Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу в Волгоградской обл. от 02.03.2006 № 91з
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 9 ИЮЛЯ 1996 ГОДА № 69-ОД "О ДОБРОВОЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ДРУЖИНАХ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 14 МАЯ 2003 ГОДА № 818-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 2 марта 2006 г. № 91з

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 9 ИЮЛЯ 1996 ГОДА № 69-ОД
"О ДОБРОВОЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ДРУЖИНАХ" (В РЕДАКЦИИ
ОТ 14 МАЯ 2003 ГОДА № 818-ОД)

Отделом законодательства и федерального регистра Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу в Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 года № 7 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 5 марта 2005 года № 6 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена повторная юридическая экспертиза Закона Волгоградской области от 9 июля 1996 года № 69-ОД "О добровольных народных дружинах" (в редакции от 14 мая 2003 года № 818-ОД) (далее - Закон Волгоградской области) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения повторной юридической экспертизы является поручение заместителя руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 10 февраля 2006 года № 02-25/57 об исследовании законодательства Волгоградской области в сфере безопасности и охраны правопорядка.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящий Закон Волгоградской области определяет правовой статус добровольных народных дружин, условия их создания и деятельности по оказанию содействия правоохранительным органам в обеспечение общественного порядка на территории муниципальных образований Волгоградской области.
Предметом правового регулирования исследуемого Закона Волгоградской области являются отношения по обеспечению общественной безопасности и правопорядка на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 31 декабря 2005 года № 203-ФЗ);
- Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 15 февраля 2006 года № 24-ФЗ);
- Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 года № 2446-1 "О безопасности" (в редакции от 7 марта 2005 года № 15-ФЗ);
- Кодексом Волгоградской области об административной ответственности.
Согласно пункту "б" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона Российской Федерации "О безопасности" граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере.
В соответствии со статьей 6 указанного выше Закона Российской Федерации законодательные основы обеспечения безопасности составляют Конституция РСФСР, настоящий Закон, законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.
Следовательно, исследуемый Закон Волгоградской области принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании подпункта "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственный власти субъекта Российской Федерации вправе принимать исследуемый нормативный правовой акт, направленный на регулирование рассматриваемой сферы отношений.
Однако в ходе проведения юридической экспертизы областной Закон признан не соответствующим действующему федеральному законодательству в части определения правового статуса добровольной народной дружины по следующим правовым основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 исследуемого Закона Волгоградской области добровольная народная дружина - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования, являющаяся территориальным общественным самоуправлением, создаваемая в целях оказания содействия правоохранительным органам в их деятельности по охране общественного порядка, защите от противоправных посягательств на права и свободы граждан, укреплению правопорядка и борьбе с правонарушениями.
Согласно части 1 пункта 1 и пункта 2 статьи 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
Кроме того, считаю необходимым отметить, что в контексте пункта 1 статьи 1 Закона Волгоградской области под "самоорганизацией" понимается не организационная форма, а процедура (порядок). Содержание понятия "добровольная народная дружина" ненадлежаще сформулировано с точки зрения правил русского языка.
В соответствии с пунктом 2 Закона Волгоградской области народная дружина создается решением органа местного самоуправления по инициативе населения и может быть наделена в соответствии с Уставом муниципального образования правами юридического лица с самостоятельным балансом, открытия счетов в банках, ведения финансово-хозяйственной деятельности, иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием. Положение о народной дружине утверждается представительным органом муниципального образования.
Однако согласно пункту 5 статьи 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
Таким образом, создание добровольной народной дружины в форме территориального общественного самоуправления неправомерно.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 9 июля 1996 года № 69-ОД "О добровольных народных дружинах" (в редакции от 14 мая 2003 года № 818-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части установления правового статуса добровольной народной дружины.
Предлагаю привести исследуемый Закон Волгоградской области в соответствие с действующим федеральным законодательством, сообщить о результатах рассмотрения настоящего заключения.

Начальник отдела законодательства
и федерального регистра Главного
управления Минюста России
по Южному федеральному округу
в Волгоградской области
советник юстиции 2-го класса
Е.Н.КОРОЛЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru