Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра в Волгоградской обл. Управления Минюста РФ по Южному федеральному округу от 26.01.2007 № 30з
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17 ЯНВАРЯ 2001 ГОДА № 499-ОД "О СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ЗАКОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 31 МАЯ 2005 ГОДА № 1066-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 26 января 2007 г. № 30з

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17 ЯНВАРЯ 2001 ГОДА
№ 499-ОД "О СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В ВОЛГОГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ЗАКОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 31 МАЯ 2005 ГОДА № 1066-ОД)

Отделом законодательства и федерального регистра в Волгоградской области Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2006 года № 321 "Об утверждении Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня управлений Министерства юстиции по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 13 ноября 2006 года № 127 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена повторная юридическая экспертиза Закона Волгоградской области от 17 января 2001 года № 499-ОД "О сфере культуры и искусства в Волгоградской области" (в редакции Закона Волгоградской области от 31 мая 2005 года № 1066-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения повторной юридической экспертизы является запрос заместителя председателя комитета Волгоградской областной Думы по науке, образованию, культуре и общественным связям от 8 ноября 2006 года № 14-23/2918.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящий Закон определяет правовую базу создания и функционирования организаций культуры и искусства на территории Волгоградской области.
Предметом правового регулирования исследуемого Закона являются правоотношения, направленные на обеспечение и защиту конституционного права граждан на культурную деятельность и свободный доступ к культурным ценностям и благам, на сохранение традиций национальных культур.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (в редакции от 06.01.2007 № 1-ФЗ);
- Основами законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1 (в редакции от 29.12.2006 № 258-ФЗ);
- Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции от 30.12.2006 № 276-ФЗ);
- Федеральным законом от 22.08.1996 № 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (в редакции от 03.03.2006 № 31-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2006 № 258-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2006 № 258-ФЗ);
- Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1994 № 442 "О государственных наградах Российской Федерации" (в редакции от 28.06.2005 № 736);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Основ законодательства Российской Федерации о культуре законодательство Российской Федерации о культуре состоит из настоящих Основ, законов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации о культуре.
В соответствии с подпунктами 15 - 18 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения; организации библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации; создания и поддержки государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации); организации и поддержки учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных государственных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации).
Следовательно, исследуемый Закон принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем принятия нормативного правового акта в форме закона.
Однако в тексте исследуемого Закона выявлено несоответствие федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
В соответствии с абзацем 4 пункта 4 статьи 15 исследуемого Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских и сельских поселений в сфере культуры и искусства относится организация предоставления дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства.
Вместе с тем статьей 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющей перечень вопросов местного значения, решение которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления поселений, не закреплены полномочия по организации предоставления дополнительного образования.
Полномочиями по организации предоставления дополнительного образования в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 Закона Российской Федерации "Об образовании", подпунктом 11 пункта 1 статьи 15, подпунктом 13 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обладают органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается во вторжении субъекта Российской Федерации в компетенцию Российской Федерации в части определения вопросов местного значения поселений.
Наряду с этим в статье 15 исследуемого Закона выявлены коллизионные нормы.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 15 Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере культуры и искусства относится организация библиотечного обслуживания (обеспечение услугами библиотечного коллектора). Вместе с тем согласно абзацу 2 пункта 4 указанной статьи к полномочиям органов местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов в сфере культуры и искусства относится организация библиотечного обслуживания населения (за исключением обеспечения услугами библиотечного коллектора).
Таким образом, коллизия норм заключается в одновременном наделении и лишении городских округов полномочий по обеспечению услугами библиотечного коллектора.
Содержание и форма анализируемого Закона соответствуют правилам законодательной техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 7 февраля 2001 года № 24.
Закон Волгоградской области от 31 мая 2005 года № 1066-ОД, которым вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 9 июня 2005 года № 103.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 17 января 2001 года № 499-ОД "О сфере культуры и искусства в Волгоградской области" (в редакции Закона Волгоградской области от 31 мая 2005 года № 1066-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части наделения органов местного самоуправления городских и сельских поселений полномочиями по организации предоставления дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства.
Предлагаю привести исследуемый Закон Волгоградской области в соответствие с федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник отдела
законодательства и федерального
регистра в Волгоградской области
Управления Минюста России
по Южному федеральному округу
советник юстиции 3-го класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru