, которые обосновывают вычета по НДС, в том числе и первичные документы. Данная позиция подтверждается Постановлением ВАС РФ от 23.05.2006 г. № 14766/05.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
Согласно пункту 3 статьи 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.
Пунктом 4 названной статьи установлено, что отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.
Следовательно, не представив документы в установленный статьей 93 НК РФ срок, ОАО "ТПР "ВгТЗ" допустило налоговое правонарушение, предусмотренное статьей 126 НК РФ, за что и было привлечено к ответственности в виде штрафа в сумме 200 руб.
При таких обстоятельствах, суд считает, что действия налогового органа по привлечению истца к ответственности основаны на законе.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167 - 171 АПК РФ, суд

решил:

в иске ОАО "Территория промышленного развития "ВгТЗ" отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья
ЛЮБИМЦЕВА Ю.П.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru