Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






Волгоградская91.txt.19431
Волгоградская

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 06.01.2000
<О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 193 О НАРУШЕНИИ ОАО "КАЛМГАЗ" АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 января 2000 года

Комиссия ТУ МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 193 по признакам нарушения ОАО "Калмгаз" п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
В территориальное антимонопольное управление обратился с письмом отдел экономики и прогнозирования Аппарата представителя Президента Республики Калмыкия (Письмо исх. № 25 от 20.06.99), в котором сообщалось следующее.
В службу защиты прав потребителей Аппарата представителя Президента Республики Калмыкия в Лаганском районе поступило заявление Рогатина М.Я. и Стрючковой А.А. об отказе филиала "Каспийскрайгаз" ОАО "Калмгаз" в установке газовых счетчиков определенного производителя, имеющего предусмотренную законодательством РФ документацию (разрешение к применению и сертификат соответствия).
ОАО "Калмгаз" в Письме от 11.03.97 № 100 руководителю филиала "Каспийскрайгаз" сообщает о применении только счетчиков определенного типа и класса фирмы "Нуове Пиньоне" (Италия), ссылаясь при этом на Приказ общества от 01.09.96 № 318. П. 6 названного приказа устанавливает приоритетность на территории республики счетчиков типов С-4 и С-6 производства стран Словакии, Германии и Италии для "унификации работ по монтажу, эксплуатации, ремонту и госпроверке газовых счетчиков". Письмом от 22.02.99 № 131 филиал "Каспийскрайгаз" подтверждает исполнение данного указания. При этом ОАО "Калмгаз" ссылается на Письмо Госгортехнадзора России от 16.06.95 № 03-35/217.
Изучив обстоятельства дела и действующее законодательство, Комиссия пришла к следующим выводам.
Письмом от 16.06.95 № 03-35/217 Госгортехнадзор России "разрешает применение на территории РФ бытовых газовых счетчиков определенных типов", т.е. письмо носит рекомендательный характер.
Постановлением Госгортехнадзора России от 14.02.95 № 8 устанавливаются общие требования на проведение эксплуатационных испытаний, которые являются обязательными для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, все газовые счетчики, прошедшие установленную процедуру разрешения к их изготовлению, эксплуатации, сертификацию, будут применимы в качестве средств измерения на территории РФ.
Кроме того, антимонопольным управлением был направлен запрос в Нижне - Волжский округ Госгортехнадзора России, который в своем ответе указал, что могут применяться бытовые газовые счетчики как отечественного, так и импортного производства. Необходимо лишь иметь сертификат соответствия Госстандарта РФ и разрешение Госгортехнадзора РФ.
Письмами от 24.11.99 № 595 и № 585 ОАО "Калмгаз" сообщило, что по состоянию на 01.10.99 на территории Республики Калмыкия за 1996 - 1999 гг. установлено бытовых счетчиков производства Италии, Франции 35%, остальных, в том числе российских, - 65%. Монтаж остальных счетчиков помимо ОАО "Калмгаз" производится девятью субъектами, из чего следует, что ОАО "Калмгаз" не занимает доминирующего положения на рынке услуг обеспечения потребителей бытовыми газовыми счетчиками.
Комиссия отмечает, что последнее утверждение верно, так как услугу по установке и обеспечению газовыми счетчиками могут выполнять и выполняют организации, имеющие лицензию Госгортехнадзора РФ и специально обученный персонал. Однако ОАО "Калмгаз" является владельцем газораспределительных сетей и осуществляет услуги газоснабжения для населения и предприятий. Ряд инфраструктурных отраслей, связанных с эксплуатацией различного рода сетей (в том числе и газовых), относятся к естественным монополиям. Субъекты естественных монополий, к которым относится и ОАО "Калмгаз", по сути своего положения доминируют на рынке газоснабжения.
ОАО "Калмгаз" также включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов по услуге газоснабжения в географических границах Республики Калмыкия.
Так как ОАО "Калмгаз" - единственная организация на территории Республики Калмыкия, оказывающая услуги газоснабжения, и владелец газораспределительных сетей, то она и определяет условия эксплуатации газовых сетей, условия потребления газа и его учета с помощью счетчиков.
При выдаче технических условий на установку приборов учета ОАО "Калмгаз", пользуясь правом владельца сетей, к которым осуществляется доступ через прибор учета, исходя из своих интересов, а не интересов потребителя, определяет тип газового счетчика.
Он навязывает установку газовых счетчиков типов С-4 и С-6, произведенных в Словакии, Германии и Италии и значительно дороже отечественных аналогов. В случае установки счетчиков иных типов ОАО "Калмгаз" не выдает технические условия на установку счетчика или газоснабжение вновь вводимого в эксплуатацию жилого объекта или объекта коммунально - бытового назначения и не принимает в эксплуатацию.
Так как потребитель уже подключен к сети или намерен подключиться, а именно он сделал выбор в пользу единственного поставщика газа ОАО "Калмгаз", и условия поставки газа его устраивают, то он вынужден соглашаться на невыгодные условия доступа к сети, связанные с большими затратами на приобретение счетчика.
ОАО "Калмгаз" проявляет свою рыночную власть, пользуясь доминирующим положением на рынке газоснабжения, и навязывает потребителю невыгодные условия при установке газовых счетчиков.
Таким образом, ОАО "Калмгаз", занимая доминирующее положение на рынке услуг по газоснабжению, разрешает устанавливать только определенные им газовые счетчики. Данные действия имеют (могут иметь) своим результатом ущемление интересов физических лиц (других хозяйствующих субъектов).
Статья 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещает действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц.
Вышеупомянутыми Письмами от 24.11.99 № 595 и № 585 ОАО "Калмгаз" проинформировало антимонопольное управление об отмене Приказа № 318 от 19.09.96 и Письма № 100 от 11.03.97 на основании Приказа № 663 от 23.11.99. Таким образом, ОАО "Калмгаз" добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства.
Руководствуясь п. 2.14 Правил о рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия определила:
Дело № 193 о нарушении ОАО "Калмгаз" пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" производством прекратить.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Е.Г.ПОПОВА
О.В.НОВИКОВА
О.В.БОНДАРЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru